Госкапелла России,
    Дмитрий Крюков

    6 декабря 2016, начало в 19:00

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    Малер
    «Жалобная песнь» – кантата для солистов, хора и оркестра
    (первое исполнение в России первой авторской редакции)

    Концерт в одном отделении


    Уважаемые слушатели! Обращаем ваше внимание, что в связи с болезнью Геннадия Рождественского в концерте выступит приглашенный дирижер Большого театра России Дмитрий Крюков.

    Вы можете вернуть билеты в любой кассе филармонии не позднее чем через 10 дней после даты концерта.

    12+

    Абонемент №78:

    Дирижирует Геннадий Рождественский

    Кантату «Жалобная песнь» Малер задумал в 1878 году, вдохновившись романтической легендой о том, как флейта, сделанная из кости рыцаря, злодейски убитого братом, зазвучала в руках музыканта и изобличила убийцу. Малер сам сочинил стихотворный текст, положив в его основу сказки «Жалобная песня» Людвига Бехштейна и «Поющая косточка» братьев Гримм. Партитура была закончена в 1880 году и через год представлена на бетховенский конкурс, жюри которого отклонило ее, присудив премию Роберту Фуксу – по иронии судьбы, одному из учителей Малера. (В письме композитора, адресованном Наталии Бауэр-Лехнер, которое упоминается в аннотации Рождественского, ошибочно говорится о том, что премию получил Виктор фон Херцфельд.) В 1883 Малер посылал партитуру Ференцу Листу, надеясь на его поддержку, но также получил отказ – Листу не понравился текст кантаты. Позднее композитор не раз возвращался к сочинению: в 1893 году снял первую часть, сократил количество арф с шести до двух и вычеркнул партию второго оркестра (за сценой), в 1898 восстановил ее. 

    Новая редакция, где отсутствовала первая часть, была издана в 1899 году и впервые исполнена под управлением автора в Вене в 1901. Партитура первой части увидела свет лишь в 1969 году; последовавшие записи и исполнения «Жалобной песни» основывались именно на этом издании первой части, к которому добавлялись вторая и третья в позднейшей авторской версии. Первоначальная редакция «Жалобной песни», которую Малер закончил в 1880 году, но так и не услышал, впервые прозвучала только в 1997 в Манчестере, дирижировал Кент Нагано. По словам выдающегося исследователя малеровского творчества Инны Барсовой, «Музыка «Жалобной песни» – незрелого юношеского сочинения – сочетает в себе влияния Вагнера и Брукнера со стилистическими чертами, в которых уже угадывается будущий Малер. И жанровая определенность некоторых тем – маршевость, торжественная хоральность, песенность, имитация фанфарных сигналов, и отдельные приемы музыкального изложения, как, например, долго выдержанные, словно оцепеневшие, тремоло скрипок во вступлении или звучание многих основных тем в медной группе – все это уже предвосхищает аналогичные черты симфоний Малера».

    * * *

    «Поступив в октябре 1877 года в Венский университет, 17-летний Густав Малер изучает гармонию в классе Антона Брукнера. Брукнер в это время работал над очередной новой редакцией Третьей симфонии, премьера которой состоялась под его управлением в конце 1877 года... оркестр Венской филармонии саботировал это исполнение. Музыканты немедленно покинули сцену по окончании симфонии, и бедный Брукнер в одиночестве кланялся группе энтузиастов, среди которых был Малер. Присутствовавший на этой злосчастной премьере издатель Теодор Рэттиг взялся напечатать партитуру симфонии и ее четырехручное переложение, которое он поручил сделать молодому Малеру и его другу и соученику Рудольфу Кржижановскому. Переложение было сделано очень быстро и исполнено в университетском классе в присутствии Брукнера и его друзей. Брукнер был так растроган, что подарил рукописную партитуру Третьей симфонии Малеру. Высоко ценя дарование своего молодого ученика, он частенько после занятий в университете приглашал его выпить кружку пива, за которой обсуждались волнующие обоих музыкальные проблемы. Позднее, став концертирующим дирижером и много гастролируя по Европе, Малер, даже находясь в Вене проездом, всегда навещал Брукнера, который, провожая гостя, спускался с четвертого этажа на улицу, держа в руках шляпу,— высшее проявление вежливости в Австрии.

    При жизни Брукнера Малер дирижировал его «Te Deum», на обложке партитуры которого вместо слов «для солистов, хора и оркестра» он написал: «для ангельских голосов, чистых сердец и душ, очищенных огнем». После исполнения Малер сообщал Брукнеру: «Многоуважаемый Маэстро и друг мой! Вчера, в Страстную пятницу, я дирижировал Ваш великолепный, могучий “Te Deum”. И музыканты, и вся публика были глубоко захвачены мощью его построения и возвышенностью мысли. А по окончании произошло то, что я рассматриваю как величайший триумф произведения: публика продолжала сидеть безмолвно и неподвижно, и только когда дирижер и музыканты покинули свои места, разразилась буря рукоплесканий. От всего сердца жму Вам руку, высокочтимый друг мой, и остаюсь в самом подлинном смысле слова –  Ваш Густав Малер».

    Исполняемые сегодня кантаты Малера –  «Лесная сказка» и «Жалобная песнь» –  были задуманы в годы учения у Брукнера и, естественно, в них нетрудно услышать интонации обожаемого Малером учителя. Собственно говоря, «Лесная сказка» и «Жалобная песнь» не кантаты, а кантата в трех частях. Это единое сочинение, первая часть которого называется «Лесная сказка», а вторая и третья («Менестрель» и «Свадьба») объединены под названием «Жалобная песнь», или «Печальная песнь». Кантата в своем трехчастном варианте была представлена Малером на так называемый Бетховенский конкурс, на соискание Бетховенской премии. Позднее Малер писал своему большому другу, Наталии Бауэр-Лехнер: «Если бы жюри, включавшее Брамса, Карла Гольдмарка, Эдуарда Ганслика и Рихтера, присудило бы мне 500 гульденов за Кантату, вся моя жизнь была бы иной, но... я и Ротт ушли с пустыми руками, после чего Ротт сошел с ума, а я был ввергнут в ад театральной жизни».

    Ганс Ротт был соучеником Малера, он представил на суд жюри свою симфонию и, будучи отвергнутым, действительно сошел с ума. В поезде по дороге из Вены в Эльзас он стал уверять пассажиров, что Брамс подложил в вагон заряд динамита, чтобы убить его... Сам Малер, несмотря на непризнание кантаты столь компетентным жюри, считал эту работу значительной. «Это первая вещь, в которой я ощутил себя Малером»,— говорил он друзьям. 

    Кантата была впервые исполнена 17 февраля 1901 года в Вене под управлением автора. Причем первая ее часть –  «Лесная сказка» –  не исполнялась, и партитура долгое время считалась утерянной. На самом же деле она не пропала; композитор отдал ее своей сестре Жюстине, а та, в свою очередь, передала партитуру своему сыну –  Альфреду Розэ. Он и продирижировал впервые «Лесную сказку» по радио в городе Брно 28 ноября 1934 года. Для этого исполнения Розэ сам расписал оркестровые и хоровые партии, так как никому не разрешал копировать принадлежащую ему партитуру. В конце 30-х годов он эмигрировал в США, где и умер, в связи с чем следы «Лесной сказки» казались вновь утерянными, но, как говорится, «нет ничего тайного, что бы не стало явным». В 1969 году партитура «Лесной сказки» обнаружилась в коллекции неких братьев Осборн в американском городе Нью-Хейвен. Братья Осборн подарили рукопись Йельскому университету, где она и была исполнена под управлением Фрэнка Бриффа. На следующий год появилась первая запись «Лесной сказки», сделанная Пьером Булезом.

    Кантата Малера написана по народному сказанию, опубликованному в середине прошлого века в книге известного немецкого фольклориста Людвига Бехштейна. В первой части кантаты –  «Лесной сказке» –  рассказывается о прекрасной королеве, руки которой не мог добиться ни один доблестный рыцарь. Несмотря на все их достоинства, королева оставалась непреклонной. По народному поверью, счастье мог завоевать только тот, кто найдет в лесу волшебный красный цветок, сорвет его и преподнесет королеве. Два брата решили попытать счастья и отправились в лес на поиски волшебного цветка. Их пути разделились –  один пошел на запад, другой на восток. Младший брат нашел цветок, сорвал его и, украсив им свою шляпу, мирно заснул под ивой, ожидая старшего брата. В этом месте кантаты звучит очень красивое соло сопрано, сопровождаемое флейтами: «О, соловей,— поет голос,— умолкни, не буди счастливца!»

    Но счастливца разбудил не соловей, а его старший брат. Собственно говоря, он даже не будил его, а, увидев на шляпе младшего красный цветок, просто-напросто вынул из ножен меч, отрубил ему голову и, таким образом, без особого, как ему казалось, труда овладел королевской короной.

    Во второй части («Менестрель») события разворачиваются так: В лесу, под ивой, засыпанный листьями лежит обезглавленный рыцарь. Странствующий менестрель находит под этой ивой кость и из нее делает флейту. У флейты один недостаток –  музыка, которую извлекает менестрель, всегда печальна. А в один прекрасный момент флейта пропела: «О, менестрель, милый менестрель, послушай мою печальную историю. Меня убил мой брат из-за красного цветка и завоевал сердце королевы».

    «Ну, люди,— говорит менестрель,— не знаю, как вы, а я пойду ко двору, где сейчас готовится свадьба, и пропою эту песню там!»

    Такой попался смелый менестрель...

    Третья часть кантаты –  «Свадьба». На высокой горе стоит королевский замок. Празднично звучат трубы и тимпаны; здесь собрались бравые рыцари и их дамы: «О, радость, о, радость! Сегодня королева выходит замуж за юного рыцаря, принесшего ей красный цветок». Но почему жених так бледен? Так грустен, так молчалив? Он как будто бы не слышит праздничных звуков, не видит гостей, прибывших поздравить его, а среди них ведь и наш менестрель! 

    Менестрель заиграл на флейте и из нее полились скорбные звуки: «О, менестрель, милый менестрель, послушай мою печальную историю. Меня убил мой брат из-за красного цветка и завоевал сердце королевы...» Жених приподнялся на кресле, взял флейту из рук менестреля и попытался поиграть сам, но –  о, ужас! –  вот что он услышал:

    О, брат мой, о, брат мой, это ты убил меня,

    А теперь ты играешь на флейте, сделанной из моей кости,

    Зачем ты лишил меня жизни, зачем?..

    Королева замертво рухнула на пол, трубы и тимпаны замолкли, бравые рыцари и их дамы оцепенели от ужаса. «Вот так свадьба! Вот так свадьба! Свет факелов погас... О, печаль» –  заключает кантату сопрано соло».

    (По книге: Геннадий Рождественский. Преамбулы. М., 1989.)

    Подготовил Илья Овчинников


    Государственная академическая симфоническая капелла России

    Государственная академическая симфоническая капелла России – уникальный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов. Он объединяет хор, оркестр и солистов-вокалистов, которые, существуя в органичном единстве, сохраняют в то же время определенную творческую самостоятельность.

    Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским.

    Оба коллектива прошли славный творческий путь. Оркестр возник в 1957 году и до 1982 года был оркестром Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года – Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили С. Самосуд, Ю. Аранович и М. Шостакович. Камерный хор был создан В. Полянским в 1971 году. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР.

    С хором Валерий Полянский объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в котором участвовали Ирина Архипова, Олег Янченко, Ансамбль солистов Большого театра СССР… В 1986 году, по приглашению Святослава Рихтера, Валерий Полянский и его хор представили программу из сочинений П. И. Чайковского на фестивале «Декабрьские вечера», а в 1994 году – «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. В то же время Государственный камерный хор заявил о себе и за рубежом, триумфально выступив с Валерием Полянским на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), в Нардене (Голландия); памятно участие в знаменитых «Променад-концертах» в Альберт-холле (Великобритания), выступления в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене, Альби.

    День рождения Госкапеллы – 27 декабря 1991 года: тогда в Большом зале Консерватории прозвучала кантата Антонина Дворжака «Свадебные рубашки» под управлением Геннадия Рождественского. В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. Деятельность хора и оркестра Капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки, выступали с финалистами международных конкурсов имени Чайковского и имени Рахманинова. Капелла с триумфом гастролировала в США, Англии, Италии, Германии, Нидерландах, в странах Юго-Восточной Азии.

    Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей — Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский постоянно проводит монографические симфонические циклы, посвященные Бетховену, Брамсу, Рахманинову, Малеру и другим великим композиторам.

    С Капеллой сотрудничают многие российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывает коллектив с Геннадием Николаевичем Рождественским, который ежегодно представляет с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент.

    За последние годы у коллектива выработалась своя схема в построении сезона. Его крайние точки посвящены выступлениям в малых городах. С 2009 года в Тарусе Капелла проводит фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году прибавился Елец, где триумфально прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. «Не надо много слов о патриотизме, – сформулировал свою позицию В. Полянский, – молодежь просто должна слышать эту музыку, внушающую любовь к родине. Преступление, что есть города, где люди никогда не слышали живой симфонический оркестр, не видели оперных постановок. Мы стараемся исправить эту несправедливость».

    В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» А. Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала «Жизнь за царя» М. Глинки.

    Знаковым событием 2014 года стало концертное исполнение Госкапеллой редко звучащей оперы «Семен Котко» Прокофьева, которое состоялось на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии и  было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие».

    Интенсивно протекает гастрольная деятельность Госкапеллы. Высочайшему исполнительскому мастерству оркестра аплодировала британская публика во время осеннего турне 2014 года. «Есть дирижеры, считающие Пятую симфонию Чайковского слишком известной и исполняющие ее как на автопилоте, но Полянский и его оркестр были просто великолепны. Музыка Чайковского, конечно, вошла в плоть и кровь этого коллектива; Полянский сыграл этот бессмертный шедевр так, как, уверен, его хотел бы слышать сам Чайковский», – отмечал британский критик и композитор Роберт Мэтью-Уокер.

    В 2015 году с триумфом прошли концерты коллектива в США, Белоруссии (фестиваль духовной музыки «Могутны Божа») и Японии, где публика по достоинству оценила интерпретации В. Полянским трех последних симфоний Чайковского. 

    Екатерина Ферзба

    Екатерина Ферзба — выпускница Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Б. А. Руденко), лауреат международных конкурсов имени М. И. Глинки в Москве (2009 г., II премия), памяти А. Неждановой в Украине (2010 г., I премия), имени Дж. Л. Вольпи в Италии (2012, II премия) и Competizione del`opera в Австрии (2014 г., II премия).

    С 2009 года Екатерина Ферзба — солистка Московского государственного академического камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского. Исполняет партии Царицы ночи в «Волшебной флейте» Моцарта, Клеопатры в опере Генделя «Юлий Цезарь и Клеопатра», Энн в «Похождениях повесы» Стравинского, Цербинетты в «Ариадне на Наксосе» Р. Штрауса и многие другие. Является приглашенной солисткой Татарского государственного академического театра оперы и балета имени М. Джалиля, принимает участие в проектах фондов имени И. Архиповой и имени И. Козловского, лауреат Премии фонда Козловского.

    Наряду с классическими произведениями Екатерина Ферзба исполняет современную музыку. Участвовала в мировых премьерах опер российских композиторов: А. Журбина («Мелкий бес»), А. Маноцкова («Титий безупречный»), В. Кобекина («Холстомер») и других. 

    Певица ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом — в Германии, Австрии, Италии, Дании, Нидерландах, Украине. Неоднократно принимала участие в Международном оперном фестивале имени Ф. И. Шаляпина в Казани и фестивале «Хибла Герзмава приглашает» в Абхазии.

    В 2016 году артистка получила Благодарность Министра культуры Российской Федерации В. Р. Мединского «за большой вклад в развитие культуры и многолетнюю плодотворную работу».

    Юлия Мазурова

    Юлия Мазурова с отличием окончила вокальное отделение Казанского музыкального колледжа имени И. В. Аухадеева (2008, класс Э. Груниной) и в том же году была удостоена стипендии Министерства культуры Республики Татарстан. Затем продолжила обучение на вокальном факультете Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс В. Ванеева), которую окончила в 2013 году.

    Юлия — дипломант Дельфийских игр (2008, Ярославль), лауреат Первого конкурса вокалистов имени Н. Жиганова (2009, Казань), дипломант и обладательница специального приза «Надежда» Международного конкурса вокалистов «Санкт-Петербург» (2011), лауреат фестиваля-конкурса исполнительского мастерства «Играем Слонимского» (2012, Санкт-Петербург) и Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (2012, Москва).

    Певица выступала на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории (партия Лариной в опере «Евгений Онегин» Чайковского), в Большом и Малом залах Санкт-Петербургской филармонии,  участвовала в авторских концертах Сергея Слонимского.

    В 2012—2014 годах Юлия Мазурова являлась артисткой Молодежной оперной программы Большого театра, где дебютировала в 2013 году в партии Дитя («Дитя и волшебство» М. Равеля, дирижер А. Соловьев, режиссер Э. Макдональд).

    С сезона 2014—2015 годов — солистка оперной труппы Большого театра. В ее репертуар вошли партии: Кармен («Кармен» Бизе),  Дорабелла и Керубино («Так поступают все женщины» и «Свадьба Фигаро» Моцарта), Ольга и Лаура («Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского), Линетта («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Федор («Борис Годунов» Мусоргского), Снежная королева («История Кая и Герды» С. Баневича), партия меццо-сопрано в спектакле «Настройся на оперу» и другие.

    Василий Гафнер

    Василий Гафнер родился в 1980 году в г. Керчь (Республика Крым). Получил образование по специальностям «дирижер хора» и «сольное пение» в Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова.

    В 2007—2010 годах обучался в Центре оперного пения Галины Вишневской. Исполнял партию Ленского в опере П. Чайковского «Евгений Онегин», заглавную партию в опере Ш. Гуно «Фауст», участвовал в постановках опер «Кармен» Ж. Бизе, «Риголетто» Дж. Верди, спектакле-фантасмагории «Женитьба и другие ужасы». Как солист Центра выступал на фестивалях «Новое передвижничество» в Красноярске и Зеленогорске, «Русская музыка на Балтике» в Калининграде, гастролировал в Германии, Польше и Мексике.

    С 2010 года — солист Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского. Участвует в спектаклях: «Идоменей», «Директор театра», «Похождения повесы», «Джанни Скикки», «Три Пинто», «Лазарь, или Торжество воскрешения», «Лунный мир», «Лиса-плутовка», «Ариадна на Наксосе».

    Также в репертуаре певца партии: Бельмонте («Похищение из сераля» Моцарта), Барон Коллоандр («Прекрасная мельничиха» Паизиелло), Герцог («Риголетто» Верди), Лыков и Левко («Царская невеста» и «Майская ночь» Римского-Корсакова).

    Пётр Соколов

    Пётр Соколов родился в 1987 году в Иркутске. В 2010 году окончил Иркутский музыкальный колледж имени Ф. Шопена, в 2015-м — Российскую академию музыки имени Гнесиных. Лауреат Всероссийского конкурса.

    С 2012 года — артист Московского государственного академического Детского музыкального театра имени Н. И. Сац. На сцене театра исполнял партии: Гремин и Эбн-Хакиа («Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского), Эскамильо («Кармен» Бизе), Дон Жуан и Командор («Дон Жуан» Моцарта), Шарплес («Мадам Баттерфляй» Пуччини), Глашатай, Маг Челий («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Фазольт («Золото Рейна» Вагнера) и другие. В 2015 году участвовал в премьере спектакля «Лисичка. Любовь» по опере Яначека «Похождения Лисички-плутовки» (партия Егеря). Также в оперном репертуаре певца: Додон («Золотой петушок»), Галицкий («Князь Игорь» Бородина), Алеко (из одноименной оперы Рахманинова), Скарпиа («Тоска» Пуччини), Бонза и Комиссар («Мадам Баттерфляй»).

    Певец сотрудничал с режиссерами Д. Бертманом, Г. Исаакяном, В. Меркуловым, В. Рябовым; дирижерами Е. Бражником, А. Иоффе, К. Хватынцом, Л. Гершковичем. С труппой Театра имени Н. И. Сац гастролировал в Ирландии, Франции и Италии. Исполнял заглавную партию в премьере оперы «Геракл» Генделя в Башкирском театре оперы и балета (2015, режиссер Г. Исаакян, дирижер А. Макаров).

    Пётр Соколов много выступает с Государственной академической симфонической капеллой России под руководством Валерия Полянского. Принимал участие в концертных исполнениях опер «Евгений Онегин» П. Чайковского (партия Онегина), «Война и мир» С. Прокофьева (Князь Андрей), «Джоконда» А. Понкьелли, «Андре Шенье» У. Джордано и Восьмой симфонии Г. Малера.

    Другие концерты этого абонемента
    Большой зал Консерватории
    21 апреля в 19:00