Иоганн Кристиан Бах (5 сентября 1735 — 1 января 1782) — композитор эпохи классицизма, одиннадцатый и самый младший сын Иоганна Себастьяна Баха. Также известен как «Лондонский Бах», или «Английский Бах», так как прожил в Лондоне некоторое время. Оказал влияние на формирование концертного стиля Моцарта. Состоял в Масонской Ложе «Девять Муз» № 235 на Востоке Лондона.
Родился 5 сентября 1735 года в Лейпциге, его матерью была вторая жена Иоганна Себастьяна — Анна Магдалена. Его отцу тогда было уже 50 лет, что, возможно, объясняет разительные отличия их музыкальных стилей. Иоганн Себастьян был первым учителем Иоганна Кристиана, а после смерти отца ему стал преподавать сводный брат, Карл Филипп Эмануил.
Карьера Иоганна Кристиана складывалась удачно, сперва он показал себя как композитор, а позже — как музыкант, играя вместе с Карлом Фридериком Абелем, известным исполнителем на виоле да гамба. Иоганн Кристиан сочинял кантаты, камерную музыку, клавирные и оркестровые композиции, оперы и симфонии.
В течение многих лет, начиная с 1756 года, Иоганн Кристиан прожил в Италии, вначале он учился у Падре Мартини из Болоньи, а позже у Джованни Баттисты Саммартини. В 1760 году стал органистом в одном из соборов Милана. В это же время перешел из лютеранства в католическую веру. В 1762 году совершил путешествие в Лондон на премьеру своих опер в Королевском театре. В Англии он служил учителем музыки у королевы Шарлотты.
В 1766 году встретил певицу (сопрано) Сесилию Грасси, на которой вскоре женился. Детей у них не было.
Иоганн Кристиан умер в Лондоне 1 января 1782 года.
В списке работ Иоганн Кристиана симфонии занимают 91 позицию. Чуть больше половины из них, 48 работ, являются подлинными, тогда как авторство остальных 43 симфоний остается под сомнением.
Для сравнения, композитор, часто называемый «отцом симфонии», Йозеф Гайдн, написал около сотни симфоний. Однако большая их часть несравнима с симфониями Иоганна Кристиана, так как последние представляют собой в большей степени итальянские симфонии (sinfonia), нежели классические симфонии (symphony), в полной степени оформившиеся в позднем творчестве Моцарта и Гайдна.
Если использовать длительность произведения как грубую оценку для сравнения, мы увидим, что лучшие образцы симфоний Баха (Op. 7, No. 6 g-moll) звучат около 13 минут, в то время как симфония № 94 («Сюрприз») Гайдна длится 24 минуты.
Ясно, что слушатели симфоний Баха ожидают от его произведений совершенно других впечатлений, чем слушатели Гайдна или Моцарта. Ныне в концертных залах произведения Гайдна и Моцарта исполняются куда чаще, чем симфонии Баха. И это связано по большей части не с качеством и красотой музыки этих композиторов как таковыми, а с той ролью, которую произведения Гайдна и Моцарта сыграли в становлении симфонии как жанра. Впрочем, в последнее время у публики просыпается определенный интерес к музыке Иоганна Христиана, в частности, Garland Publishing опубликовало (с 1984 по 1999 год) Полное собрание сочинений композитора в 48 частях.