Премьера второй оперы Монтеверди, «Ариадна», прозвучавшая через год после «Орфея», выдвинула композитора в авангард музыкальной жизни Италии. К сожалению, почти вся партитура этой оперы утрачена. К счастью, сохранилась центральная сцена: так называемая «Жалоба Ариадны». С этого времени как у Монтеверди, так и у других итальянских композиторов мы видим прямое воздействие оперы на камерную музыку (мадригал) и даже на музыку для церкви.
Один из самых известных мадригалов Монтеверди «Жалоба нимфы» (сборник 1638 года) трактован прямо-таки как оперная сцена. Совершенно фантастическим образом эта композиция спустя двести с лишним лет отзывается эхом в знаменитой сцене галлюцинации из оперы Верди «Макбет». Верди не знает ни одной ноты от своего великого предшественника, но сцена решена так, словно он тщательно проштудировал «Жалобу нимфы». Когда мы видим такие вещи, мы можем сказать: итальянскую оперу от Монтеверди до Верди пишет один и тот же автор. Только под разными именами.
Проект «Истории по нотам», блог muzium.org
Лектор: Валерий Сторожук