В продаже абонемент Musica sacra nova
19 октября 2016
Большой зал Консерватории
Абонемент №76:
Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана. Дирижирует Павел Коган
Эмиль Григорьевич Гилельс (1916–1985)
«В жизни мне посчастливилось слушать многих великих пианистов, и со многими меня связывали творческие отношения, но Эмиль был для меня всегда первым среди них, номером один, – говорил об Эмиле Григорьевиче Гилельсе Герберт фон Караян. – Он – лучший в мире исполнитель Бетховена, Моцарта, Брамса, Шумана. Он непревзойден! И уверен – останется таковым на все времена».
Пианист на все времена… Легенда мирового фортепианного искусства… Более тридцати лет прошло с того момента, как не стало Эмиля Гилельса, но его искусство неподвластно времени. С первого своего появления на большой сцене и до последних выступлений Э. Г. Гилельс оставался властителем дум. Пианист Владимир Овчинников вспоминает свое знакомство с Гилельсом: «Это было после его концерта – он играл “Hammerklawier” Бетховена, 3-ю сонату Скрябина и 3-ю Прокофьева. Меня потрясли его руки: мягкие, теплые, почти ватные. И этими руками он только что играл такую грандиозную программу! Потрясающе! Благодаря таким впечатлениям происходило, можно сказать, мое становление как музыканта». И таких свидетельств можно было бы привести великое множество.
Искусство Гилельса лучше всего характеризуют пушкинские строки, сказанные о Моцарте: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» Недаром музыканта называют «Моцартом фортепианного исполнительства». Его игра являла собой высочайшую, божественную, поистине моцартовскую гармонию мысли и чувства, страсти и разума, «стихов и прозы». Ясность, отточенность и завершенность замысла. Потрясающее волевое начало. Идеальное чувство формы. Уникальная, не имеющая аналогов палитра красок, нюансов, оттенков звучания, «шкала колористики» (М. Вайнберг), создающая непередаваемый звук гилельсовского рояля! И над всем этим – удивительная атмосфера, царившая на концертах Э. Гилельса и ощущаемая в его записях. Атмосфера не слушания уже готовой интерпретации, а соучастия в ее рождении «здесь и сейчас»; сопричастности к творческим поискам гения. «Как только под его руками раздаются первые звуки, первые аккорды, кажется, будто включили какую-то цепь высокого напряжения, и непрерывность в этой цепи не нарушается ни на мгновение. Что бы он ни играл,… — эта интенсивность, эта непрерывность потока мыслей… всегда захватывает слушателей», – писал венгерский музыкант Лайош Хернади. Вероятно, Гилельс это чувствовал как никто другой, и со-участие аудитории было для него чрезвычайно важно: недаром на многих его концертах публика размещалась и на сцене.
Игре Э. Гилельса были чужды малейшие проявления витиеватости, вычурности, эффектности. Все абсолютно естественно, лишено каких бы то ни было излишеств. И просто, но в этой простоте заключена мудрость художника, творца, открывающего нам своим творчеством высшие тайны искусства и бытия. По словам Артура Рубинштейна, «Гилельс – истинный артист. Его всегда интересно слушать потому, что он открывает новое и стремится к совершенству».
Эмиль Григорьевич Гилельс родился 19 октября 1916 года в Одессе. Когда мальчику было около пяти лет, он начал заниматься с преподавателем Одесского музыкального техникума Яковом Исааковичем Ткачом. В 1930 году поступил в Одесскую консерваторию в класс Берты Михайловны Рейнгбальд. Еще студентом, молодой пианист одержал триумфальную победу на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1933) и по окончании Одесской консерватории стал совершенствовать свое мастерство под руководством Генриха Густавовича Нейгауза в высшей школе художественного мастерства Московской консерватории (нынешней ассистентуре-стажировке, 1935–1938). Череду творческих завоеваний продолжили победы на международных конкурсах в Вене (II премия, 1936) и в Брюсселе (I премия конкурса имени Э. Изаи, 1938). К молодому пианисту пришла мировая известность.
Необычайно насыщенная концертная жизнь артиста продолжалась более полувека. Около 40 лет (начиная с 1947 года) он с неизменным успехом гастролировал за рубежом – как солист и в ансамблях с выдающимися музыкантами: в трио с Леонидом Коганом и Мстиславом Ростроповичем, Квартетами имени Бетховена, имени Бородина, пианистами Яковом Заком, Яковом Флиером, Еленой Гилельс (дочь), скрипачами Елизаветой Гилельс (сестра), Дмитрием Цыгановым, флейтистом Александром Корнеевым и другими исполнителями, – играл в сопровождении лучших оркестров СССР и мира. В 1955 году Эмиль Гилельс первым из советских музыкантов с триумфом выступил в США.
Он владел практически всем концертным репертуаром: от барокко (Скарлатти, Бах) до современников (Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Вайнберг). Его трактовки многих произведений Скарлатти, Моцарта, Бетховена, Шумана, Шопена, Дебюсси, Равеля, Чайковского, Рахманинова, Метнера, Прокофьева по сей день считаются эталонными.
На протяжении четырех десятилетий титаническая по размаху деятельность Гилельса-пианиста проходила параллельно с педагогической работой. С 1938 года он преподавал в Московской консерватории (с 1952 – профессор), где воспитал немало талантливых музыкантов. Среди учеников Эмиля Григорьевича – В. Афанасьев, Ф. Готлиб, И. Жуков, М. Кончаловский, М. Мдивани, И. Смородинова и многие другие известные пианисты. Педагогика, однако, отвлекала его от регулярных занятий активно концертирующего пианиста, и в 1976 году он ее оставил.
Эмиля Гилельса постоянно приглашали в жюри крупнейших исполнительских конкурсов (в Париже, Брюсселе и других), он возглавлял работу фортепианного жюри первых четырех Международных конкурсов имени П. И. Чайковского в Москве (1958, 1962, 1966, 1970).
Музыкант являлся почетным членом Лондонской королевской академии музыки (1969), Музыкальной академии имени Ф. Листа в Будапеште (1970), Национальной академии «Санта Чечилия» в Риме (1980), лауреатом премии Р. Шумана (ГДР, 1973); был удостоен множества государственных наград разных стран – Франции (Орден заслуг в культуре и искусстве, 1967), Бельгии (Орден Леопольда I, 1968) и других; в СССР – Сталинской (1946) и Ленинской (1962) премий, званий народного артиста СССР (1954), Героя Социалистического Труда (1976), орденов Ленина (1961, 1966, 1976), Трудового Красного Знамени (1946) и других наград.
Эмиль Гилельс ушел из жизни 14 октября 1985 года. Его искусство ознаменовало целую эпоху в фортепианном исполнительстве ХХ века, оно останется в памяти всех людей, кто слышал и любил Эмиля Григорьевича, в ком он вызывал душевный отзыв и сопереживание с Прекрасным…
Московский государственный академический симфонический оркестр был основан в 1943 году Правительством СССР и является одним из старейших симфонических оркестров России. В апреле 2023 года ему исполнилось 80 лет.
Первым главным дирижером коллектива стал дирижер Большого театра, народный артист СССР Лев Штейнберг. Он возглавлял оркестр до конца жизни (1945). Затем коллективом руководили прославленные советские музыканты Леонид Худолей (1945–1948), Николай Аносов (1948–1951), Виктор Смирнов (1951–1953), Лео Гинзбург (1953–1955), Михаил Тэриан (1955–1960), Вероника Дударова (1960–1989) и Павел Коган (1989–2022). Благодаря сотрудничеству с ними оркестр стал одним из лучших симфонических ансамблей страны, известным в первую очередь исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Глиэра. В 2024 году художественным руководителем коллектива стал Иван Никифорчин.
Визитной карточкой оркестра стали грандиозные монографические циклы – полные собрания симфонических сочинений Брамса, Бетховена, Шуберта, Шумана, Р. Штрауса, Мендельсона, Малера, Брукнера, Сибелиуса, Дворжака, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина, Берлиоза, Дебюсси, Равеля. Программы коллектива состоят из симфонической, оперной и вокально-симфонической классики, сочинений современных композиторов, множества забытых и незнакомых слушателям произведений, киномузыки, камерных опусов. Оркестр создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и концертными исполнениями, радио- и телевизионные трансляции.
МГАСО ежегодно дает концерты на главных сценах Москвы, много гастролирует в российских регионах. Участвует в конкурсах молодых исполнителей и предоставляет возможность профессионального развития выпускникам музыкальных вузов России. В 2020 году принимал участие в VII Международном фестивале актуальной музыки «Другое пространство».
Искусство Павла Когана уже более сорока лет вызывает восхищение публики. Павел Коган родился в прославленной музыкальной семье, его родители – легендарные скрипачи Леонид Коган и Елизавета Гилельс, дядя – великий пианист Эмиль Гилельс. С самого раннего возраста творческое становление музыканта развивалось по двум направлениям, скрипичному и дирижерскому. Он получил специальное разрешение на одновременное обучение в Московской консерватории по обеим специальностям.
В 1970 году восемнадцатилетний Павел Коган, студент Юрия Янкелевича по классу скрипки, одержал блестящую победу и завоевал Первую премию на Международном конкурсе скрипачей имени Яна Сибелиуса в Хельсинки и с этого момента стал активно концертировать на Родине и за рубежом. Дирижерский дебют Когана, ученика Ильи Мусина и Лео Гинзбурга, состоялся в 1972 году с Государственным академическим симфоническим оркестром СССР. Именно тогда дирижирование стало центром музыкальных интересов маэстро. В последующие годы он выступал с главными советскими оркестрами на родине и за рубежом.
В 1988 году Большой театр открыл сезон оперой Верди «Травиата» в постановке Павла Когана, в том же году он возглавил Загребский филармонический оркестр. В 1989–2022 гг. маэстро был художественным руководителем и главным дирижером Московского государственного академического симфонического оркестра (МГАСО). С 1998 по 2005 гг. Павел Коган занимал также пост Главного приглашенного дирижера в Симфоническом оркестре штата Юта (США, Солт-Лейк-Сити).
Выступал с лучшими оркестрами мира, в числе которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Филадельфийский оркестр, оркестры филармоний Мюнхена, Хельсинки, Люксембурга и Лос Анджелеса, Оркестр Баварского радио, Национальный оркестр Бельгии, Оркестр радио и ТВ Испании, Симфонический оркестр Торонто, Штаатскапелла Дрездена, Филармонический оркестр Буэнос-Айреса, Оркестр Романдской Швейцарии, Национальный оркестр Франции, Симфонический оркестр Хьюстона, Национальный оркестр Капитолия Тулузы.
Записи, сделанные Павлом Коганом с Московским государственным академическим симфоническим оркестром и другими коллективами, являются ценным вкладом в мировую музыкальную культуру. За исполнение всех симфоний и вокально-симфонических произведений Малера Маэстро был удостоен Государственной премии России. Народный артист России, действительный член Российской академии искусств, кавалером Ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалером Ордена искусств и литературы, а также других российских и международных наград.
Дмитрий Маслеев родился в 1988 году в Улан-Удэ. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Михаила Петухова), затем стажировался в Международной фортепианной академии на озере Комо (Италия).
Лауреат VII Международного конкурса пианистов Адилии Алиевой в Гайяре (Франция, 2010, I премия), XXI Международного конкурса пианистов «Рим» (Италия, 2011, премия «Шопен») и Международного конкурса имени Антонио Наполитано в Салерно (Италия, 2013, I премия). В 2015 году завоевал I премию и Золотую медаль XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве, где был удостоен также специального приза за исполнение концерта Моцарта во II туре. В том же году стал солистом Московской филармонии.
С этого времени начинается международная карьера музыканта. Его сольные концерты и выступления с ведущими оркестрами проходили в известнейших залах мира, таких как Карнеги-холл в Нью-Йорке, Музикферайн в Вене, Берлинская филармония, Гастайг в Мюнхене, Филармония на Эльбе в Гамбурге, Кёрнер-холл в Торонто, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Концертхаусы в Берлине и Вене, Парижская филармония, Консертгебау в Амстердаме, Кадоган-холл в Лондоне, театр Карло Феличе в Генуе, Национальный центр исполнительских искусств в Пекине, Сеульский центр искусств и др. Регулярно выступает в городах России.
Дмитрий Маслеев участвовал в фестивалях в Вербье, Рейнгау, Бад-Киссингене, Мекленбурге – Передней Померании, Замке Эльмау (совместно с фестивалем Вербье), Бове (Pianoscope), Бейруте, Кейптауне (Летний музыкальный фестиваль), Казани («Белая сирень» имени С. В. Рахманинова), Санкт-Петербурге («Звезды белых ночей», «Лики современного пианизма»), Дамфрисе, на озере Комо и Боденском озере, в Люцерне, Монтрё, Ла-Рок-д’Антероне, Руре, Мехико и других.
Многие выступления пианиста транслировались каналом Medici. Роландо Вильясон пригласил его принять участие в телешоу «Звезды завтрашнего дня» на телеканале ARTE. Во время пандемии Дмитрий Маслеев представил мировую премьеру ранее неизвестных произведений молодого Шостаковича в программе онлайн-концерта Международного фестиваля Шостаковича в Горише, который транслировали ARTE, Mitteldeutsche Rundfunk и Deutsche Grammophon.
В сезоне 2023/24 пианист выступил на Ереванском международном музыкальном фестивале, посвященном 120-летию со дня рождения Арама Хачатуряна; гастролировал в Китае, Мексике, Германии, Италии и Франции, дал концерты в Челябинске, Самаре, Ижевске, Омске. В расписании сезона 2024/25 – выступления в Москве, Нижнем Новгороде, Перми, сотрудничество с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Государственным академическим камерным оркестром России, Уральским академическим филармоническим оркестром, Камерным ансамблем «Солисты Москвы» и другими коллективами.
Дебютный сольный альбом Маслеева с произведениями Скарлатти, Прокофьева и Шостаковича (2017, «Мелодия») был удостоен Премии немецких критиков звукозаписи (Preis der Deutschen Schallplattenkritik). В декабре 2019 года фирма «Мелодия» выпустила второй альбом пианиста «Вечное движение», в который вошли Первый концерт Шостаковича, Джазовая сюита Александра Цфасмана и Второй концерт Николая Капустина. В 2023 году фирмой Mirare издан альбом «Времена года», включивший одноименный цикл Чайковского, а также пьесы Кюи, Балакирева, Глинки и Мусоргского.