Один
из наиболее исполняемых в мире современных композиторов, наряду с Арво Пяртом и
Джоном Уильямсом. Родился в Вустере (Массачусетс, США), сочиняет с десяти лет.
Под руководством отца освоил кларнет, играл в любительских оркестрах. В 1965
году поступил в Гарвард, где стал дирижером оркестра Баховского общества.
Учился у Леона Кирхнера, Дэвида дель Тредичи и Роджера Сешнза. С начала 1970-х
живет в Сан-Франциско, где в 1972–1984 гг. преподавал в консерватории.
Сочинение Адамса Shaker Loops (1978)
считается отправной точкой в формировании музыкального постминимализма. Успех произведения
Harmonium для хора и оркестра (1981)
подтвердил статус Адамса – ведущего композитора США.
В
1982–1985 гг. Джон Адамс – приглашенный композитор Симфонического оркестра
Сан-Франциско, инициатор серии концертов «Новая и необычная музыка». Среди
сочинений, написанных Адамсом для коллектива, – «Учение о гармонии» (1985),
«Мой отец знал Чарлза Айвза» (2003), «Чистая шутка» (2012). В 1985 году Адамс
начал работу над оперой «Никсон в Китае», посвященной встрече Ричарда Никсона с
Мао Цзэдуном. Премьера в Хьюстоне (1987) имела огромный успех, опера стала
репертуарной, ее запись получила «Грэмми» в номинации «лучшее современное
сочинение». В содружестве с поэтом Элис Гудмен и режиссером Питером Селларсом
родилась и следующая опера Адамса – «Смерть Клингхоффера» о захвате
пассажирского парохода палестинскими террористами. Следующими работами Адамса и
Селларса стали композиция «Я смотрел на потолок и увидел небо», рождественская
оратория El Niño («Младенец Христос»),
оперы «Доктор Атом», «Цветущее дерево» и «Девушки Золотого Запада»
Концерт
для скрипки с оркестром Джона Адамса удостоен Премии Гравемайера (1993). За
сочинение «О переселении душ» для детского хора, смешанного хора, оркестра и
фонограммы, посвященное жертвам терактов 11 сентября 2001 года, Адамс был
награжден Пулитцеровской премией, запись отмечена тремя наградами «Грэмми». В
2008 году вышла книга его мемуаров и эссе, названная газетой «Нью-Йорк таймс»
одним из книжных событий года. Как дирижер выступает с крупнейшими оркестрами Европы
и США, помимо своей музыки исполняя сочинения Бетховена, Моцарта, Дебюсси,
Сибелиуса, Стравинского, Бартока, Равеля, Айвза, Райха, Гласса, Эллингтона, Заппы.
С
2009 года Джон Адамс – художественный советник Филармонического оркестра
Лос-Анджелеса. В 2019 году стал первым композитором США, получившим престижную
Премию Эразма «за вклад в европейскую культуру» – ежегодную награду
нидерландского «Фонда Эразма». Среди крупне йших
сочинений Адамса последних лет – концерт для фортепиано с оркестром Must the Devil Have All the Good Tunes? и
драматическая симфония «Шехеразада 2» для скрипки с оркестром. 10 сентября 2022
года в Опере Сан-Франциско прошла мировая премьера новой оперы Джона Адамса
«Антоний и Клеопатра».