Вильгельм Фридеман Бах (22 ноября 1710 — 1 июля 1784) — старший сын Иоганна Себастьяна Баха, известный органист, импровизатор и композитор, мастер контрапункта.
В отличие от остальных членов музыкальной семьи Бахов, Вильгельм Фридеман был человеком малоактивным, а его карьеру можно назвать чередой упущенных возможностей. Он родился в Веймаре и обучался в Лейпциге; в 1733 г. его назначили на должность органиста церкви св. Софии в Дрездене, а в 1746 г. он стал органистом церкви Пресвятой Девы (Liebfrauenkirche) в Галле. Известность и влияние его отца были достаточными для получения Вильгельмом последней должности без традиционного прослушивания.
Со смертью его отца в 1750 г. ушло и его влияние на жизнь Вильгельма Фридемана, и его жизнь в Галле перестала быть счастливой. Периодически Вильгельм уезжал из города на поиски другой работы. В 1762 г. ему была предложена позиция капельмейстера при дармштадтском дворе, но по непонятным причинам он отверг предложение. Два года спустя, в 1764 г., он уволился с работы в Галле, после чего Вильгельм так и оставался (по крайней мере, формально) безработным до конца жизни. С этих пор он странствовал по свету, пока не умер 1 июля 1784 г. в Берлине в глубокой нищете.
Среди его сочинений, из которых опубликована была только малая часть, многочисленные церковные кантаты и инструментальные произведения, из которых наиболее известны фуги, полонезы и фантазии для клавира, а также секстет для струнных, кларнета и рожков. Некоторые из его рукописей хранятся в Берлинской библиотеке.
Для нумерации произведений В. Ф. Баха обычно используется система Мартина Фалка, опубликованная в каталоге произведений Вильгельма в 1913 г. Например, обозначение F. 12 — фалковский номер «Двенадцати полонезов», сочиненных в 1765 г.
Вильгельм Фридеман вместе со своим братом Карлом Филиппом Эммануилом сообщили много важной информации первому биографу Баха, Иоганну Николаю Форкелю. Эту информацию Форкель использовал в биографии Иоганна Себастьяна, увидевшей свет в 1802 г. Однако, в отличие от своего брата, Вильгельм был очень плохим хранителем рукописей своего отца, многие из которых он получил в наследство. Мало того, что при нём бесследно исчезли многие рукописи Иоганна Себастьяна, Вильгельм еще и перемаркировывал некоторые из них, чтобы выдать произведения отца за свои. Так, например, органный концерт BWV 596 долгое время ошибочно приписывали Вильгельму Фридеману из-за его надписи на рукописи Баха-старшего.