Моцарт «Волшебная флейта» Зальцбургский фестиваль : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Моцарт «Волшебная флейта»
    Зальцбургский фестиваль

    14 января 2024

    «Филармония-2». Виртуальный зал

    схема проезда

    Режиссёр – Лидия Штайер

    Дирижёр – Йоана Мальвиц

    Действующие лица и исполнители:
    Зарастро – Тарек Назми
    Тамино – Мауро Петер
    Царица Ночи – Бренда Рэй
    Памина – Регула Мюлеманн
    Папагено – Михаэль Нагль

    Запись спектакля, 2022 


    Продолжительность: 2 часа 35 минут с одним антрактом

    Немецкий язык, русские субтитры

    12+


    Обновлённая версия оригинальной постановки Лидии Штайер, где многогранная история Моцарта предстаёт через призму восприятия детей. Зальцбург – синоним Моцарта, а мало что ассоциируется с Моцартом так, как «Волшебная флейта», самая знаменитая из всех опер великого маэстро. Поэтому любая постановка «Волшебной флейты» на Зальцбургском фестивале – это событие.

    Волшебная сказка, зингшпиль, комедия с изумительными сценическими эффектами, масонский ритуал с египетскими тайнами, героически-комическая опера? «Волшебную флейту» исполняют, обсуждают, изучают и разбирают по кусочкам, наверное, больше, чем почти любое другое произведение в истории оперы. Редко какая опера отличается такой же таинственностью и многогранностью; ещё реже, когда она, несмотря на все эти дебаты, пользуется неизменной популярностью на протяжении более 200 лет.

    Зингшпили в волшебном сеттинге были в моде на венских сценах во второй половине XVIII века, и «Волшебная флейта» продолжает эту традицию. Динамичное начало, где принца преследует страшное чудовище, любовная история, которая начинается с освобождения похищенной принцессы, две противоборствующие фигуры в лице Зарастро и Царицы Ночи, олицетворяющие добро и зло, и, наконец, комический персонаж Папагено, близкий к «естественному человеку» Руссо, который проваливает все философские испытания, однако завоёвывает место не только в сюжете оперы, но и в сердцах зрителей. И не в последнюю очередь сама волшебная флейта – магический инструмент, в честь которого названа опера и который вместе с колокольчиками олицетворяет судьбу.

    Эмануэль Шиканедер, человек разнообразных талантов и предприимчивый импресарио, для своего либретто вдохновлялся сборником фантастических поэм «Джиннистан» К. М. Виланда. И в любом случае ему был хорошо известен совокупный эффект романтических перипетий, юмора и зрелищности: его Театр ауф дер Виден славился впечатляющими визуальными эффектами, достигавшимися при помощи сценической техники и искусной смены декораций. В то же время произведение Моцарта отражает модное в то время увлечение образованной публики древними мистериями и ритуалами, где большую роль играли испытания и столкновение со смертью. Моцарт, как член масонской ложи, хорошо в этом разбирался.

    Режиссёр Лидия Штайер отдаёт сюжет на откуп рассказчику – дедушке, который читает «Волшебную флейту» перед сном своим внукам. Но чтение вслух пробуждает собственные воспоминания и ассоциации как у слушателей, так и у чтеца, и эти ассоциации становятся частью рассказа. Таким образом, экстравагантная фантазия «Волшебной флейты» врывается в сдержанный, строгий мир обеспеченной семьи XIX века, и переносит троих мальчуганов непосредственно внутрь истории. Три Мальчика принимают участие в сказочном сюжете, где элементы реальной жизни предстают в увеличенном, гротескном виде. Детский взгляд сопровождает и направляет главных героев оперы на протяжении всего действия.

    Героическая повесть о спасении принцессы почти комической парой героев – принцем и птицеловом, – чем дальше, тем больше превращается в путешествие к неизведанному. Именно это сочетание элементов волшебной сказки и размышлений эпохи Просвещения делает оперу такой увлекательной.

    «Регула Мюлеманн прекрасно звучит в партии Памины, Михаэль Нагль – очаровательный Папагено, а баса Тарека Назми в партии Зарастро можно считать особенной удачей».

    Oberösterreichische Nachrichten