Британский скрипач-виртуоз Даниэль Хоуп родился в 1973 году в г. Дурбан (Южно-Африканская Республика). Переехав в Лондон, он обучался в Highgate School и в Королевской академии музыки у Захара Брона. Уже в 10 лет он выступил на британском телевидении, а в 11 — получил приглашение от сэра Иегуди Менухина исполнить с ним дуэты Б. Бартока на телевидении Германии. Это стало началом многолетнего артистического партнерства двух музыкантов, сыгравших вместе более 60 концертов. В 1999...
Британский скрипач-виртуоз Даниэль Хоуп родился в 1973 году в г. Дурбан (Южно-Африканская Республика). Переехав в Лондон, он обучался в Highgate School и в Королевской академии музыки у Захара Брона. Уже в 10 лет он выступил на британском телевидении, а в 11 — получил приглашение от сэра Иегуди Менухина исполнить с ним дуэты Б. Бартока на телевидении Германии. Это стало началом многолетнего артистического партнерства двух музыкантов, сыгравших вместе более 60 концертов. В 1999 году Хоуп, будучи уже всемирно известным исполнителем, участвовал в последнем концерте И. Менухина, сыграв с оркестром под его управлением Скрипичный концерт А. Шнитке.
Музыкант необычайно разносторонний, Хоуп выступает как солист, камерный исполнитель, дирижер. Он известен своей исключительной креативностью, а также приверженностью гуманитарным принципам. Лондонская Observer назвала Хоупа «самым восхитительным британским исполнителем на струнных со времен Жаклин дю Пре», а New York Times в недавнем обзоре так суммировала его уникальные качества: «...скрипач всепроникающего интеллекта и непререкаемого стиля... В деле, в котором ценятся аккуратно подписанные ящички и коробочки с точным названием содержимого, британский скрипач Даниэль Хоуп не подходит ни под одну формальную категорию».
В своем творчестве Хоуп обращается как к классическому репертуару, так и к новой музыке, раге, джазу, помещая классическую музыку в самый разнообразный контекст: не только музыкальный, но и общекультурный, связанный с литературой, историей, драматургией, представляя музыку как отражение всеобщего культурного и исторического пространства.
Более 20 лет Даниэль Хоуп с огромным успехом гастролирует по всему миру. Как солист и дирижер Даниэль Хоуп постоянно выступает с камерными оркестрами (включая такие, как Камерный оркестр Европы, оркестр Камерата Зальцбург, струнный оркестр Люцернского фестиваля) и ансамблями (среди которых немецкий L'arte del mondo). Хоуп принимал участие в BBC Proms, Hollywood Bowl, фестивалях в Аспене, Люцерне, Равинии, Зальцбурге, Шлезвиг-Гольштейне и Тэнглвуде. Он играл в самых престижных залах мира с ведущими оркестрами США (Бостонский, Чикагский, Лос-Анджелесский, Далласский, Детройтский), Канады (симфонический оркестр Торонто), Израиля, оркестрами Берлина, Бирмингема, Дрездена, Лондона, Москвы, Осло, Парижа, Стокгольма, Гетеборга, Вены и такими дирижерами, как Мстислав Ростропович, Ханс Граф, Даниэль Хардинг, Томас Хенгельброк, Курт Мазур, Кент Нагано, сэр Роджер Норрингтон, Сакари Орамо, Мишель Плассон, Леонард Слаткин, Кристиан Тилеман.
Среди его партнеров по сцене — пианисты Менахем Пресслер, Катя и Мишель Лабек, Себастьян Кнауэр, Кристиан Безуиденхут, Ву Хан, Джеффри Кахане, скрипач Хайме Ларедо, альтисты Юрий Башмет, Табея Циммерманн, виолончелисты Линн Харрелл, Дэвид Финкель, контрабасист Эдгар Мейер, тенор Марк Пэдмор, пианист, дирижер и композитор Томас Адес, Стинг.
В своем творчестве Хоуп уделяет значительное внимание современной музыке. Он тесно сотрудничал с такими композиторами, как София Губайдулина, Альфред Шнитке, Кшиштоф Пендерецкий¸ Дьердь Куртаг, Марк-Энтони Тэрнедж, Карл Хайнц Грубер. В марте 2008 года Хоуп и Стюарт Коупленд, основатель и бывший барабанщик группы The Police, исполнили оркестровую композицию Коупленда Celeste для скрипки и ударных на фестивале в Саванне.
С 2007 года Даниэль Хоуп — эксклюзивный артист Deutsche Grammophon (ранее записывался на Warner Classics и Nimbus). Он был многократно номинирован на премии Grammy, Classical BRIT, Deutsche Schallplattenpreis и пять раз — на ECHO Klassik Prizes. Среди его записей — сочинения Баха, Бриттена, Элгара, Мендельсона, Моцарта, Пендерецкого, Шнитке, Шостаковича, Вайля, английских композиторов XX века Финци, Фоулдса, Айрлэнда, Типпета, Уолтона. Диск с произведениями Мендельсона (Deutsche Grammophon), на котором записаны Скрипичный концерт и Октет, был назван газетой New York Times «одной из самых совершенных записей Мендельсона». Недавно вышедший на Deutsche Grammophon диск стал посвящением великому скрипачу и композитору Йозефу Иоахиму (1831–1907), оказавшему огромное влияние на развитие скрипичного искусства. «Ядром» этого CD стал Концерт Бруха — сочинения, которое во многом ассоциируется именно с творчеством Иоахима. Концерт записан в сопровождении Стокгольмского королевского филармонического оркестра под управлением Сакари Орамо.
В 2010 году Хоуп представил мировую премьеру и дебютную запись своей редакции Скрипичного концерта Альбана Берга. Рецензент газеты Sunday Telegraph писал по поводу этого CD: «Думаю, что я никогда не слышал лучшую версию Концерта Берга: исполнение не только технически совершенное, но и в полной мере передающее обостренный эмоциональный контекст этого сочинения». Журнал Gramophone Magazine назвал запись этого концерта «лучшей записью всех времен».
В последнем релизе Deutsche Grammophon из серии Recomposed, представляющей видение классических шедевров современными авторами, Даниэль Хоуп солирует в мировой премьере британского композитора Макса Рихтера Four Seasons Recomposed («Воссозданные “Времена года” Вивальди») с берлинским камерным оркестром Konzerthaus под управлением Андре де Риддера.
В начале 2013 года на Deutsche Grammophon вышел релиз «Сферы» — собственный проект Хоупа: коллекции сочинений, объединенных идеей о том, что движение планет создает особый вид музыки. Эта идея, впервые высказанная Пифагором, в течение многих веков восхищает и привлекает математиков, философов и музыкантов. На диске записана музыка различных стилей, от барокко до минимализма: Баха, Форе, современных мастеров, таких как Арво Пярт и Майкл Найман, и более молодых, специально сочинивших сочинения для Хоупа, основываясь на идее музыки сфер: Габриэля Прокофьева (внука великого композитора), Людовико Эйнауди, Алекса Барановского и Алексея Игудесмана. Хоуп записал этот диск с хором Берлинского радио под управлением Саймона Хелси.
Хоуп входит в Директорат музыкального
фестиваля в Саванне (штат Джорджия, США; в 2013 году фестиваль прошел в 11-й
раз) и является артистическим директором летнего фестиваля в Мекленбурге (Германия).
Он — автор успешных концептуальных проектов, сценарист, теле- и радиоведущий,
участвует в театральных постановках, увлекается индийской музыкой и джазом.
Также музыкант опубликовал три книги, ставшие бестселлерами. Одна из них —
«Когда можно аплодировать?», представляющая собой путеводитель для любителей
классической музыки, выпушена издательством АСТ в 2010 году.
Сезон 2013-2014 Хоуп начал концертами в странах Европы и Азии со своим постоянным партнером пианистом Себастьяном Кнауэром. 9 ноября 2013 года, в 75-ю годовщину трагической «хрустальной ночи» (ставшей фактически началом Холокоста), он выступил со специальным концертом в Paul Löbe Haus(здание германского парламента) в Берлине. В декабре концертом в Зале камерной музыки Линкольн-центра в Нью-Йорке Хоуп отметил 90-летие выдающегося пианиста Менахема Пресслера, с которым играл в составе Beaux Arts Trio (скрипач выступал в этом ансамбле в последние 6 лет его деятельности и стал самым молодым участником Beaux Arts Trio за всю его историю, длившуюся с 1955 по 2008 годы).
В течение прошедшего сезона Хоуп выступал в сопровождении ведущих оркестров, среди которых Цюрихский камерный оркестр, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, оркестр Финского радио, Бергенский филармонический (Норвегия), Национальный оркестр Испании, филармонический оркестр Канагава (Япония).
В числе ярких событий сезона — февральский тур с Лондонским Королевским филармоническим оркестром, представивший проект The Hollywood Sound (релиз выходит в 2014 году на Deutsche Grammophon); новые выступления с оркестром Lucerne Festival Strings, главным приглашенным солистом которого Хоуп является в последние годы.
Даниэль Хоуп играет на скрипке “ex-Lipiński” Гварнери дель Джезу (1742), предоставленной в его распоряжение семьей из Германии, пожелавшей остаться неизвестной. Инструмент носит имя одного из своих бывших владельцев, польского скрипача XIX века Кароля Липиньского, который выступал вместе с Паганини, Шуманом и Листом.
В настоящее время Даниэль Хоуп проживает в Вене.