Московская филармония

Александр Бородин

1833-1887

Александр Порфирьевич Бородин родился 31 октября (12 ноября) 1833 в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой. По обычаю того времени ребенок получил фамилию одного из крепостных отца. Мальчик учился дома языкам – немецкому, французскому, английскому (позже овладел также итальянским). Он рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать уроки игры на флейте, а затем – на фортепиано и виолончели, в девять – сочинил польку для фортепиано в 4 руки и уже в четырнадцать лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля. Однако более всего Бородина привлекала не музыка, а химия, которая и стала его профессией.

С 1850 по 1856 он являлся вольнослушателем петербургской Медико-хирургической академии, по окончании был оставлен там преподавателем и в 1858 получил степень доктора медицины. Затем Бородин был направлен в научную командировку в Западную Европу (1859–1862). За границей он встретился с молодой московской пианисткой-любительницей Екатериной Сергеевной Протопоповой, музицируя с которой открыл для себя мир романтической музыки Шопена, Листа, Шумана. Вскоре они поженились. По возвращении в Россию он был избран адъюнкт-профессором по кафедре химии Медико-хирургической академии, а в 1864 – ординарным профессором (впоследствии заведующим) той же кафедры.

Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки: в этот период им созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и другие камерные произведения. Решающим в его музыкальной биографии стал 1862, когда Бородин познакомился и подружился с композитором Милием Балакиревым и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или «Могучей кучки»), состоявшим из Цезаря Кюи, Николая Римского-Корсакова и Модеста Мусоргского; под их влиянием Бородин начал работу над симфонией ми-бемоль мажор. Ее окончание затянулось ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью (Бородин преподавал на Женских врачебных курсах, редактировал научный журнал «Знание» и т.д.), однако в 1867 симфония была все-таки закончена, а в 1869 – исполнена под управлением Балакирева. К 1867–1868 годам относится работа Бородина над оперой-фарсом Богатыри (пародия на распространенный в то время жанр романтической оперы на русскую историческую тему, с использованием мелодий Ж. Оффенбаха, Дж. Мейербера, А. Серова, русских песен и т. п.); в то же время он написал несколько романсов, являющихся шедеврами русской вокальной лирики. Успех Первой симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869 возникает замысел симфонии си-бемоль минор, однако вскоре композитор оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса Слово о полку Игореве. Вскоре опера тоже была оставлена; часть сочиненной для нее музыки вошла во Вторую симфонию, окончание работы над которой относится к 1875. Примерно с 1874 Бородин возвращается к своему оперному замыслу и продолжает время от времени работать над отдельными сценами Князя Игоря. Однако к моменту смерти композитора опера осталась незавершенной.

В этот период Бородиным написаны также два струнных квартета (1879 и 1885), две части Третьей симфонии ля минор, музыкальная картина для оркестра В Средней Азии (1880), ряд романсов и фортепианных пьес. Его музыка начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Франца Листа, с которым Бородин поддерживал личное знакомство. По собственному признанию в письме к жене, ему приходилось быть «одновременно ученым, антрепренером, артистом, государственным чиновником, филантропом, врачом и больным». Умер Бородин в Петербурге 15 (27) февраля 1887.

Опера Князь Игорь, несомненно, является крупнейшим творческим достижением Бородина. Она была закончена и инструментована после смерти композитора его друзьями – Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890. Вторая и незавершенная Третья симфонии, а также картина В Средней Азии по образному строю близки опере: здесь тот же мир героического прошлого России, который вызвал к жизни музыку замечательной силы, необычайного своеобразия и яркого колорита, порой отмеченную редким чувством юмора. Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира.

Концерты
с музыкой композитора


понедельник
Четырехручный Петербург,
или музыка для игры с теми, 
кто вовсе не умеет играть

Камерный зал Филармонии

Четырехручный Петербург, или музыка для игры
с теми, кто вовсе не умеет играть

Пётр Лаул фортепиано
Павел Райкерус фортепиано

В программе:
Глинка Вальс-фантазия для фортепиано в четыре руки си минор
«Кавалерийская рысь» для фортепиано в четыре руки до мажор
«Кавалерийская рысь» для фортепиано в четыре руки соль мажор
Полька для фортепиано в четыре руки си-бемоль мажор
Экспромт в форме галопа на тему из оперы Г. Доницетти «Любовный напиток» для фортепиано в четыре руки
Даргомыжский «Славянская тарантелла для игры с теми, кто вовсе не умеет играть» для фортепиано в четыре руки
Мусоргский Соната для фортепиано в четыре руки до мажор
Бородин Полька Helene для фортепиано в четыре руки ре минор
Аллегретто для фортепиано в четыре руки ля-бемоль мажор
Тарантелла для фортепиано в четыре руки ре мажор
Стравинский Пять легких пьес для фортепиано в четыре руки
Три пьесы для фортепиано в три руки

Абонемент продан

вторник
Четырехручный Петербург,
или музыка для игры с теми, 
кто вовсе не умеет играть

Камерный зал Филармонии

Четырехручный Петербург, или музыка для игры
с теми, кто вовсе не умеет играть

Пётр Лаул фортепиано
Павел Райкерус фортепиано

В программе:
Глинка Вальс-фантазия для фортепиано в четыре руки си минор
«Кавалерийская рысь» для фортепиано в четыре руки до мажор
«Кавалерийская рысь» для фортепиано в четыре руки соль мажор
Полька для фортепиано в четыре руки си-бемоль мажор
Экспромт в форме галопа на тему из оперы Г. Доницетти «Любовный напиток» для фортепиано в четыре руки
Даргомыжский «Славянская тарантелла для игры с теми, кто вовсе не умеет играть» для фортепиано в четыре руки
Мусоргский Соната для фортепиано в четыре руки до мажор
Бородин Полька Helene для фортепиано в четыре руки ре минор
Аллегретто для фортепиано в четыре руки ля-бемоль мажор
Тарантелла для фортепиано в четыре руки ре мажор
Стравинский Пять легких пьес для фортепиано в четыре руки
Три пьесы для фортепиано в три руки

Абонемент продан

воскресенье
Язык музыки. Ритм
Интерактивный концерт

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Язык музыки. Ритм

Авторы и ведущие цикла:
Ярослав Тимофеев
Мария Холкина
Академический симфонический оркестр Московской филармонии

В программе:
Бетховен Симфония № 5 (I часть)
Свиридов «Время, вперед!» из музыки к одноименному фильму
Айвз «Вопрос, оставшийся без ответа»
Бородин «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» (фрагмент)
Равель «Болеро»
Андерсон «Печатная машинка»

Звуки природы
Литературно-музыкальный концерт из цикла «Истории, рассказанные музыкой»

Камерный зал Филармонии

Истории, рассказанные музыкой. Звуки природы

Лариса Демидова ведущая
Сергей Асташонок ведущий
Романтик-квартет

В программе:
Вивальди Концерт «Зима» из цикла «Времена года» (фрагмент)
Чайковский «Песня жаворонка» из цикла «Детский альбом»
Дакен «Кукушка»
Сен-Санс «Слон», «Лебедь» из зоологической фантазии «Карнавал животных»
Римский-Корсаков «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Гайдн Квартет «Жаворонок» (I часть)
Бородин Ноктюрн из Квартета № 2 (фрагмент)

Абонемент продан