«Двенадцать стульев» и «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и «Иван Васильевич меняет профессию», «Женщина, которая поет» и «31 июня» – эти фильмы из прошлого ХХ века широко популярны и в наши дни не только вследствие блистательного актерского состава и режиссуры, но и благодаря талантливой, легко запоминающейся музыке. Ее автор Александр Сергеевич Зацепин – один из известнейших не только в России, но и за рубежом мастеров, на протяжении многих десятилетий активно и плодотворно работает в жанрах киномузыки, песни, мюзикла. Многие его песни, созданные для кино, сойдя с экранов обрели самостоятельную жизнь, с успехом звучат в концертах, по радио и телевидению.
«Двенадцать стульев» и «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и «Иван Васильевич меняет профессию», «Женщина, которая поет» и «31 июня» – эти фильмы из прошлого ХХ века широко популярны и в наши дни не только вследствие блистательного актерского состава и режиссуры, но и благодаря талантливой, легко запоминающейся музыке. Ее автор Александр Сергеевич Зацепин – один из известнейших не только в России, но и за рубежом мастеров, на протяжении многих десятилетий активно и плодотворно работает в жанрах киномузыки, песни, мюзикла. Многие его песни, созданные для кино, сойдя с экранов обрели самостоятельную жизнь, с успехом звучат в концертах, по радио и телевидению.
Александр Зацепин родился в 1926 году в Новосибирске и поначалу
осваивал техническую специальность, готовясь стать инженером-железнодорожником.
Будучи на военной службе, он самостоятельно научился играть на нескольких
музыкальных инструментах, служил в Ансамбле песни и пляски Сибирского военного
округа. В 1956 году окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу композиции, его
учителем был народный артист Казахстана, профессор Е. Г. Брусиловский.
Среди его первых сочинений – «Индийская сюита», балет «Старик Хоттабыч»
(дипломная работа, поставленная в Алма-Атинском театре оперы и балета). В 1957 году
он пишет музыку к своему первому художественному фильму – музыкальной комедии
«Наш милый доктор», – песня из которого «Надо мной небо синее» сразу же
становится популярной. Вскоре приходит звездный час – Александра Зацепина
приглашает к сотрудничеству талантливый режиссер Леонид Гайдай. Благодаря
блестящему творческому союзу всенародную любовь обрели комедии «Операция “Ы” и
другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван
Васильевич меняет профессию», «Двенадцать стульев», «Не может быть», «За
спичками», «Спортлото-82», «На
Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» и другие киноленты.
Талант композитора по достоинству ценили и многие другие режиссеры – он написал музыку более чем к 120 художественным и анимационным фильмам, в числе которых «Красная палатка» Михаила Калатозова (фильм снят в двух вариантах – с русской и итальянской звуковой дорожкой, музыку ко второй написал Эннио Морриконе), «Земля Санникова» Альберта Мкртчяна и Леонида Попова, «Капитан Немо» Василия Левина, мультфильм «Ну, погоди!» Вячеслава Котёночкина (совместно с Георгием Гараняном), первый отечественный научно-фантастический мультфильм «Тайна третьей планеты» Романа Кочанова и др.
Александр Зацепин обладает особым даром слышать свое время и талантливо запечатлевать в музыке его интонации и ритмы, мгновенно откликаясь на новые веяния в сфере популярных жанров. Каждая его песня отмечена ярким мелодизмом, ритмической изобретательностью и остротой, мастерской аранжировкой. И неизменно – профессионализмом и безупречным вкусом. Он создал более 300 песен, многие из которых уже давно стали классикой, пережившей свое время – «Остров невезения», «А нам все равно», «Есть только миг», «Куда уходит детство» и многие другие. Среди поэтов, к творчеству которых обращался композитор, – и русские классики («Восемь романсов» на стихи А. Блока, А. Ахматовой, Б. Пастернака, О. Мандельштама, В. Маяковского), и наши современники. С 1965 года Александр Зацепин сотрудничал с Леонидом Дербенёвым, создав с ним более 100 замечательных песен (вплоть до ухода поэта из жизни).
Блестящий дар композитора сочетается в этом человеке с умом и техническим талантом радиолюбителя и энтузиаста профессиональной звукозаписи. В начале 70-х годов А. С. Зацепин на собственные средства первым в стране создал домашнюю студию, не уступающую по своим параметрам радийным или телевизионным. Он самостоятельно паял, собирал и монтировал многие устройства, что-то на свой страх и риск «доставал» за границей. Все музыканты, работавшие в этой студии, находились будто в сказке, настолько высок был ее технический уровень. Здесь записывались известные артисты – В. Золотухин, Я. Йоала, М. Магомаев, В. Ободзинский, В. Толкунова, Т. Анциферова, М. Боярский, А. Ведищева, Л. Долина, Ж. Рождественская, группа «Ариэль» и другие. Едва ли не лучшие песни из репертуара Аллы Пугачевой принадлежат Александру Зацепину – «Куда уходит детство», «Этот мир», «До свидания, лето», «Волшебник-недоучка», «Так же, как все» и многие другие композиции на долгие годы прочно утвердились в ее репертуаре. Композитор познакомился с певицей в середине 1970-х годов. В его студии она записала более 20 песен к фильмам, которые озвучивала – «Центровой из поднебесья», «Фантазии Веснухина» и другие. Затем последовал культовый музыкальный фильм с артисткой в главной роли – «Женщина, которая поет», – большинство песен к этой ленте созданы Л. Дербеневым и А. Зацепиным. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» А. Пугачева была признана лучшей киноактрисой 1978 года. Фильм стал лидером проката и собрал на своих сеансах 54,9 миллиона зрителей. Такой аудитории в Советском Союзе еще не знал ни один музыкальный фильм.
В том же 1978 году вышла еще одна знаковая для советского кинематографа лента с музыкой А. Зацепина – музыкальный фильм «31 июня» Леонида Квинихидзе. Совершенно оригинальная работа стала «первой ласточкой» жанра фэнтези в искусстве отечественного кино. Необычный сюжет и режиссерские решения позволили как никогда ранее полно раскрыться дарованию композитора, проявившему себя и талантливым мелодистом, и великолепным аранжировщиком, и состоявшимся мастером электронной музыки. Звуковая дорожка к фильму совершила настоящую революцию в отечественной киномузыке, а песни значительно опередили свое время и даже в наши дни звучат свежо и современно. К сожалению, вскоре после премьеры фильм был запрещен к показу – по официальной версии причиной стала эмиграция в США артиста балета Большого театра Александра Годунова.
Для композитора начался сложный период: в его творчество постоянно кто-то вмешивается, рекомендуя – как писать музыку; уходит из жизни супруга; новый музыкальный фильм «Душа» с Софией Ротару в главной роли не имеет такого же успеха как «Женщина, которая поет». Сорвался выгодный контракт с американской фирмой – Александру Зацепину сказали, что советский композитор не должен сотрудничать с США. В 1982 году музыкант, не меняя гражданства, уехал во Францию. Там он написал музыку фильму «Самоубийца» (Германия – Финляндия), в 1985 году вернулся в Москву и создал музыку к шестнадцати фильмам. Среди них – «Она с метлой, он в черной шляпе», «Где находится нофелет?» «Частный детектив, или Операция “Кооперация”», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». В 1992 году Александр Сергеевич женился и уехал в Париж с супругой Светланой. Затем композитор вновь вернулся и создал мюзикл «Русское Рождество в Париже» (совместная российско-французская постановка, шла в Париже в 1992/93). В Москве он написал музыку к фильму «Казус Белли» И. Угольникова. Композитор сотрудничал с немецкими компаниями и исполнителями, с режиссером Андреем Кончаловским. В новом тысячелетии Александр Зацепин создает музыку к фильмам «Красная капелла», «В июне 41-го», «Лекарство против страха», «Кавказская пленница!» (ремейк комедии Л. Гайдая) и другим работам; творческие вечера композитора проходят в крупнейших столичных залах при участии известных музыкантов, в том числе Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под управлением Сергея Скрипки; а на «Площади звезд» появляется памятный именной знак композитора. Но самое главное – многие песни А. Зацепина, спетые когда-то М. Кристаллинской, Н. Бродской или О. Ануфриевым, обретают новую жизнь в современных аранжировках у Алсу, С. Пьехи, Н. Расторгуева и других артистов.
В нашей стране и за рубежом выпущен не один десяток компакт-дисков с музыкой композитора. Он также является автором книги «Есть только миг».
Александр Зацепин неоднократно завоевывал премии на престижных российских и международных конкурсах. Он удостоен почетных званий «Заслуженный деятель искусств России» и «Народный артист Российской Федерации», ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени и других наград; является членом-корреспондентом Национальной академии кинематографических искусств и наук России, членом Союза композиторов СССР и Союза кинематографистов СССР.