К юбилею. 50 лет. Борис Березовский и его друзья : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    К юбилею. 50 лет.
    Борис Березовский и его друзья

    6 января 2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    В программе:
    Шуман
    Токката до мажор, соч. 7
    Фантазия до мажор, соч. 17. III часть. Lento sostenuto e sempre piano
    Шопен
    Избранные этюды
    Лист
    Ноктюрн «Грезы любви», S. 541 № 3

    и сюрпризы от Бориса Березовского



    Второе отделение:
    поздравления юбиляру

    Александр Гиндин (фортепиано)
    Павел Милюков (скрипка) 
    Никита Борисоглебский (скрипка)
    Дарья Филиппенко (альт)
    Катерина Анохина (цимбалы)
    София Каландадзе (арфа)
    Ансамбль «Ерёма»
    Ансамбль солистов «Мадригал» Московской филармонии
    Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин»
    Александр Гордон
    Петр Татарицкий (ведущий)

    12+

    II отделение

    Поздравления юбиляру

    София Каландадзе (арфа)
    К. Сальседо
    Концертная фантазия на тему «Гранады» Агустина Лары 

    Павел Милюков (скрипка)
    Борис Березовский (фортепиано)

    М. Равель 
    «Цыганка» - концертная рапсодия

    Екатерина Анохина (цимбалы)
    Дарья Филиппенко (альт)

    Д. Суфиярова
    «Сквозь дождь»

    Екатерина Анохина (цимбалы)
    Борис Березовский (фортепиано)

    Б. Барток  
    Два румынских народных танца

    Никита Борисоглебский (скрипка)
    Борис Березовский (фортепиано)

    Г. Венявский
    Концертный полонез № 1  ре мажор, соч. 4

    Ф. Крейслер (1875–1962)
    «Муки любви»
    «Радость любви»

    Александр Гиндин (фортепиано)
    Борис Березовский (фортепиано)

    У. Болком 
    Три регтайма из цикла «Сад  Эдема»: «Древний Адам», «Вечная женственность»,«Поцелуй змея»
    Г. Ливингстон  
    «Baby boogie,  или Буги для новорожденного»

    Ансамбль солистов «Мадригал» Московской филармонии
    Г. де Машо
    Doucedamejolie
    Традиционная палестинская мелодия Masar 
    Традиционная европейская Ротта   

    Альфонсо Десятый Мудрый  
    Кантига № 100 De loor de Santa Maria

    Аноним XIV века
    Stella splendens из «Красной книги Монтсеррат»

    Фольклорный ансамбль «Ерема»
    Фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница»
    Александр  Гордон

    Борис Березовский

    Борис Березовский родился в 1969 году в Москве. Обучался в Московской государственной консерватории в классе Элисо Вирсаладзе и частным образом у Александра Саца. В 1987 году завоевал IV премию Международного конкурса пианистов в Лидсе (Великобритания), в 1990 году – I премию и Золотую медаль IX Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве. 

    С этого момента начинается международная карьера пианиста. Он выступал с лучшими оркестрами мира, такими как Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), Нью-Йоркский филармонический оркестр, оркестр «Филармония» (Лондон), Филадельфийский симфонический оркестр, Национальный оркестр Франции, Мюнхенский филармонический оркестр, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России, Новый Японский филармонический оркестр, Гюрцених-оркестр (Кёльн), Национальный оркестр Капитолия Тулузы и другие; под управлением выдающихся дирижеров, в числе которых Курт Мазур, Шарль Дютуа, Вольфганг Заваллиш, Эндрю Литтон, Антонио Паппано, Лоранс Экильбе, Владимир Ашкенази, Валерий Гергиев, Юрий Симонов, Александр Лазарев, Леонард Слаткин, Михаил Плетнёв, Юрий Башмет, Туган Сохиев, Дмитрий Китаенко, Александр Рудин, Дмитрий Лисс, Александр Ведерников, Томас Даусгор и многие другие. Среди партнеров пианиста по камерному ансамблю – Вадим Репин, Дмитрий Махтин, Александр Князев, Яна Иванилова, Акико Суванаи, Хэмиш Милн.

    Сольные концерты Бориса Березовского проходят в лучших залах мира, таких как Берлинская филармония, амстердамский Консертгебау, лондонский Ройял Фестивал-холл, Театр Елисейских Полей и концертный зал Лувра в Париже, венский Концертхаус, Дворец изящных искусств в Брюсселе, Мегарон в Афинах, Большой зал Московской Консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского. 

    В репертуаре исполнителя – фортепианные концерты Бетховена (в 2001 году он представил все пять его концертов в один вечер с оркестром Musica Viva в Большом зале Московской Консерватории), Моцарта, Шопена, Листа, Брамса, Рахманинова, Чайковского, Бартока, Стравинского, Шостаковича, Хачатуряна, циклы этюдов Листа и Шопена, пьес Шумана, прелюдий Рахманинова, сочинения Пауля Хиндемита, Дьёрдя Лигети, Александра Чайковского, Кароля Беффа, Джорджа Крама, Джона Адамса. В последние годы выступает с оркестрами без дирижера. 

    В обширной дискографии пианиста – около 40 CD и DVD. Под лейблом Teldec он выпустил записи произведений Шопена, Шумана, Рахманинова, Мусоргского, Балакирева, Метнера, Равеля и все «Трансцендентные этюды» Листа. Для фирмы Mirare записал все прелюдии и фортепианные концерты Рахманинова (с Уральским академическим филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса) и его же сочинения для двух фортепиано (в ансамбле с Брижит Анжерер). Многие записи Березовского удостоены премий Diapason d'Or, ECHO Klassik, Choc de la Musique, многократно отмечены журналами Le Monde de la Musique и Gramophone. В 2006 году музыкант был удостоен премии BBC Music Magazine. 

    Участник крупнейших международных фестивалей в России, Германии (Рур, Рейнгау), Франции (Ла-Рок-д'Антерон, Нант, Канн, Монпелье и др.), Швейцарии (Вербье), Австрии (Зальцбург), Словакии (Братислава), Японии (Саппоро), США («Равиния» в Чикаго, Аспен). 

    Активно гастролирует по России, проводит авторские фестивали, в том числе Фестиваль Бориса Березовского в Екатеринбурге (2012, 2014), идею которого артист определил как «музыкально-географическое путешествие». Схожими идеями вдохновлен и проект пианиста «Музыка Земли» (2014, 2016, 2017). В 2006–2011 гг. по инициативе Березовского в Москве, Екатеринбурге и Владимире проводился «Метнер-фестиваль». 

    В 2015 году музыкант участвовал в работе жюри пианистов XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского. На телеканале «Культура» вел программу «Вспоминая великие страницы», посвященную конкурсным выступлениям пианистов прежних лет. 

    Борис Березовский – лауреат премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Персона года» (2013). Удостоен Премии города Москвы в номинации «Музыкальное искусство» (2015), почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации» (2016).

    Александр Гиндин

    Александр Гиндин родился в 1977 году в Москве. В 1994 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, в 1999-м – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Михаила Воскресенского), в 2001-м – ассистентуру-стажировку МГК. 

    Лауреат международных конкурсов имени П. И. Чайковского (1994) и имени королевы Елизаветы в Брюсселе (1999), победитель конкурса пианистов в Кливленде (2007). В 2006 году удостоен почетного звания «Заслуженный артист России», в 2023 году – ордена «За заслуги в культуре и искусстве» за вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.

    В 1996–2013 гг. – солист Московской филармонии, в 2003–2015 гг. преподавал в Московской консерватории. С 2012 года – художественный руководитель ансамбля солистов «Эрмитаж».

    Более десяти лет Александр Гиндин выступал в фортепианном дуэте с Николаем Петровым. Артисты сыграли свыше 100 концертов в городах России, ближнего и дальнего зарубежья, записали шесть компакт-дисков. 

    В 2008 году Александр Гиндин организовал уникальный проект «Квартет роялей», в котором принимали участие известные пианисты из России, стран Европы, Турции и США. 

    Он выступал с известными коллективами, в числе которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, Российский национальный оркестр, «Виртуозы Москвы», Оркестр де Пари, Бельгийский национальный оркестр, Немецкий симфонический оркестр Берлина, Роттердамский симфонический оркестр, Токийский симфонический оркестр, Новый Японский филармонический, филармонические оркестры Лондона, Хельсинки, Люксембурга, Льежа, Фрайбурга, Монте-Карло, Мюнхена, «Зальцбургская камерата». 

    Сотрудничал с такими выдающимися дирижерами, как Владимир Ашкенази, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Владимир Минин, Арнольд Кац, Юрий Симонов, Дмитрий Китаенко, Фуат Мансуров, Василий Синайский, Александр Лазарев, Саулюс Сондецкис, Алан Гилберт, Кшиштоф Пендерецкий, Пааво Ярви, Джеймс Де Прист, Леонард Слаткин, Юозас Домаркас.

    Среди партнеров Александра Гиндина по камерному ансамблю – Владимир Спиваков, Александр Рудин, Борис Березовский, Кун Ву Пек, Оливье Латри, Киприен Катсарис, Алексей Уткин, Александр Чаушян, Мария Гулегина, Хибла Герзмава, Квартет имени А. П. Бородина. 

    Участник фестивалей «Владимир Спиваков приглашает», Владимира Спивакова в Кольмаре, имени Робера Казадезюса в Лилле, Радио Франс в Монпелье, Рурского фортепианного фестиваля и «Киссингенское лето» в Германии, «Безумный день» в Нанте, фестивалей в Охриде, Дубровнике, Шанхае, Эхтернахе, Ла-Рок-д’Антероне, Брюсселе, Лиможе, Кракове, Риме, на Сицилии и др. 

    Музыкант имеет записи на телевидении и радио России, Бельгии, Германии, Швеции, Франции, Люксембурга, Польши, США, Японии. Записал более 30 компакт-дисков в сотрудничестве с ведущими фирмами России, Франции, Великобритании, Германии, Финляндии, Японии, в числе которых Decca, Capriccio, Ondine, Tri-M Classics, «Русский сезон» (российский партнер Le Chante du Monde), DML, CD Accord, Naxos и другие. 

    Александр Гиндин – международный художественный руководитель Шведского Королевского фестиваля в Стокгольме и арт-директор фестиваля «Приношение Кнушевицкому» в Саратове.

    Павел Милюков

    Павел Милюков родился в 1984 году в Перми. Окончил Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, консерваторию и ассистентуру-стажировку МГК (класс профессора Владимира Иванова). Продолжил совершенствоваться в Университете музыки и драмы в Граце и Венском институте музыки и исполнительского искусства под руководством профессора Бориса Кушнира.

    Лауреат международных конкурсов в Клостер-Шёнтале (II премия, 2003), конкурса Роберта Канетти (I премия, 2005, проводился в Венгрии), имени Никколо Паганини в Москве (II премия, I премия не присуждалась, 2007), Astana Violin в Астане (Гран-при, 2008), Vibrarte в Париже (I премия в составе трио Con Spirito, 2008), имени Давида Ойстраха в Москве (II премия, 2008), в Сеуле (II премия, 2012), имени Арама Хачатуряна в Ереване (I премия, 2012). В 2010 году стал обладателем II премии Первого Всероссийского музыкального конкурса (Москва). В 2015 году завоевал III премию на XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.

    Скрипач ведет активную концертную деятельность: гастролирует в странах Европы, в Японии, Южной и Северной Корее, Китае, Бразилии, во многих городах России, где также проводит мастер-классы. Выступает на известных концертных площадках с ведущими российскими и зарубежными коллективами: Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, оркестром Мариинского театра, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана, Уральским академическим филармоническим оркестром,Филармоническим оркестром Балтийского моряи другими. Среди дирижеров, с которыми сотрудничал Павел Милюков, – Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Юрий Симонов, Владимир Юровский, Кристиан Ярви, Джеймс Конлон, Александр Сладковский, Василий Петренко, Павел Коган, Роберт Канетти, Мария Эклунд.

    Был дважды удостоен стипендии Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного банка «Россия». В 2008–2012 годах – солист Санкт-Петербургского Дома музыки. Участник программы Московской филармонии «Звезды XXI века».

    В 2016 году награжден орденом Дружбы. С 2016 года преподает в Московской консерватории на кафедре скрипки под руководством профессора Владимира Иванова. Регулярно проводит мастер-классы. В 2023 году – член жюри в категории «скрипка» XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского.

    Играет на скрипке Пьетро Джованни Гварнери «Экс-Сигети», предоставленной швейцарским фондом «Нева».

    Никита Борисоглебский

    Никита Борисоглебский родился в 1985 году в Волгодонске. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку МГК (класс профессора Эдуарда Грача и доцента Татьяны Беркуль), затем совершенствовался под руководством Огюстена Дюмэ в Брюсселе и Анны Чумаченко в Кронберге. Участвовал в мастер-классах Шломо Минца и Иды Гендель в рамках международного скрипичного семинара Keshet Eilon в Израиле. 

    Победитель и лауреат многих международных состязаний, среди которых конкурсы имени Абрама Ямпольского в Пензе (2002, III премия), в Клостер-Шёнтале (2003, I премия), имени Йозефа Иоахима в Ганновере (2006, I премия), имени Давида Ойстраха в Москве (2007, I премия), имени П. И. Чайковского в Москве (2007, II премия и пять спецпризов), имени королевы Елизаветы в Брюсселе (2009, V премия). В 2010 году музыкант завоевал первые премии на конкурсах имени Фрица Крейслера в Вене и имени Яна Сибелиуса в Хельсинки, III премию на конкурсе в Монреале, в 2013-м стал обладателем Гран-при конкурса Monte Carlo Violin Masters в Монако.

    Удостоен ряда наград различных фондов и Правительства России, в 2009 году отмечен наградой «Скрипач года» Международного фонда Майи Плисецкой и Родиона Щедрина (США), в 2011 году – премией Virtuoso итальянской Академии струнных инструментов и Общества Антонио Страдивари (Кремона), медалью Яна Сибелиуса от Фонда Сибелиуса в Финляндии. 

    Гастролирует по России, в странах Европы, Азии и СНГ; сотрудничал с известными оркестрами и выдающимися дирижерами, в числе которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Кшиштоф Пендерецкий, Юрий Симонов, Сакари Орамо, Давид Афкам, Ханну Линту, Василий Синайский, Лионель Бренгье, Дмитрий Лисс, Окко Каму, Юн Стургордс, Михаил Юровский, Клаус Мякеля, Дима Слободенюк и др. 

    В числе партнеров скрипача по ансамблю – Родион Щедрин, Наталия Гутман, Юрий Башмет, Андраш Шифф, Борис Березовский, Александр Князев, Огюстен Дюмэ, Давид Герингас, Ловро Погорелич, Вадим Репин, Александр Рудин, Николай Луганский, Денис Кожухин, Максим Рысанов, Мао Фудзита. С 2017 года выступает в составе квартета «Атриум» (первая скрипка).

    Принимал участие в фестивалях в Зальцбурге, Рейнгау, Дубровнике, «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера», Бетховенском фестивале в Бонне, фестивалях «Звезды белых ночей» и «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, фестивале Олега Кагана в Кройте, Il Violino Magico в Италии, Crescendo Дениса Мацуева, Vivacello Бориса Андрианова, La Folle Journee в Нанте, Токио и Екатеринбурге, в Турку, камерной музыки в Кухмо и многих других. Особое внимание уделяет музыке современных авторов и композиторов ХХ века; первый исполнитель ряда сочинений Родиона Щедрина, Александра Чайковского, Кузьмы Бодрова. 

    В 2018 году на лейбле Profil(Германия) вышла антология сочинений Николая Метнера для скрипки и фортепиано в исполнении Никиты Борисоглебского и Екатерины Державиной, высоко оцененная международной критикой. В 2022 году на фирме «Мелодия» вышел записанный с участием Борисоглебского альбом камерной музыки Прокофьева и Вайнберга. В числе последних релизов – запись недавно найденного Скрипичного концерта Изаи с Королевским филармоническим оркестром Льежа под управлением Жан-Жака Канторова, вошедшая в альбом A Tributeto Ysaÿe, удостоенный французской премии Diapason d’Or. 

    Летом 2022 года в составе квартета «Атриум» Никита Борисоглебский участвовал в исполнении всех струнных квартетов Бетховена на сцене токийского Сантори-холла. В сезоне 2022/23 – артист в резиденции венского Концертхауса, где совместно с виолончелистом Нареком Ахназаряном и пианистом Георгием Чаидзе представляет абонемент камерной музыки. 

    Музыкант играет на инструменте работы австрийского мастера Мартина Швальба, изготовленном в 2020 году по модели скрипки Гварнери дель Джезу «Уле Булль» 1744 года.

    В 2018 году удостоен почетного звания «Заслуженный артист России».

    Дарья Филиппенко

    Дарья Филиппенко родилась в 1983 году в Минске, где обучалась у Натальи Зайцевой и Лючии Ластовки. В 2001 году продолжила образование в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского у профессоров Галины Одинец и Александра Бондурянского. В студенческие годы принимала участие в фестивалях в России, Беларуси, Бразилии, США, Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Великобритании и других странах.

    Была удостоена Гранта Татьяны Гайдамович «За достижения в области камерного исполнительства» Международного союза музыкальных деятелей, а также гранта Ассоциации камерной музыки и приза компании Thomastik-Infield на Международной летней академии (ISA) в Австрии.

    В составе камерного ансамбля стала лауреатом II премии и обладательницей приза зрительских симпатий на XIII Международном конкурсе имени Иоганнеса Брамса в Австрии (2006) и обладательницей Гран-при III Международного конкурса камерных ансамблей в Чесапике (США, 2008).

    Ведет активную концертную деятельность, выступает на международных фестивалях, выпускает записи на дисках и стриминговых платформах. В 2022 году фирмой «Мелодия» выпущен альбом произведений Александра Чайковского, записанный с участием Дарьи Филиппенко. Осенью того же года состоялась презентация сольного диска альтистки с произведениями Гарри Кроула.

    Среди партнеров артистки по сцене – Никита Борисоглебский, Гайк Казазян, Леонид Железный, Борис Андрианов, Владимир Бальшин, Кристина Блаумане, Борис Березовский, Яков Кацнельсон, Луис Густаво Карвальо и другие. Сотрудничает с композиторами Александром Чайковским, Кузьмой Бодровым, Павлом Кармановым, Гарри Кроулом, Джорджем Стивенсоном и другими.

    Выступала в Большом зале Московской консерватории, Московском концертном зале «Зарядье», залах Московской филармонии и Московского международного Дома музыки, Государственной капелле Санкт-Петербурга. Как солистка сотрудничала с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Московским государственным академическим симфоническим оркестром, Академическим симфоническим оркестром имени С. В. Рахманинова, Тюменским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Гуйяна (Китай), Государственным камерным оркестром Республики Беларусь, Музыкальной капеллой «Сонорус» (Беларусь).

    Играет на альте мастера Марии Стрельниковой (2009). 

    София Каландадзе

    София Каландадзе родилась в 2001 году в Москве. Окончила МССМШ имени Гнесиных (класс профессора Российской академии музыки имени Гнесиных Мильды Агазарян), затем продолжила обучение в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Ипполитова-Иванова (класс доцента Аллы Королевой). Брала уроки игры на трехрядной барочной арфе у профессора Муниципальной школы Милана Мары Галасси.

    Лауреат Международного конкурса арфистов «Хрустальный ключ» имени Ксении Эрдели (Санкт-Петербург), VI Санкт-Петербургского открытого конкурса юных исполнителей на струнных инструментах и арфе, II Международного конкурса арфистов в Карнарвоне (Уэльс), Всероссийского фестиваля-конкурса «Музыка Земли». 

    Принимала участие в международных музыкальных фестивалях Musica Mundi в Бельгии, «Летние вечера в Елабуге» (фестиваль Бориса Березовского), BaltMusFest в Калининградской области.

    Ансамбль солистов «Мадригал» Московской филармонии

    Ансамбль солистов «Мадригал», основанный в 1965 году композитором и клавесинистом Андреем Волконским (1933–2008), – один из постоянно действующих коллективов Московской филармонии. 

    Именно в исполнении «Мадригала» в нашей стране впервые прозвучали шедевры средневековья, Возрождения, раннего барокко, сцены из опер и мадригальные комедии, литургические драмы и духовные мистерии, оратории и мадригалы, светские и духовные песни, старинная инструментальная музыка. 

    В составе ансамбля в разные годы выступали Лидия Давыдова, Карина, Рузанна и Рубен Лисицианы, Александр Туманов, Лариса Пятигорская, Борис Яганов, Беатрис Парра, Борис Доброхотов, Марк Вайнрот, Анатолий Гринденко, Лев Маркиз, Борис Берман, Марк Пекарский, Алексей Семенов, Евгений Аргышев, Юрий Зыков, Татьяна Дашкова, Татьяна Белякова, Александр Суетин и другие артисты. Многие из них впоследствии организовали свои коллективы, занялись сольной исполнительской деятельностью.

    После отъезда Андрея Волконского за рубеж ансамбль выступал под художественным руководством певицы Лидии Давыдовой (1972–1983; 1992–2008), композитора и органиста Олега Янченко (1983–1992). 

    За годы концертной деятельности «Мадригал» дал свыше 2500 концертов в СССР, России и многих странах мира, подготовил несколько десятков монографических и тематических программ, участвовал в престижных фестивалях. Ансамблем записано более 20 дисков; его аудиосерия «Тысяча лет музыки», выпущенная фирмой «Мелодия», стала филофонической редкостью. 

    Новейший этап в истории «Мадригала» наступил в 2008 году, когда его возглавил заслуженный артист России Александр Суетин – известный исполнитель на старинных щипковых инструментах (барочная и ренессансные лютни, орфарион, барочная гитара, мандора, уд), участник множества международных фестивалей и проектов, автор многочисленных лютневых транскрипций и записей, выпущенных на компакт-дисках. 

    В составе ансамбля выступают певцы Анастасия Мельник (сопрано), Елизавета Светозарова (сопрано), Юлия Макарьянц (меццо-сопрано), Алексей Сулимов (тенор) и Олег Банковский (бас), инструменталисты Анатолий Гринденко (виола да гамба, ребек), Дмитрий Булкин (барочный тромбон), Татьяна Любавская (флейты), Катерина Анохина (цимбалы), Кадыр Саидхарун (перкуссия) и мультиинструменталистка Анна Тончева (виуэла, арфа готическая, арфа doppia, дульцимер, псалтериум, крумхорн, кельнхорн). 

    Новый «Мадригал» подготовил более тридцати оригинальных программ, стал участником фестивалей «Декабрьский ангажемент» в Калуге, «Дягилевские дни» в Перми, I Открытого фестиваля профессиональных оркестров в г. Чайковский (Пермский край), «Классическая гитара в XXI веке» (Казань), фестиваля камерной музыки Pizzicato (Улан-Удэ), культурных программ международного сотрудничества в Дании, на Мальте, в Швеции и Словении. 

    В 2013 году ансамблем был записан первый в его новейшей истории компакт-диск Llibre Vermell de Montserrat, представляющий полную версию музыкального материала самой известной рукописи XIV века «Красная книга Монтсеррат», хранящейся в библиотеке бенедиктинского монастыря Монтсеррат в Каталонии, недалеко от Барселоны.

    Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин»

    Творчество ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» представляет собой особую сферу хорового исполнительства. Коллектив создает уникальные программы на стыке жанров, сочетая академическую хоровую стилистику с богослужебным пением, музицирование – с элементами драматического действия. 

    Ансамбль «Сирин» создан в 1989 году Андреем Котовым – известным певцом, хормейстером и фольклористом, посвятившим много лет изучению особенностей аутентичного пения русской средневековой музыки и народных песен. Коллектив назван по имени райской птицы с головой девы, поющей «неизреченные песни о спасшихся душах» и вечном блаженстве.

    Большую часть репертуара ансамбля составляют богослужебные песнопения XV–XVIII веков: знаменный, путевой, демественный распевы, строчное и знаменное многоголосие, ранний партес, монастырские распевы, партесный концерт. Особое место в репертуаре «Сирина» занимают духовные стихи – песнопения самого разного происхождения в «пограничном» жанре, в котором отчетливо проступают и клерикальные стихотворно-музыкальные приемы, и достаточна свобода самовыражения автора. 

    Коллективом созданы программы «Христос рождается, славите!» (богослужебные песнопения рождественской службы XVI–XVII вв., духовные стихи, христославия, народная драма «Смерть царя Ирода»); «Путник» (духовные песни бродячих лирников, народные распевы духовных стихов, авторские распевы «Сирина»); «Весна покаяния» (песнопения Великого поста XV–XVIII вв., монастырские покаянные песнопения, духовные стихи); «Рождество Богородицы» (духовные песнопения на Рождество Богородицы, богородичные народные духовные стихи); «Новое небо, новая земля»; «Стих о пресветлом рае» и другие. 

    В 2000 году при участии музыкантов ансамбля было реконструировано «Пещное действо» – древний русский церковный обряд о сожжении трех отроков. Уникальная сценическая работа была представлена на Всемирной театральной олимпиаде в Москве. В 2010 году на фестивале старинной музыки в Ярóславе (Польша) состоялась мировая премьера полной версии «Пещного действа» совместно с польскими исполнителями. 

    «Сирин» много и плодотворно сотрудничает с композиторами и режиссерами. Специально для него созданы «Плач Иеремии», «Заповеди блаженства», «Игры ангелов и людей» Владимира Мартынова, «Музыка для Рождества», «Слово» Павла Карманова, музыка к спектаклю «Шинель» Александра Бакши. Среди режиссеров, работавших с коллективом, – Анатолий Васильев («Плач Иеремии», «Моцарт и Сальери»), Валерий Фокин («Шинель»), Кама Гинкас («Нелепая поэмка»). Совместно со знаменитым «Кронос-квартетом» ансамбль «Сирин» представил в Светлановском зале Московского международного Дома музыки российскую премьеру произведения Sun Rings Терри Райли с видеорядом (2006). 

    Ансамбль много гастролирует в России и за рубежом (во Франции, Англии, Эстонии, Чехии, Португалии, Индии, Бразилии, США, Польше и других странах). «Сирин» был специальным гостем VIII Хорового конгресса азиатских стран в Пекине, участником I Европейского симпозиума хоровой музыки в Любляне, Всемирного симпозиума хоровой музыки в Роттердаме, фестивалей в Лионе, Иль-де-Франс и Юзесе (Франция), Марктобердорфе (Германия), Маастрихте (Нидерланды), Корке (Ирландия), Фрибуре (Швейцария), Бангкоке (Таиланд), «Европалия» в Бельгии. 

    Наряду с исполнительской деятельностью музыканты ансамбля постоянно ведут исследовательскую работу, организуют просветительские проекты, лекции и мастер-классы. 

    «Сирин» имеет записи на радио и компакт-дисках; первый альбом ансамбля, «Духовные песнопения русского народа» (Les Saisons Russes), получил в 1994 году премию Diapason d’Or («Золотой камертон»).

    Пётр Татарицкий

    Пётр Татарицкий (Алмазов) – член Союза театральных деятелей России и Международного союза музыкальных деятелей; член-корреспондент РАЕН (направление «Гуманитарные науки, образование и творчество»); актер, режиссер, мастер художественного слова.

    Родился в 1971 году. Окончил с отличием Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина (мастерская Виктора Коршунова). Артистическую карьеру начинал в московском театре «У Никитских ворот» Марка Розовского, где в течение 12 лет был одним из ведущих артистов. На сегодняшний день сыграл около 50 ролей в кино и театре. 

    В течение 30 лет работает в качестве режиссера-постановщика и сценариста театрализованных представлений, концертных программ, официальных церемоний. Постоянный ведущий проектов «Росконцерта» и Департамента культуры города Москвы.

    С 1997 года – ведущий концертов Московской филармонии (артист, концертный исполнитель, ведущий цикла «Сказки с оркестром» и онлайн-трансляций Всероссийского виртуального концертного зала). В 2021 году отметил 30-летие творческой деятельности на сцене Большого зала Дома Правительства РФ. 

    Автор оригинальных чтецких проектов в жанре мелодекламации с участием симфонических оркестров и камерных ансамблей. Неоднократно сотрудничал с Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского в качестве сценариста и режиссера-постановщика концертных версий оперетт, которые были исполнены в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Светлановском зале Московского международного Дома музыки. 

    Работает также на других крупных столичных площадках – сценах Большого театра России, Государственного Кремлевского дворца, Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Вел юбилейные вечера Майи Плисецкой, Родиона Щедрина, Алексея Рыбникова, Павла Когана, Эдуарда Грача, Юрия Симонова, Бориса Тевлина, Вячеслава Гордеева, Бориса Березовского и других известных деятелей культуры. 

    Ведущий международного фестиваля «Кремль музыкальный» и концертов фонда «Новые имена». В сотрудничестве с органисткой Евгений Кривицкой создал ряд камерных программ и масштабных представлений, в числе которых «Сказание об Александре Невском» (2020), «За Русь святую!» (2021), «Великое посольство Петра Первого» (2022), «Рожденные Россией» (2023).

    Удостоен множества государственных и общественных наград и званий, в числе которых грант Президента России, Премия Москвы (за постановку оперы «Буря» Алябьева), Благодарность Министра культуры РФ, премии «Персона России» и «Овация», орден издательства Who is Who (Швейцария), орден Признания «За выдающиеся заслуги» IV степени, орден Петра Великого, Серебряный орден «Служение искусству», медаль «За гражданское достоинство», Медаль Жукова, серебряная медаль Международного союза музыкальных деятелей «За выдающийся вклад в развитие музыкального искусства», почетный знак «Рыцарь науки и искусства» Российской академии естественных наук и другие. 

    Рекомендуем к просмотру

    Домашний сезон

    Домашний сезон.
    Трансляции из Концертного зала Чайковского
    Денис Мацуев представляет:
    «Новым именам» — 30 лет!

    12.05.2020

    В программе:
    Шостакович
    Трио № 2 для фортепиано, скрипки и виолончели ми минор, соч. 67 (I и II части)
    Andante. Moderato
    Allegro non troppo
    Исполняют Денис Мацуев, Матвей Блюмин и Александр Бузлов
    Арбан
    Вариации «Венецианский карнавал»
    Исполняют Сергей Накаряков и Денис Мацуев
    Чайковский
    «День ли царит», соч. 47 № 6
    Слова Алексея Николаевича Апухтина
    Исполняют Анна Самуил и Денис Мацуев
    Русская народная песня
    «Валенки» (переложение для балалайки и фортепиано)
    Исполняют Анастасия Тюрина и Денис Мацуев
    Беллини—Ловрелио
    Концертная фантазия на темы оперы «Норма» для гобоя, кларнета и оркестра
    Исполняют Тимофей Яхнов, Андрей Рязанцев и Ансамбль солистов «Премьера»
    Аветисян
    «Экспромт»
    Исполняют Ануш Овсепян и Элена Мкртумян
    Шостакович
    Концертино для двух фортепиано, соч. 94
    Исполняют Александра Довгань и Иван Бессонов
    Моцарт
    «Турецкий марш» (III часть) из Сонаты № 11 ля мажор для фортепиано, К. 331
    Исполняют Елисей Мысин и Иван Бессонов
    Сен-Санс
    «Лебедь» из зоологической фантазии «Карнавал животных»
    Исполняют Нина Капцова, Александр Бузлов и Денис Мацуев
    Рахманинов
    Итальянская полька для двух фортепиано
    Исполняют Денис Мацуев и Александра Довгань
    Лютославский
    Вариации на тему Паганини для двух фортепиано
    Исполняют Денис Мацуев и Александр Малофеев
    Шуман
    «Карнавал», соч. 9

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Николай Луганский, Нарек Ахназарян,
    Никита Борисоглебский, Максим Рысанов

    Режиссерская версия

    04.02.2021

    В программе:
    Форе
    Фортепианный квартет № 1 до минор, соч. 15
    Брамс
    Фортепианный квартет № 3 до минор, соч. 60
    Моцарт
    Фортепианный квартет № 2 ми-бемоль мажор, K 493

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Денис Мацуев представляет:
    «Новым именам» — 30 лет!

    Режиссерская версия

    29.04.2019

    В программе:
    Чайковский
    Большая соната соль мажор, соч. 37
    Исполняет Денис Мацуев
    Шостакович
    Трио № 2 для фортепиано, скрипки и виолончели ми минор, соч. 67 (I и II части)
    Andante. Moderato
    Allegro non troppo
    Исполняют Денис Мацуев, Матвей Блюмин и Александр Бузлов
    Чайковский
    «День ли царит», соч. 47 № 6
    Слова Алексея Николаевича Апухтина
    Исполняют Анна Самуил и Денис Мацуев
    Рахманинов
    «Я жду тебя», соч. 14 № 1
    Слова Марии Августовны Давидовой
    Исполняют Анна Самуил и Денис Мацуев
    Сен-Санс
    «Лебедь» из зоологической фантазии «Карнавал животных»
    Исполняют Нина Капцова, Александр Бузлов и Денис Мацуев
    Арбан
    Вариации «Венецианский карнавал»
    Исполняют Сергей Накаряков и Денис Мацуев
    Русская народная песня
    «Валенки» (переложение для балалайки и фортепиано)
    Исполняют Анастасия Тюрина и Денис Мацуев
    Моцарт
    Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», К 492
    Исполняет Ансамбль солистов «Премьера»
    Беллини—Ловрелио
    Концертная фантазия на темы оперы «Норма» для гобоя, кларнета и оркестра
    Исполняют Тимофей Яхнов, Андрей Рязанцев и Ансамбль солистов «Премьера»
    Овсепян
    «Ритмические рисунки»
    Исполняет Ануш Овсепян
    Ованнисян
    «Экспромт»
    Исполняет Элена Мкртумян
    Партия фортепиано Ахавни Ованнисян
    Аветисян
    «Экспромт»
    Исполняют Ануш Овсепян и Элена Мкртумян
    Шостакович
    Концертино для двух фортепиано, соч. 94
    Исполняют Александра Довгань и Иван Бессонов
    Моцарт
    «Турецкий марш» (III часть) из Сонаты № 11 ля мажор для фортепиано, К. 331
    Исполняют Елисей Мысин и Иван Бессонов
    Лютославский
    Вариации на тему Паганини для двух фортепиано
    Исполняют Денис Мацуев и Александр Малофеев
    Рахманинов
    Итальянская полька для двух фортепиано
    Исполняют Денис Мацуев и Александра Довгань
    Шуман
    «Карнавал», соч. 9

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Борис Березовский, Дмитрий Маслеев

    08.06.2017

    В программе:
    Брамс
    Соната для двух фортепиано фа минор, соч. 34 b
    Дебюсси
    «Маленькая сюита» для фортепиано в четыре руки, L 65
    Лист
    «Воспоминание об опере Моцарта "Дон Жуан”» для двух фортепиано, S. 418
    Венгерская рапсодия № 2 до-диез минор, S. 244 № 2

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Екатерина Мечетина, Александр Гиндин

    24.01.2017

    В программе:
    Шнитке
    «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка», соч. 143 (транскрипция В.Боровикова)
    Римский-Корсаков – Грязнов
    Сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» для двух фортепиано
    Вагнер – Регер
    Прощание Вотана с Брунгильдой и заклинание огня из оперы «Валькирия»
    Черни
    Блестящая увертюра си минор для фортепиано в четыре руки
    Лист
    «Воспоминание об опере Моцарта “Дон Жуан”» для двух фортепиано, S. 418

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Камерные вечера

    Режиссерская версия

    02.10.2016

    В программе:
    Дворжак
    Квинтет ля мажор, соч. 81
    Шуман
    Квинтет ми-бемоль мажор, соч. 44

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Александр Гиндин

    21.04.2016

    В программе:
    Лист
    «Траурная гондола», S. 200
    «Серые облака», S. 199
    Багатель без тональности, S. 216a
    Скерцо и марш, S. 177
    Шопен
    Соната № 2 си-бемоль минор, соч. 35
    Скрябин
    Поэма «К пламени», соч. 72
    Соната № 5 фа-диез мажор, соч. 53