V Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство». Стив Райх. Tehillim : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»

    V Международный фестиваль
    актуальной музыки
    «Другое пространство».
    Стив Райх. Tehillim

    6 ноября 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Райх
    Tehillim для четырёх женских голосов и ансамбля

              При содействии проекта «Эшколот»


    12+

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
    Совместно с проектом «Эшколот»

    6 ноября 2016, 15.00 Фойе (зимний сад)

    Tehillim: медленное чтение перед концертом
    Изучение текстов Псалмов, вошедших в Tehillim Стива Райха, с комментариями ученых и литераторов.

    Модератор: Александр Гаврилов

    Участвуют: библеисты Андрей Десницкий и Михаил Селезнев, философ Ури Гершович, филолог Гасан Гусейнов, историки Олег Воскобойников и Аркадий Ковельман, поэт Ольга Седакова.



    Стив Райх (р. 1936)

    Tehillim («Псалмы») для четырех голосов и оркестра (1981, российская премьера)

    «Я сочинял, ориентируясь исключительно на то, как слышал слоги на иврите. Никогда раньше в моей голове не звучала такая музыка. Tehillim стали откровением» (Стив Райх).

    Tehillim, композиция на древнееврейский текст четырех библейских Псалмов, – поворотный момент в истории американского минимализма. Здесь Райх отступает от понимании музыки как «чистой процессуальности» и начинает экспериментировать со смыслом, просодией и интонацией. Сознательно отказываясь принимать во внимание традиционные иудейские или христианские исполнения Псалмов, Райх вырабатывает абсолютно оригинальный язык. Хотя Tehillim не относится к числу таких популярных сочинений Райха, как Drumming («Барабанный бой») или «Музыка для 18 музыкантов», для него это не менее важная работа. Многими средствами, к которым Райх прибегал и прежде, он пользуется здесь абсолютно по-новому. Псалмам присущ их собственный внутренний ритм, благодаря чему акценты расставляются совершенно неожиданно. Едва ли не впервые Райх проявляет интерес к тональности как таковой: когда финал, по словам автора, «приходит в Ре мажор после гармонической неопределенности предыдущих частей», это производит сильнейший эффект.

    Вначале, когда на фоне ударных и хлопков звучит женский голос, дублируемый кларнетом, музыка шокирует слушателей, знающих Райха по более радикальным сочинениям. Это первое крупное произведение Райха, где он проявляет явный интерес к своим еврейским корням, интерпретируя священные тексты самым что ни на есть светским образом. Как и в других сочинениях Райха, здесь присутствуют устойчивая пульсация, неизменный темп и постоянные повторы нескольких мелодических фигур. Но результат звучит по-новому благодаря потребности автора «привести тексты в согласие с их смыслом и внутренним ритмом»:

    «В синагогах Западного мира утеряна устная традиция пения псалмов. Значит, я не должен ни имитировать существующую традицию, ни игнорировать ее. В отличие от большинства моих прежних работ, Tehillim не строится на коротких повторяющихся паттернах. Хотя каноны из первой и последней частей могут напомнить мои ранние сочинения «Собирается дождь» и «Выйти», основанные на повторе короткой фразы, Tehillim в целом наверняка заденет многих несходством с другими моими опусами. Здесь нет фиксированного метра, музыкальный ритм опирается на ритм текста. Впервые со студенческих лет я положил текст на музыку, в результате основой сочинения стала мелодия в самом традиционном смысле слова. Использование протяженных мелодических линий, имитационных контрапунктов, инструментовка – всё это отсылает к классической, точнее говоря, барочной и более ранней музыкальной практике Запада. О западной музыке до 1750 года напоминает и безвибратное пение. Tehillim может восприниматься как музыка привычная и в то же время новая».

    Сочинение написано для четырех женских голосов, флейты, флейты-пикколо, гобоя, английского рожка, двух кларнетов, группы ударных, двух электроорганов, двух скрипок, альта, виолончели и контрабас. Существует также оркестровая версия с увеличенным количеством струнных и духовых.

    Московский Ансамбль Современной Музыки | МАСМ

    Основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при поддержке лидера новой отечественной музыки, классика ХХ столетия Эдисона Денисова. МАСМ одним из первых начал исполнять за рубежом новейшую российскую музыку, а в России – творчество современных зарубежных авторов. Сегодня базовая структура МАСМ – квинтет (флейта, кларнет, скрипка, виолончель, фортепиано), при этом состав часто расширяется до большого ансамбля и камерного оркестра. Основная задача коллектива – представление актуального творчества российских и зарубежных композиторов: на счету МАСМ более 1000 российских и мировых премьер. Особое место в репертуаре ансамбля занимает русский музыкальный авангард ХХ века. По приглашению МАСМ в Россию приезжали выдающиеся композиторы, среди которых Янис Ксенакис, Дьердь Куртаг, Анатоль Виеру, Фредерик Ржевский, Луи Андриссен, Тео Лувенди, Жерар Цинсстаг и другие.

    Ансамбль записал более 50 CD, выпущенных ведущими лейблами России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии. Гастролировал в 80 российских городах и 28 странах мира, выступал на крупнейших фестивалях, таких как «Другое пространство» (Москва), Московская биеннале современного искусства, Дягилевский фестиваль (Пермь), «Варшавская осень» (Польша), Gaudeamus Music Week (Нидерланды), FrankfurtFest, Maerzmusic (Германия), Klangspuren (Австрия), Transart (Италия). Участвовал в создании ряда значительных проектов: «Машина» в МХТ (режиссер Кирилл Серебренников), «Реконструкция» в Школе драматического искусства(Москва) и Эрмитажном театре (Санкт-Петербург), «Цвет-символ-звук» в ММДМ, «Москва» в Cité de la musique (Париж), оперный сериал «Сверлийцы» в Электротеатре «Станиславский». 

    Важное направление деятельности коллектива – просветительские концерты-лекции и мастер-классы, которые проходят по всей России. МАСМ – инициатор создания уникального ежегодного проекта: Международной академии молодых композиторов в Чайковском (Пермский край), где по приглашению ансамбля преподают Беат Фуррер, Оскар Бьянки, Марк Андре, Клаус Ланг, Филипп Леру и другие композиторы с международной известностью. В 2018–2022 гг. при участии МАСМ проходили «Композиторские читки» Союза композиторов России – четырехдневный интенсив, в ходе которого молодые композиторы показывают свои сочинения опытным музыкантам и получают профессиональные наставления. 

    МАСМ входит в Международное общество современной музыки (ISCM, 2005). В 2013 году спектакль «Полнолуние» с участием МАСМ стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент». В 2021 году МАСМ стал лауреатом Московской Арт Премии, в 2022 году – лауреатом Грантов Мэра Москвы. Ежегодно дает более 70 концертов в России и за рубежом.

    Вокальный ансамбль N'Caged

    Вокальный ансамбль N'Caged основан Ариной Зверевой в 2013 году. В его составе выступают Арина Зверева, Ольга Россини, Сергей Малинин и Илья Лаптев. Коллектив специализируется в области исполнения современной музыки, в сотрудничестве с композиторами принимает участие в оперных и драматических постановках, концертных программах, перформансах и музейных проектах.

    Первыми работами в области музыкально-драматических жанров стали опера «Астероид 62» Дмитрия Курляндского (2013, российская премьера) и спектакль «Тупейный художник» Александра Маноцкова (2014).

    С 2015 года солисты ансамбля участвуют в премьерных постановках и репертуарных спектаклях Электротеатра Станиславский. В их числе – «Сверлийцы» Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева, Владимира Раннева; «Маниозис», «Маниозис 2», «Книга Серафима» Александра Белоусова; «Проза» Владимира Раннева; «Октавия. Трепанация» Дмитрия Курляндского (мировая премьера состоялась на Голландском фестивале в Амстердаме, 2017); «Пиноккио. Лес» Дмитрия Курляндского; «Орфические игры. Панк-макраме» Владимира Горлинского, Дмитрия Курляндского, Кирилла Широкова, Фёдора Софронова; «Диксония» Владимира Горлинского. 

    Ансамбль принимал участие в проектах Театра Наций: «Достоевский 200. Опера», в рамках которого исполнил четыре камерных оперы Олега Гудачёва, Олега Крохалева, Егора Савельянова, Романа Жаурова (2021), «Саша, привет» Владимира Раннева (2022). 

    Важной составляющей деятельности ансамбля являются музейные и site-specific проекты, среди которых музейно-театральный проект «Хранить вечно» (ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург, 2018), перформанс «Страсти по Мартену» (фестиваль «Арт-Овраг», Выкса, 2018), видео-спектакль «Территория Гамлет» («Демидова Фест 2020», Москва), перформанс «Утопия на ужин» (филиал Третьяковской галереи в Самаре, 2021), аудиовизуальный перформанс «Рабочий поселок. Детали» (Музей современного искусства «ПЕРММ», Пермь, 2021), перформанс Love. Epilogue (фестиваль SOUND UP, Музей Москвы, 2022), инсталляция I must go seek some dewdrops here (ДК «ГЭС-2», 2022), перформанс «Территория Гамлет» (Дягилевский фестиваль, Пермь, 2022), перформанс «Хороход-2» («Выкса-фестиваль», Выкса, 2022).

    Ансамбль принимал участие в абонементных концертах Московского международного Дома музыки, выступал в залах Московской консерватории и Московской филармонии, галерее ГРАУНД Солянка (Москва), Музее современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург) и других залах, на фестивалях «5 вечеров» Союза композиторов России, «Ночь в музее», «Декабрьские вечера», принимал участие в образовательной и концертной программах XII Международной академии молодых композиторов в г. Чайковском (2022).

    Арина Зверева – лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска»: удостоена специальной премии жюри музыкального театра «За глубокое раскрытие музыкально-художественного образа, а также за развитие и расширение современных вокальных техник» (2021); российской оперной премии Casta Diva (в числе постановщиков оперы «Проза» 2017); номинант премии «Золотая маска» за спектакли «Книга Серафима» и «Октавия. Трепанация» (2021).

    Сергей Малинин – номинант премии «Золотая маска» за сольные партии в оперном сериале «Сверлийцы» (2016) и в опере «Книга Серафима» (2021).

    Ольга Россини – номинант премии «Золотая маска» за сольную партию в опере «Книга Серафима» (2021).

    Илья Лаптев – приглашенный солист Электротеатра Станиславский с 2020 года.

    Фёдор Леднёв

    Фёдор Леднёв родился в 1971 году в Минске. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по специальностям «хоровое дирижирование» и «оперно-симфоническое дирижирование». С 1995 года преподает в Санкт-Петербургском музыкальном колледже имени Н. А. Римского-Корсакова. 

    Как приглашенный дирижер сотрудничал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, хором и оркестром musicAeterna и другими известными коллективами. С 2019 года – дирижер musicAeterna. С 2022 года – дирижер Нижегородского театра оперы и балета.

    Выступает со многими российскими и зарубежными ансамблями современной музыки, такими как «Студия новой музыки», ГАМ-ансамбль (Москва), Nostri Temporis (Украина), KNM (Германия), Phoenix (Швейцария). Постоянный дирижер санкт-петербургского ансамбля современной музыки eNsemble с момента его основания в 2001 году. Постоянный приглашенный дирижер Московского Ансамбля Современной Музыки, участник российских и европейских фестивалей. Под руководством Фёдора Леднёва состоялось более 200 мировых премьер сочинений отечественных и зарубежных композиторов, а также российские премьеры оперы «Доктор Атом» Джона Адамса, первой части балетной трилогии «Данте» Томаса Адеса (концертные исполнения), Концерта для скрипки с оркестром Гюса Янсена, Концерта для двух фортепиано с оркестром Лучано Берио, вокального цикла «Любовь поэта» Алексея Сысоева, сочинения «Ницше говорит» Луи Андриссена.

    Как дирижер-ассистент принимал участие в постановках опер «Воццек» Берга в Большом театре, Medea Material Паскаля Дюсапена и «Носферату» Дмитрия Курляндского в Пермском театре оперы и балета. Как вокалист участвовал в постановках опер «Эней в Лацио» Сарти (Латин, 1999), «Якоб Ленц» Рима (Кауфман, 2001), «Орфей» Монтеверди (Орфей, 2002). 

    Дирижер-постановщик балета «Пахита» в Екатеринбургском театре оперы и балета (2018, спектакль выдвигался на Национальную театральную премию «Золотая маска» в девяти номинациях, в том числе «Лучший дирижер»; был удостоен Специальной премии жюри музыкального театра «За лучшее событие Года Петипа»), оперы «Замок герцога Синяя Борода» Бартока с прологом и эпилогом Валерия Воронова (2022, Пермский театр оперы и балета), балета «Золотой ключик» Вайнберга (2023, Нижегородский театр оперы и балета). Лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства.