Все видео
Онлайн
Все видео
Видеозаписи из Концертного зала Чайковского
Видеозаписи из Камерного зала филармонии
Видеозаписи из «Филармонии-2»
Коллекция произведений
Промо
Интервью
Образовательные проекты, творческие встречи
Рождение оперы и Монтеверди

1. Рождение оперы в Италии

17 век стал временем рождения практически всех современных жанров академической музыки. Самым авторитетным из них на ближайшие два столетия стала опера. История ее возникновения совершенно необычна: это единственный музыкальный жанр, идея которого пришла в музыку со стороны другого искусства — литературы. Первые опыты нового искусства были сделаны во Флоренции, в узком элитарном кругу любителей и знатоков античной поэзии и драмы. Именно к наследию античности восходит круг сюжетов первых «драм на музыке» и сама идея музыкальной декламации в сопровождении инструментов. Первое из дошедших до нас произведений такого рода, «Эвридика» на текст Оттавио Ринуччини с музыкой Якопо Пери, прозвучало осенью 1600 года во флорентийском дворце на свадебных торжествах короля Франции Генриха IV и Марии Медичи.


Проект «Истории по нотам», блог muzium.org
Лектор: Валерий Сторожук

2. Монтеверди и опера

Рождение оперы как важнейшего жанра на ближайшие два с лишним столетия связано с именем Клаудио Монтеверди. В 1607 году в Мантуе прозвучал его «Орфей» на текст Алессандро Стриджио. В отличие от своих флорентийских современников Монтеверди был к тому времени уже сложившимся музыкантом, и он подошел к задаче «драмы на музыке» как музыкант. Можно сказать, что если флорентийцы изобрели числа, то Монтеверди открыл таблицу умножения. Он осознал, что важнейшим средством характеристики персонажей должны быть музыкальные выразительные средства, а драматические повороты сюжета должны быть выражены средствами музыкального контраста. Музыка теперь не просто сопровождает текст, но переводит сценическое действие в музыкальную драму. Вся последующая история оперы стала развитием этих идей Монтеверди.


Проект «Истории по нотам», блог muzium.org
Лектор: Валерий Сторожук

3. Опера, мадригал и церковная музыка

Премьера второй оперы Монтеверди, «Ариадна», прозвучавшая через год после «Орфея», выдвинула композитора в авангард музыкальной жизни Италии. К сожалению, почти вся партитура этой оперы утрачена. К счастью, сохранилась центральная сцена: так называемая «Жалоба Ариадны». С этого времени как у Монтеверди, так и у других итальянских композиторов мы видим прямое воздействие оперы на камерную музыку (мадригал) и даже на музыку для церкви. 

Один из самых известных мадригалов Монтеверди «Жалоба нимфы» (сборник 1638 года) трактован прямо-таки как оперная сцена. Совершенно фантастическим образом эта композиция спустя двести с лишним лет отзывается эхом в знаменитой сцене галлюцинации из оперы Верди «Макбет». Верди не знает ни одной ноты от своего великого предшественника, но сцена решена так, словно он тщательно проштудировал «Жалобу нимфы». Когда мы видим такие вещи, мы можем сказать: итальянскую оперу от Монтеверди до Верди пишет один и тот же автор. Только под разными именами.


Проект «Истории по нотам», блог muzium.org 
Лектор: Валерий Сторожук

1. Рождение оперы в Италии

2. Монтеверди и опера

3. Опера, мадригал и церковная музыка

Календарь
Обратная связь

Нажимая кнопку «Подписаться», вы даёте своё согласие на обработку ваших персональных данных,
в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»