V Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    V Международный фестиваль
    актуальной музыки
    «Другое пространство»

    2 ноября 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    В программе:
    Пайбердин
    Vox / «Глас» для большого симфонического оркестра (Премьера оркестровой версии, 2016)
    Куртаг
    «Маленькая торжественная музыка в честь Пьера Булеза» для оркестра (Российская премьера)
    Булез
    «Ритуал памяти Бруно Мадерны» для оркестра из восьми групп
    Мартынов
    «Танцы с умершим другом» для фортепиано с оркестром
    В. Николаев
    «Фантомы» для симфонического оркестра (Мировая премьера)
    Уствольская
    Симфония № 2 «Истинная, Вечная Благость» для оркестра и голоса соло на текст Германа Расслабленного

    12+

    Абонемент №10:

    V Международный фестиваль актуальной музыки
    «Другое пространство»

    Полную программу фестиваля вы можете посмотреть здесь

    Олег Пайбердин (р. 1971) 

    Vox / «Глас» для большого симфонического оркестра (Премьера оркестровой версии, 2016)

    Название Vox («Глас») подчеркивает важную для меня внутреннюю связь с ранней европейской музыкальной традицией, конкретнее, с жанром органума. В этом жанре на протяжении веков монодия (одноголосие) постепенно превращалась в многоголосие. Голос, ведущий хоральную мелодию, назывался vox principalis. Параллельно дублирующий хоральную мелодию голос назывался vox organalis.

    Именно в жанре органума возникла четкая грань, отделившая монодическое мышление в музыкальной культуре всего Древнего мира (включая и Древний Восток), монодические ранние формы христианского пения от новозападной культуры, основанной на многоголосной гармонии. В органуме vox organalis как будто поменялся местами с vox principalis. Ведущий голос ушел в тень, стал сопровождающим («аккомпанирующим»), растянулся под влиянием голосов «надстройки» и растворился во времени. Произошла аберрация восприятия: органальные голоса в силу коротких длительностей и расположения над основным голосом, переключили внимание на себя.

    В сочинении Vox мне хотелось совершить движение как бы в обратном направлении. Подойти к той точке, где vox principalis обретает себя, где мелизматическая органальная (интонационная) «надстройка» горизонтально прикрепляется в конце каждого хорального звука и становится его завершающим кадансом. Вертикаль снова превращается в горизонталь. Происходит возвращение к истокам. В этом смысле vox — уже глас, призыв, зов.

    Олег Пайбердин


    Владимир Николаев (р. 1953)

    «Фантомы» для симфонического оркестра (Мировая премьера)

    Фантомы — это и причудливая игра звуковых пространств, и неуловимые, ускользающие образы, трудно поддающиеся определению. Они живут своей таинственной жизнью, рождаемые пластикой дирижерских рук. Их трудно разглядеть, невозможно ухватить. Тем не менее, из них возникает вполне зримая конструкция, складывается законченная история…

    Владимир Николаев


    Пьер Булез (1925—2016) 

    «Ритуал памяти Бруно Мадерны» для оркестра из восьми групп

    Булез «Ритуал» посвятил памяти Бруно Мадерны (1920-1973), итальянского композитора, педагога и дирижера. Мадерна был другом Булеза, его товарищем по Дармштадтским курсам, одним из родоначальников, энтузиастов и популяризаторов послевоенной новой музыки.

    Среди всех сочинений Булеза «Ритуал» – самое экстравертное и драматургически эффектное. Своей яркой сценичностью и чеканными мотивами-сигналами оно способно захватить даже слушателя, мало знакомого с музыкой композитора. Булез называет «Ритуал» «церемонией памяти, где происходят многочисленные повторения одной и той же формулы в постоянно изменяющихся окружениях и перспективах». Принцип постоянного «переживания заново» одной музыкальной идеи во многом подсказан равелевским «Болеро». Здесь эта идея-структура строится на мотивных группах, состоящих из звуков, в обозначениях которых заложена анаграмма фамилии MADERNA.Кшиштоф Пендерецкий находил в этой партитуре также сближение с «ритуальными» произведениями Мессиана.

    Состав оркестра «Ритуала» весьма обширен. Число духовых – от 4 до 6 на каждый род инструментов, также участвует 9 исполнителей на ударных и при этом всего 6 скрипок, 2 альта и 2 виолончели. Оркестр с самого начала разделен на восемь групп разной величины, расположенных на сцене внешне в строгом симметричном порядке, предписанном автором в виде специального рисунка в партитуре. Сама идея пространственного разделения подсказана Булезу творчеством Мадерны, памяти которого эта вещь посвящена и который в своей музыке неоднократно обращался к подобным решениям (как, например, в Quadrivium 1969 года).

    Каждая из групп состоит из определенного количества либо духовых, либо струнных инструментов, и к каждой «прикомандирована» одна группа ударных – за исключением последней, восьмой (VIII), самой многочисленной группы, расположенной на самом дальнем крае сцены: здесь ансамбль из 4 труб, 6 валторн и 4 тромбонов сопровождают сразу две группы ударных. 

    Ударные задают темп и пульсацию для каждой из групп, в которой они участвуют. Таким образом каждая группа «живет» в своем независимом темпе, и когда они начинают звучат вместе, возникает последовательный эффект «политемповости»: полифонии движений и пульсов, общим стержнем которой является лишь дирижер. Так Булез реализует идею подвижности и открытости музыкальной структуры. 

    Премьера состоялась в Лондоне в 1975 году в исполнении Симфонического оркестра Би-Би-Си под управлением автора.

    Антон Сафронов


    Дьёрдь Куртаг (р. 1926) 

    «Маленькая торжественная музыка» для оркестра (посвящается Пьеру Булезу)

    Это короткое оркестровое «приношение» Куртаг написал в 2015 году по заказу Люцернского фестиваля, где чествовали Булеза к его 90-летию. «Маленькая торжественная музыка» продолжает череду многочисленных «посвящений», «приношений» и «посланий» Куртага – и оно далеко не первое из его сочинений, посвящённых Булезу. Ровно 30 лет назад композитор предпослал ему один из своих «Фрагментов из Кафки» (1986), а в 2000 году посвятил Булезу короткое «приношение» для фортепиано. Булез сыграл очень важную роль в жизни Куртага, дав ему путёвку в большую жизнь, когда исполнил вокальный цикл «Послания покойной Р. В. Трусовой» на слова Риммы Далош (1980). С этого исполнения началась мировая известность Куртага. Оба композитора, почти что ровесники (Булез был старше Куртага всего на один год), представляют собой совершенно разные, едва ли не полярные творческие миры. Звуковой мир Булеза абсолютно однороден и «аутопоэтичен». Мир Куртага — это постмодернистская открытость, «интертекстуальный» диалог музыкальных знаков и жестов. При этом отношение двух авторов друг к другу всегда отличалось неизменным уважением и интересом.

    В приношении Булезу Куртаг использует большой состав оркестра с расширенной группой ударных и «декоративно»-мелодических инструментов, в которую входят, среди прочего, арфа, челеста, вибрафон, колокол, баян, стальной барабан (с определённой высотой звука), засурдиненное пианино и венгерские цимбалы: излюбленный инструмент композитора, создающий ностальгическое звучание его родины. Оркестр звучит медленно и торжественно, с преобладанием хорального склада — подобно «звуковой стеле». Звуковые монолиты и диалоги массивных инструментальных групп создают тонкие звуковые перекраски, оттенки смыслов и аллюзий. Как и во многих сочинениях Куртага, в ремарках к партитуре подчёркивается ряд важных ассоциаций. В начале цитируются обозначения из сонат Бетховена: из первой части Сонаты опус 27 №1 («Лунной») — “si deve suonare tutto pezzo questo delicatissimamente” («всю эту пьесу требуется исполнять деликатнейшим образом») — и из медленной части Сонаты опус 106 («Хаммерклавир») — “con molto sentimento” («с сильным чувством»). К последней музыкальной фразе сочинения подписаны слова, перефразирующие «мотивный эпиграф» из последнего квартета Бетховена опус 135: “…Soll es sein?...” — вместо “Muss es sein?” («…Нужно ли этому быть?... » — вместо «Должно ли это быть? »).

    Сочинение прозвучало на Люцернском фестивале в августе 2015 года под управлением Маттиаса Пинчера, немецкого композитора и дирижёра. Осенью того же года сверхтребовательный к себе композитор сделал новую редакцию партитуры. В этой редакции звучит российская премьера «Маленькой торжественной музыки».

    Антон Сафронов


    Галина Уствольская (1919—2006) 

    Симфония № 2 «Истинная, Вечная Благость» для оркестра и голоса соло на текст Германа Расслабленного (1979)

    Cочинение открывает период поздних симфоний Уствольской (со Второй по Пятую), которые по содержанию и композиционным принципам разительно отличаются от ее первого произведения с аналогичным жанровым обозначением. Составы исполнителей всех этих четырех партитур весьма непривычны для симфонического жанра. Число участников в каждой из симфоний Уствольской, начиная с Третьей, не превышает небольшого ансамбля солистов. В них также участвует голос – всякий раз с текстами духовного содержания. Подзаголовок Второй симфонии («Истинная, Вечная Благость») был удален с титульного листа советского издания партитуры. Во всех зрелых симфониях Уствольской голос звучит одиноко, из подполья, словно рвущийся к Божественному из глубокой бездны. Не случайно автор подчеркивает, что это «голос соло», и ставит его обозначение уже после перечня инструментов, участвующих в сочинении.

    Голос вступает всегда редко и весьма скупо. Текст, который он озвучивает, расширяет смысл в высшей степени экспрессивного звучания инструментальной части. Это не столько пение, сколько призыв – или даже отчаянный выкрик, ощущение себя во Тьме, из которой лишь угадываются далекие очертания Света. Согласно ремаркам самой Уствольской, солист должен быть одет в черную рубашку и использовать микрофон. Если последняя, Пятая симфония Уствольской («Amen», 1990) написана на слова канонической молитвы «Отче наш», то во Второй, Третьей и Четвертой симфониях звучат русские переводы отрывков из поэтических текстов Германа Расслабленного (Германа из Райхенау, 1013-1054) –средневекового монаха, выдающегося ученого, поэта и музыканта, с детства страдавшего параличем. (Позднее он был прославлен Римско-католической церковью.)

    Из поздних симфоний Уствольской Вторая – самая большая по числу исполнителей. В ней участвуют всего 24 человека, включая голос. Как и во многих сочинениях Уствольской, состав предельно аскетичен в выборе тембров, но изобилует непривычно большим числом инструментов одного и того же вида, объединенных в группы: 6 флейт, 6 гобоев, 6 труб, 1 тромбон, 1 туба, 2 ударных (средний и малый барабан) и 1 рояль (с открытой крышкой). Струнных нет вообще. Такой «непрактичный» состав, весьма характерный для Уствольской, – причина, по которой ее Вторая симфония столь редко исполняется в концертах. Предельные концентрации одних и тех же тембров создают мощнейшие звуковые “грозди” (кластеры) – излюбленные элементы музыкального языка Уствольской, до крайности уплотняющие ее и без того заостренные музыкальные фразы, сталкивающиеся в высоких и низких регистрах.

    Как и всегда у Уствольской, текст Германа Расслабленного сводится лишь к нескольким строкам, которые звучат в партии солиста:

    Господи!
    Истинная и Благая Вечность!
    Вечная и Благая Истина!
    Истинная, Вечная Благость!
    Господи!

    Антон Сафронов


    Владимир Мартынов (р. 1946) 

    «Танцы с умершим другом» для фортепиано с оркестром

    «Тогда, можно поручиться, человек исчезнет как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке» – под знаком этих слов, написанных Мишелем Фуко в 1966 году, для меня прошла вся вторая половина XX века. На моих глазах мир с каждым годом все явственнее и явственнее утрачивал привычные человеческие черты. Но это всеобщее и глобальное исчезновение человека навсегда обозначилось для меня через одно событие. В 1966 году в возрасте 19 лет умер мой друг Юрий Чернушевич. Мы вместе учились в училище, вместе поступали в консерваторию, вместе постигали секреты композиции под руководством Николая Николаевича Сидельникова и мечтали о новых формах музицирования. Одаренность Чернушевича носила какой-то особый характер, и мне кажется, что картина современной музыкальной жизни была бы иной – будь он жив. Буквально за месяц до смерти он закончил лучшее свое произведение – «Мадригалы на стихи Омара Хайяма». Текст заключительного мадригала сразу же показался каким-то странно-пророческим:

    Этот мир зеленый, алый, голубой

    Будет скоро отнят у тебя судьбой.

    Так ступай и сердце ты вручи тому,

    Кто всегда с тобой, кто везде с тобой.

    Именно этот мадригал я выбрал в качестве отправной точки для нашего воображаемого совместного музицирования, для нашего воображаемого диалога. Вряд ли это можно назвать произведением в полном смысле этого слова. Скорее это попытка услышать шум набегающих волн времени, попытка удержать в памяти ускользающий образ…»

    Владимир Мартынов

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

    Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.

    В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.

    Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел  Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).

    Владимир Юровский

    Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Ханса Айслера.

    Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), оркестрами лейпцигского Гевандхауса, Баварского радио, Камерным оркестром Европы и многими другими.

    Владимир Юровский занимал должности музыкального руководителя оперного фестиваля в Глайндборне (2001–2013), главного приглашенного дирижера Российского национального оркестра (2005–2009), главного дирижера Лондонского филармонического оркестра (2007–2021, с 2021 года – почетный дирижер), художественного руководителя Фестиваля Джордже Энеску в Бухаресте (2017–2021). C 2001 года – один из постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения. С 2017 года – главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио. С сезона 2021/22 – музыкальный руководитель Баварской государственной оперы.

    В 2011–2021 гг. – художественный руководитель Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (с 2021 года – почетный дирижер). Выступал с коллективом на фестивалях «Другое пространство» (Москва) и «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), на III Cимфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах для студентов Московского университета и Российской академии музыки имени Гнесиных, в городах России, Австрии и Германии; осуществил мировые премьеры «Песни Лукерьи», «Песни восхождения» и «Трех стихотворений Ольги Седаковой» Вустина, AGES Подгайца, «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Геннадия Гладкова, российские премьеры Симфонии № 3 Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Щедрина, Симфоний №№ 3, 5 и 9 Бетховена в редакции Малера, оперы «Прометей» Орфа, «Групп» Штокхаузена, оперы-оратории El Niño («Младенец Христос»)Адамса, «Пасторальной симфонии» Дина, новой редакции мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладкова, полной версии «Предварительного действа» Скрябина – Немтина и ряда других сочинений.

    По инициативе дирижера в 2012 году возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике Чайковского в Клину). В 2017 году с Концертным симфоническим оркестром Московской консерватории Владимир Юровский представил московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского. В 2021 году в Зале Чайковского в восьмой раз прошел ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром».

    Под управлением Юровского осуществлены мировые премьеры опер Vita Nuova Владимира Мартынова, «Любовь и другие демоны» Петера Этвёша, «Король Лир» Сергея Слонимского, «Гамлет» Бретта Дина, «Влюбленный дьявол» Александра Вустина, а также постановки опер Моцарта, Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского, Глинки, Р. Штрауса, Стравинского, Шёнберга, Берга, Прокофьева, Шрекера, Шостаковича. В дискографии Юровского – записи симфоний Бетховена, Брамса, Листа, Чайковского, Малера, Воан-Уильямса, Онеггера, Энеску, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Денисова, Сильвестрова, оркестровых и хоровых произведений Гайдна, Мендельсона, Вагнера, Р. Штрауса, Метнера, Цемлинского, Равеля, Шимановского, Стравинского, Холста, Бриттена, Хиндемита, Блоха, Казеллы, Канчели, Лигети, Мартынова, Джулиана Андерсона, Мишеля ван дер Аа, Марка-Энтони Тернеджа, опер Моцарта, Глинки, Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Яначека, Рахманинова, Прокофьева, Берга, Стравинского и других композиторов.

    В 2000 году Юровский стал обладателем Abbiati Prize как «лучший дирижер года», в 2015 – BBC Music Magazine Award за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 году отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013-м номинирован на премию «Грэмми». В 2016 году Юровский удостоен званий почетного доктора лондонского Королевского колледжа музыки и почетного профессора Московского государственного университета. В 2021 году награжден Золотой медалью Королевского филармонического общества (Лондон).

    Алексей Любимов

    Алексей Любимов – пианист, клавесинист, органист, педагог, профессор Московской консерватории и университета Моцартеум в Зальцбурге. Один из самых неординарных и разносторонних музыкантов современности. 

    Родился в Москве в 1944 году. Учился у Анны Артоболевской в Центральной музыкальной школе, Генриха Нейгауза и Льва Наумова в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Огромное влияние на формирование взглядов Любимова оказала Мария Юдина. 

    В 16 лет он стал победителем Всероссийского конкурса пианистов в Москве. Будучи студентом консерватории, в 1965 году завоевал I премию и золотую медаль IV Международного конкурса в Рио-де-Жанейро, в 1968 году – звание лауреата Международного конкурса в Монреале.

    С 1968 года начал интенсивно концертировать в СССР и за рубежом. С 1975 года – солист Московской филармонии. Алексей Любимов – исполнитель необыкновенно широкого диапазона, в его репертуаре – практически весь арсенал от старинной до современной музыки, а также опыт работы в электронной и рок-музыке. Будучи одним из крупнейших в мире специалистов по исполнительству на исторических клавирах, регулярно проводит мастер-классы в ведущих консерваториях Европы. Выступил одним из создателей Московского барочного квартета, ансамбля «Академия старинной музыки» (совместно с Татьяной Гринденко), Ансамбля старинной музыки Московской консерватории 

    Другой приоритет артиста – музыка ХХ–XXI веков. Он был основателем и руководителем ансамбля «Музыка – ХХ век» (1969–1974), впервые в стране исполнившего многие произведения Штокхаузена, Лигети, Фелдмана, Кейджа, Райли, Райха, Тен Хольта. Благодаря Любимову обрели концертную жизнь многие произведения Сильвестрова, Пярта, Волконского, Шнитке, Денисова, Мартынова, Уствольской, Пелециса, Немтина, Рабиновича, Карманова, Кнайфеля, Суслина, Мансуряна. Многие композиторы (в частности, Уствольская, Сильвестров, Карманов, Мартынов) посвятили ему свои сочинения.

    Соорганизатор ряда фестивалей авангардной музыки в Риге и Таллине (1976–1978); инициатор и художественный руководитель (до 1992 года) Международного фестиваля авангардной и экспериментальной музыки «Альтернатива», регулярно проходившего в Москве с 1988 года, а также I Фестиваля Арнольда Шёнберга в Московской консерватории (1999). 

    Сотрудничал со многими ведущими российскими и зарубежными оркестрами, с известными дирижерами, среди которых Кирилл Кондрашин, Натан Рахлин, Геннадий Рождественский, Михаил Плетнёв, Владимир Ашкенази, Франс Брюгген, Роджер Норрингтон, Эса-Пекка Салонен, Кристофер Хогвуд, Чарлз Маккеррас, Неэме Ярви, Андрес Мустонен, Юкка-Пекка Сарасте. Партнерами артиста по камерному ансамблю были Наталия Гутман, Олег Каган, Петер Шрайер, Татьяна Гринденко, Марк Пекарский, Александр Рудин, Иван Монигетти, Генрих Шифф, Андреас Штайер, Гидон Кремер, Кристиан Тецлафф, Виктория Иванова, Светлана Савенко, Лидия Давыдова и другие выдающиеся музыканты. 

    Алексей Любимов был участником фестивалей «Посвящение» в Государственной Третьяковской галерее и «Посвящение Олегу Кагану» (Москва), Дягилевского фестиваля (Пермь), Зальцбургского фестиваля, фестивалей в Локенхаусе, Ла-Рок-д’Антероне, «Каринтийское лето», Berliner Festwochen, Holland Festival, Mostly Mozart в Нью-Йорке и многих других. В 1991 году возглавил Музыкальный фестиваль в Санкт-Галлене (Австрия). Вошел в художественные советы фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» и Ars Longa. В 1968–1975 годах вел в Московской консерватории класс камерного ансамбля (доцент). В 1995 году вернулся в консерваторию, в 1997 году стал одним из инициаторов создания Факультета исторического и современного исполнительского искусства (до 2010 года – декан), на котором впервые в России были введены программы обучения на старинных инструментах. С 1998 года – профессор Университета Моцартеум в Зальцбурге. Член жюри многих международных конкурсов.

    Дискография музыканта насчитывает свыше 50 альбомов, выпущенных под лейблами «Мелодия», Erato, Sony Classical, Teldec, BIS, EСM, Decca, Megadisc, Alpha Classics и другими. 

    Лауреат Премии города Москвы (2001). Лауреат Премии Кейджа-Каннингема (Нью-Йорк, 2015).

    Игорь Яцко

    Игорь Яцко – актер театра и кино, театральный режиссер. Заслуженный артист России. 

    Обучался в Саратовском театральном училище имени И. А. Слонова (курс Юрия Киселева) и ГИТИСе (курс Анатолия Васильева). Дебютировал как актер на сцене саратовского ТЮЗа (1985). С 1990 года работает в театре «Школа драматического искусства», в 2007–2014 гг. был главным режиссером театра. С 2014 года – художественный руководитель режиссерско-актерской лаборатории в театре. Играл в спектаклях «Сегодня мы импровизируем», «Иосиф и его братья», «Амфитрион», «Дон Жуан или Каменный гость и другие стихи Пушкина», «Моцарт и Сальери», «Илиада. Песнь двадцать третья» и др.

    В 2001 году дебютировал в кино (сериал «Черная комната» Александра Хвана). С тех пор сыграл около 40 ролей в таких фильмах, как «Шатун», «Желанная», «Курорт особого назначения», «Место под солнцем», «Слепой», «Доктор Живаго», «Охота на гения», «Бегущая по волнам», «Русалка», «Раскол» и др. 

    В режиссерском амплуа дебютировал в 2004 году, представив в «Школе драматического искусства» 24-часовой хэппенинг «100 лет. День Леопольда Блума. Извлечение корня времени» по роману «Улисс» Джойса. Эта акция стала громким событием в театральном мире, попав в Книгу рекордов России как самый продолжительный хэппенинг. В числе постановок Игоря Яцко также «Кориолан» Шекспира, «Каменный ангел» Цветаевой, «Саломея» Уайльда, «Человеческий голос» Кокто – Пуленка, «Каин» Байрона, «Вишневый сад» Чехова, «Игроки» и «Мертвые души» Гоголя и др. Спектакль «Как важно быть серьезным» по комедии Уайльда был выдвинут на премию «Золотая маска» в 2013 году в трех номинациях. 

    С 2005 года сотрудничает с труппой Театра киноактера, поставив пьесы «Мера за меру» Шекспира, «Собака на сене» Лопе де Веги, «Укрощение строптивой» Шекспира и «Сирано де Бержерак» Ростана. 

    Принимал участие в знаковых музыкальных событиях: в исполнении оперы-оратории «Царь Эдип» Стравинского с Госкапеллой России под руководством Валерия Полянского (2004, роль Спикера); в постановке оперетты «Сильва» Кальмана; в концертах Персимфанса Петра Айду (2009, актер); в концертном исполнении оперы «Любовный напиток» Доницетти к 220-летию композитора (2017, режиссер). В рамках фестиваля актуальной музыки «Другое пространство» в Концертном зале имени Чайковского участвовал в исполнениях оперы «Прометей» Орфа (2014, режиссер, художественное слово) и Симфонии №2 «Истинная, Вечная Благость» Галины Уствольской (2016, художественное слово) с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского. 

    Преподавал актерское мастерство в детском театральном центре «Эколь Д’Арт», вел курс актерского факультета Славянского института имени Г. Р. Державина совместно с артистом Виталием Коняевым. В 2011 году из выпускников курса была создана «Студия Игоря Яцко» в театре «Школа драматического искусства». С 2014 года преподает в ГИТИСе (мастерская Александра Галибина). С 2015 года преподает в Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова. С 2016 года – преподаватель Мастерской Индивидуальной Режиссуры-5 Бориса Юхананова. С 2017 года возглавляет актерское направление в Московском городском педагогическом университете.