В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
24 ноября 2014
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаХудожественный руководитель
фестиваля
Борис Андрианов
Абонемент №26:
Великие инструментальные концерты
Обладатель великолепного, роскошного звука, музыкант, покоряющий публику эффектной манерой игры, которая может варьироваться от мягкой и элегантной до яростной и энергичной в духе рок-звезды, Йоханнес Мозер был назван журналом Gramophone одним из лучших в превосходной галерее виолончелистов-виртуозов молодого поколения.
Йоханнес Мозер родился в 1979 году в семье музыкантов. В возрасте 8 лет начал учиться игре на виолончели, с 1997 года обучался у профессора Д. Герингаса. В 2002 году стал победителем XII международного конкурса имени П.И. Чайковского (II премия, I не присуждена) и получил специальный приз за исполнение «Вариаций на тему рококо» П.И. Чайковского.
Он выступал с ведущими оркестрами мира, такими как Берлинский филармонический, Нью-Йоркский филармонический, Чикагский симфонический, Лондонский симфонический, Кливлендский, Питтсбургский, Филадельфийский, Консертгебау, Лос-Анджелесский филармонический, оркестр Баварского радио, Гонконгский филармонический, Мюнхенский филармонический, Токийский симфонический, Израильский филармонический. Он регулярно играет с дирижерами высочайшего уровня, включая Риккардо Мути, Лорина Маазеля, Мариса Янсонса, Валерия Гергиева, Зубина Мету, Владимира Юровского, Франца Вельзера-Мёста, Манфреда Хонека, Кристиана Тилемана, Пьера Булеза и Пааво Ярви.
В репертуаре Й. Мозера — практически все сочинения, написанные для виолончели в XVIII – XX вв. — от Гайдна и Боккерини до Прокофьева и Шостаковича: как признанные шедевры, так и малоизвестные произведения. Многие из них входят в его обширную и удостоенную многочисленных призов дискографию, записанную на Hänssler Classics. Музыкант — обладатель двух наград ECHO Klassik и приза немецких критиков (Preis der Deutschen Schallplattenkritik). Его дебютный диск, на котором записаны все произведения К. Сен-Санса для виолончели с оркестром (с симфоническим оркестром Штутгартского радио), в 2008 году вошел в Top-10 по рейтингу журнала Classics Today. Затем последовали альбом с записями сочинений Б. Бриттена, Ф. Бриджа и А. Бакса и CD с концертами Б. Мартину, П. Хиндемита и А. Онеггера, который был номинирован на премию немецких критиков в области звукозаписи. Последний по времени альбом, с Концертной симфонией Б. Бриттена и Концертом № 1 Д. Шостаковича (с оркестром Кельнского радио под управлением П. Инкинена) датирован январем 2012 года. Интерес артиста к новой музыке привлек к нему внимание ведущих дирижеров, в частности, Пьера Булеза, который предложил Мозеру на его дебютном выступлении в США с Чикагским симфоническим оркестром исполнить Концерт английского композитора Бернарда Рэндса.
Йоханнес Мозер — активный пропагандист игры на электровиолончели, которую он использует с целью исследования и расширения звуковых возможностей инструмента, а также для импровизации. В октябре 2011 года он впервые исполнил концерт Magnetar для электровиолончели итальянского композитора Энрико Чапела, с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром под управлением Густаво Дудамеля. Летом 2012 года Йоханнес предпринял большой тур по Южной Америке, включавший второе исполнение Magnetar с симфоническим оркестром Сан-Пауло под управлением Марин Олсоп. Кроме этого Концерта, Мозер в 2011 году исполнил мировую премьеру Концерта для электровиолончели французского композитора Фабриса Боллона. Он постоянно вдохновляет современных композиторов на создание произведений как для акустической, так и для электровиолончели.
Йоханнес Мозер известен своей просветительской деятельностью среди молодежной аудитории — от детских садов до колледжей и высших учебных заведений. В 2010 году он совершил тур по США под названием «Свежий взгляд на классическую музыку» вместе с исполнительницей на игрушечном фортепиано Филлис Чен. Затем последовали выступления в студенческих городках и на альтернативных площадках, с тем, чтобы представить классическую музыку так, чтобы она стала доступна для восприятия молодых людей. В мае 2012 года Й. Мозер был принят на должность профессора Высшей школы музыки и танца в Кельне.
Виолончелист страстно увлечен исполнением камерной музыки. Среди его партнеров — Джошуа Белл, Эммануэль Акс, Леонидас Кавакос, Менахем Пресслер, Джеймс Энес, Мидори, Джонатан Бисс. Он также выступал на многих фестивалях, включая Вербье и Гштаад в Швейцарии, Шлезвиг-Гольштейн и Киссингер в Германии, Сиэтл и Бревард в США, Фестиваль камерной музыки Зубина Меты в Колорадо.
Ангажементы артиста на сезон 2012/2013 включают, в частности, туры по Японии и Австралии, концерты в городах Великобритании, Германии, Австрии, Нидерландов, Испании, Италии, США, Канады, выступления с оркестрами лейпцигского Гевандхауза под управлением Тугана Сохиева и Московской филармонии под управлением Семена Бычкова, который также пригласил Й. Мозера совершить турне с Камерным оркестром Европы. В честь 100-летия со дня рождения В. Лютославского Мозер неоднократно исполнит его виолончельный Концерт: с Борнмутским симфоническим оркестром, оркестром Штутгартского радио, Шотландским симфоническим оркестром BBC, симфоническими оркестрами Бильбао и Галисии, Лондонским филармоническим оркестром.
Музыкант играет на виолончели А. Гварнери (1694) из частной коллекции.
Клаудио Бохоркес учился у Б. Пергаменщикова и уже в молодые годы добился успеха на престижных международных конкурсах, среди которых Юношеский конкурс имени П. И. Чайковского в Москве и конкурс виолончелистов М. Ростроповича в Париже. В 2000 году он стал победителем Первого международного конкурса имени Пабло Казальса в Кронберге, где был также удостоен специального приза за лучшее исполнение камерной музыки и получил право в течение двух лет играть на виолончели Matteo Goffriller, принадлежавшей Казальсу. Он также завоевал первую премию на Международном конкурсе в Женеве.
Клаудио Бохоркес выступал с Дрезденской государственной капеллой, Оркестром лейпцигского Гевандхауса, оркестрами немецких радиостанций, Камерным оркестром Вюртемберга, Венским симфоническим оркестром, Оркестром де Пари, Филармоническим оркестром Радио Франции, Оркестром Тулузы, Оркестром Французской Швейцарии, цюрихским оркестром Тонхалле, базельским оркестром Collegium Musicum, оркестром «Академия св. Мартина-в-полях», Чешским филармоническим оркестром, Российским национальным оркестром, Варшавским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром японской телерадиокомпании NHK, Токийским филармоническим оркестром, Лос-Анджелесским филармоническим оркестром, Филадельфийским оркестром, симфоническими оркестрами Бостона, Чикаго, Кливленда и Детройта, Национальным симфоническим оркестром (США). Сотрудничал со знаменитыми дирижерами, среди которых: Даниэль Баренбойм, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Джонатан Дарлингтон, Томас Даусгор, Кристоф Эшенбах, Ганс Граф, Рубен Газарян, Манфред Хонек, Яков Крейцберг, сэр Невилл Мэрринер, Эйдзи Оуэ, Кшиштоф Пендерецкий, Леонард Слаткин, Туган Сохиев, Лотар Загрошек, Дэвид Цинман.
Клаудио Бохоркес — желанный гость многих престижных фестивалей, среди которых Лондонский фестиваль, Фестиваль К. Пендерецкого в Варшаве, фестивали в Чикаго («Равиния»), Тэнглвуде и Аспене (США), фестивали Г. Кремера в Локенхаусе (Австрия) и Les Musiques в Базеле, фестиваль имени П. Казальса в Пуэрто-Рико, камерной музыки в Иерусалиме. Виолончелист много выступает в камерном ансамбле. Так в сезоне 2012/13 он давал концерты в Мадриде и Бильбао вместе с Йоргом Видманном (кларнет) и Катей Сканави (фортепиано), принимал участие в «Бетховенском марафоне» в берлинском Концертхаусе (исполнил фортепианные трио Бетховена с Вивианой Хагнер (скрипка) и Джонатаном Гиладом (фортепиано)).
Вместе с немецким художником Клаусом-Петером Кирхнером виолончелист осуществил проект «Пространство для Пабло Казальса» (Room for Pablo Casals), в котором сочетались слова, звуки и визуальные образы.
Недавно виолончелист с огромным успехом гастролировал в США (Вашингтон) и Латинской Америке с Национальным симфоническим оркестром США под управлением Кристофа Эшенбаха.
Среди концертов Клаудио Бохоркеса текущего сезона — выступления в берлинском Концертхаусе, в Пуэрто-Рико и Форт-Уэрте (США), на фестивалях имени Бетховена в Бонне и Варшаве, а также в Бремене с Кёльнским камерным оркестром под управлением Кристофа Поппена.
Клаудио Бохоркес осуществил записи на компакт-диски, а также на радио и телевидении. Участвовал в записи саундтрека к фильму Ten Minutes Older — The Cello, с музыкой Пола Инглишби.
Клаудио Бохоркес является профессором Высшей школы музыки и изобразительного искусства в Штутгарте и приглашенным профессором Высшей школы музыки имени Г. Эйслера в Берлине. Регулярно преподает на международных мастер-классах и академиях в Германии, Австрии, Швейцарии и Испании. Летом 2014 года Клаудио Бохоркес проводит мастер-классы в Венском университете музыки и исполнительского искусства и в зальцбургском «Моцартеуме».
Клаудио Бохоркес играет на виолончели G. B. Rogeri, предоставленной ему Банком Земли Баден-Вюртемберг.
Борис Андрианов – российский виолончелист, выступающий на крупнейших сценах мира и самых престижных фестивалях. Регулярно гастролируя за рубежом, музыкант придает особое значение выступлениям в России, будь то крупные культурные центры, малые города или отдаленные поселки, где прежде никогда не проводились концерты; является лидером и активным участником ряда международных и национальных проектов, ставящих целью развитие отечественной музыкальной жизни, в частности в регионах страны.
Борис Андрианов родился в 1976 году в Москве. Окончил МССМШ имени Гнесиных (класс Веры Бириной), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Наталии Шаховской) и Высшую школу музыки имени Ханса Айслера в Берлине (класс профессора Давида Герингаса). С 2009 года преподает в Московской консерватории.
Победитель международных конкурсов в Загребе (имени Антонио Янигро), Йоханнесбурге, Ганновере (Classiсa Nova имени Д. Д. Шостаковича, в дуэте с Алексеем Гориболем), Париже (конкурс Мстислава Ростроповича), Южной Корее (имени Исан Юна). Лауреат XI Международного конкурса имени П. И. Чайковского и молодежной премии «Триумф». Заслуженный артист России (2016).
Выступал с ведущими оркестрами и дирижерами, среди которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Юрий Симонов, Павел Коган, Кшиштоф Пендерецкий, Александр Ведерников, Джанандреа Нозеда, Дмитрий Лисс, Роман Кофман, Василий Петренко, Штефан Владар, Дмитрий Юровский, Александр Сладковский. Среди партнеров музыканта по камерному ансамблю – Юрий Башмет, Акико Суванаи, Жанин Янсен, Юлиан Рахлин, Итамар Голан, Денис Мацуев, Сергей Накаряков, Вадим Репин, Максим Венгеров, Алексей Любимов, Татьяна Гринденко и другие.
Участвовал в Шведском Королевском фестивале, фестивалях в Людвигсбурге и Шлезвиг-Гольштейне (Германия), Эдинбурге (Шотландия), Дубровнике (Хорватия), Кольмаре (Франция), Давосе (Швейцария), Иркутске («Звезды на Байкале»), Транссибирском Арт-Фестивале, московском фестивале камерной музыки «Возвращение».
Организатор и руководитель всероссийского проекта «Поколение звезд» (Премия Правительства РФ в области культуры, 2009). Автор идеи и арт-директор международных фестивалей VIVACELLO и VIVARTE в Москве; художественный руководитель фестиваля «Музыкальная экспедиция», проходящего в различных регионах России.
Активно сотрудничает с современными композиторами, неоднократно представлял премьеры новых сочинений, в том числе Гии Канчели, Кшиштофа Пендерецкого, Ефрема Подгайца, Майкла Беркли, Ришара Дюбюньона, Александра Розенблата, Джованни Соллимы, Вангелиса, Алексея Рыбникова, Павла Карманова, Самюэля Струка, Алексея Шора и других авторов.
В дискографии артиста – совместный альбом с гитаристом Дмитрием Илларионовым, выпущенный фирмой Delos (вошел в лонг-лист номинантов премии Grammy в разделе «камерный ансамбль», 2003); сонаты Шостаковича и Рахманинова с пианистом Рэмом Урасиным (в сентябре 2007 года отмечены как лучший камерный диск месяца британским музыкальным журналом Gramophone); сонаты для виолы да гамба и клавесина И. С. Баха в транскрипции для виолончели и баяна, записанные с Юрием Медяником («Мелодия», 2015). В 2020–2022 гг. выпущены новые записи: «Вариации на тему рококо» Чайковского с ГАСО Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского (Sony Classics), Виолончельный концерт Габриэля Прокофьева с Уральским академическим филармоническим оркестром под управлением Алексея Богорада (мировая премьера записи), альбом «Джазовые отражения сюит Баха» с Леонидом и Николаем Винцкевичами. Готовится релиз всех сюит для виолончели соло И. С. Баха.
Играет на инструменте работы Карло Бергонци из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.
Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» был
учрежден Правительством Москвы в 2000 году. С 2001 года по назначению
Департамента культуры города Москвы директором оркестра является инициатор его
создания Гаянэ Шиладжян. Пост главного дирижера оркестра занимали Александр
Ведерников, Юрий Кочнев, Максим Федотов. С 2011 года главным дирижером
Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» является Дмитрий Юровский.
Сегодня Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» – один из лучших и наиболее востребованных оркестров России, с огромным успехом выступающий в крупнейших концертных залах на родине и за рубежом. Концертной, репетиционной и административной базой Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» является Московский международный Дом музыки. «Русская филармония» работает как самостоятельная концертная и продюсерская организация всех своих мероприятий, ежегодно проводя более 100 выступлений (в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Государственном Кремлевском Дворце, Крокус Сити Холле, Светлановском зале ММДМ).
За 16 лет единственный большой симфонический оркестр Правительства Москвы заслуженно завоевал любовь москвичей, россиян и стал известным музыкальным брендом. Это единственный оркестр, который одинаково успешно и высокопрофессионально исполняет музыку различных стилей и жанров от классики до рока. Критики отмечают особую сильную энергетику концертов, не оставляющую равнодушными никого из многотысячных слушателей всех возрастов.
В репертуаре оркестра – русская и зарубежная классика, сочинения современных композиторов, произведения различных жанров. Коллектив не боится экспериментов, при этом никогда не искажая глубинной сущности исполняемых произведений и ставя во главу угла исключительное качество. «Русская филармония» осуществляет масштабные инновационные проекты. Наиболее успешным из них является кантата «Кармина Бурана» К. Орфа с проекциями слайдов и видеопроекциями шедевров Боттичелли, Микеланджело, Босха, Брейгеля, Рафаэля, Дюрера, которые во время концерта заполняют все пространство зрительного зала. Также с использованием новейших светопроекционных технологий были осуществлены проекты: цикл для детей «Сказка в русской музыке» («Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» и «Конек-Горбунок») с участием артистов театра и кино; концертное исполнение оперы «Аида» Дж. Верди с погружением в атмосферу Древнего Египта. К своему 15-летию в марте 2016 года оркестр провел Фестиваль, в рамках которого был представлен новый проект: «Весна священная» И. Стравинского и «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова с проекциями восстановленных эскизов Н. Рериха и Л. Бакста.
С оркестром сотрудничают знаменитые исполнители: Р. Аланья, П. Бурчуладзе, Р. Виллазон, М. Кабалье, Кири Те Канава, Х. Каррерас, Х. Кура, Д. Хворостовский, М. Венгеров, С. Крылов, В. Репин, Б. Березовский, Н. Луганский, Д. Мацуев и многие другие. Ряд совместных проектов осуществлен с участием звезд российский эстрады, в числе которых Л. Долина, Т. Гвердцители, Н. Басков.
Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» ведет разностороннюю просветительскую деятельность, активно развивает отечественную музыкальную культуру. Одним из новых направлений деятельности оркестра «Русская филармония» является организация и проведение “Live cinema concert”, где звучит сопровождение к знаменитым фильмам – «Метрополис», «Гладиатор», «Пираты Карибского моря», «Крестный отец», «Властелин колец».
На открытии III Международного фестиваля Мстислава Ростроповича оркестр принял участие в исполнении оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».
Ежегодно при поддержке Правительства Москвы «Русская филармония» проводит два фестиваля. В конце июня – Фестиваль классического музыкального искусства в Царицыно. Во всех залах Большого дворца, а также на Дворцовой площади звучит классическая, народная и рок-музыка в исполнении российских и зарубежных звезд. Традиционная кульминация фестиваля — грандиозный Гала-концерт на Дворцовой площади, который по данным Департамента культуры города Москвы посещает более 50 000 человек. Формат open air и бесплатный вход служат популяризации музыкального искусства у всех категорий слушателей. В конце декабря оркестр проводит Московский фестиваль классической музыки Christmas-fest в ММДМ, который ежегодно посещает более 15 000 зрителей. Программы фестиваля разнообразны – помимо симфонической, камерной и хоровой, представлена джазовая музыка, проходят детские балетные спектакли, а также органные вечера.
Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» выступал в лучших залах Австрии, Германии, Франции, Чехии, Словакии, Болгарии, Турции, Японии, Омана, Тайваня. В сезоне 2012/13 оркестр открыл Европейский музыкальный фестиваль в Софии (Болгария), а также с огромным успехом дебютировал на Брукнеровском фестивале в Линце (Австрия). В сентябре 2013 года с большим успехом прошли концерты во Франции: в Лионе, на Международном музыкальном фестивале в Безансоне. В 2014 году состоялось дебютное выступление оркестра в Лондоне в Royal Festival Hall в рамках перекрестного года культуры России и Великобритании; также коллектив принял участие в закрытии Международного фестиваля классической музыки Д-Марин Тургутрейтс в Бодруме (Турция). В сентябре 2015 года музыканты выступили на Брукнеровском фестивале в Линце и на Международном музыкальном фестивале в Братиславе.
Оркестр удостоен благодарности Министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского за активное участие в подготовке и проведении Всероссийского музыкального конкурса (2012); а также Благодарности главы Администрации Президента РФ Сергея Иванова за активную деятельность в подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
Дмитрий Юровский – младший представитель знаменитой музыкальной династии – родился в 1979 году в Москве. Обучался в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по классу виолончели, затем продолжил обучение как виолончелист и дирижер в Высшей школе музыки имени Ханса Айслера в Берлине.
В 2011–2019 гг. был главным дирижером Королевской Фламандской оперы в Антверпене и Генте, в 2011–2018 гг. – главным дирижером Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония». В 2015 году назначен музыкальным руководителем и главным дирижером Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, в 2021 году занял пост его художественного руководителя. С сезона 2023/24 – главный дирижер Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского.
Под руководством дирижера в Новосибирском театре состоялись премьеры опер «Борис Годунов» Мусоргского, «Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского, «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, «Дидона и Эней» Пёрселла, «Волшебная флейта» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, «Любовный напиток» Доницетти, «Турандот» и «Тоска» Пуччини, «Аида», «Бал-маскарад» и «Фальстаф» Верди, а также ряда балетных спектаклей. Кроме того, Дмитрий Юровский выступает как автор и ведущий тематических программ и концертных циклов на малой сцене театра. В 2021 году за постановку оперы «Фальстаф» Дмитрий Юровский удостоен театральной премии «Парадиз» в номинации «Лучшая работа дирижера в музыкальном театре».
Сотрудничал с известными зарубежными театрами, в числе которых Карло Феличе в Генуе, Ла Фениче в Венеции, Массимо в Палермо, Театро Комунале в Болонье, Королевский театр в Парме, Римская опера, Комише Опер и Дойче Опер в Берлине, Баварская государственная опера в Мюнхене, Большой театр Женевы, Опера Монте-Карло, Опера Бастий в Париже, Льежская опера, Новая опера Израиля в Тель-Авиве, Лирическая опера Чикаго, Муниципальный театр Сантьяго (Чили), Дворец искусств королевы Софии в Валенсии, театр Лисеу в Барселоне и другие. Дирижировал на Уэксфордском фестивале в Ирландии, Оперном фестивале в Мартине-Франке, фестивале Россини в Пезаро и фестивале Пуччини в Торре дель Лаго (Италия).
Под управлением Дмитрия Юровского выступали многие ведущие оркестры Великобритании, Италии, Португалии, Германии, Австрии, Китая, Нидерландов, Ирландии, России. Летом 2010 года дирижер впервые выступал с труппой Государственного академического Большого театра России, представив в рамках гастрольного тура оперу «Евгений Онегин» Чайковского (режиссер – Дмитрий Черняков). Спектакли состоялись в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден, Королевском театре в Мадриде и на Люцернском фестивале.
Радио- и тележурналист Артём Варгафтик родился в 1971 году в Москве. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российскую академию музыки имени Гнесиных, а также аспирантуру Московской консерватории. В 1997–2000 гг. преподавал в РАМ имени Гнесиных историю виолончельного искусства, в 2003–2006 гг. – музыкальную журналистику.
Еще студентом начал работать на радио в качестве корреспондента, ведущего и автора музыкальных программ. Известность получил благодаря передачам «Оркестровая яма» и «Партитуры не горят» на телеканале «Культура». Эти проекты были удостоены национальных телевизионных премий «ТЭФИ» в 2003 и 2004 годах.
В 1994–2003 гг. – музыкальный обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», с 2003 года – обозреватель радио «Культура» и «Радио России». Участник множества фестивалей и концертных программ в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Саратове, Казани и других городах России. Постоянный ведущий концертов в рамках фестивалей под художественным руководством Бориса Андрианова – Vivacello и «Музыкальная экспедиция».
В 2007 году началось активное сотрудничество Артёма Варгафтика с Московской филармонией, продолжающееся по сей день (в сезоне 2024/25 – автор и ведущий цикла «История одного шедевра»). Артём Варгафтик также – постоянный ведущий концертных программ Московского международного Дома музыки. В декабре 2022 года стал обладателем Большой оркестровой премии «440 герц» в номинации «Слово о музыке».