Владимир Дашкевич – один из самых известных композиторов России, заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной Премии СССР, Национальной кинопремии «Ника» и Премии Микаэла Таривердиева.
Владимир Дашкевич – один из самых известных композиторов России, заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной Премии СССР, Национальной кинопремии «Ника» и Премии Микаэла Таривердиева.
Владимир Дашкевич родился в 1934 году. В 1951–1956 годах учился в Московском институте тонкой химической технологии, после чего в течение шести лет работал инженером на заводе «Вулкан». Увлечение музыкой началось еще в 1954 году, и спустя четыре года Владимир Дашкевич принял участие в семинаре самодеятельных композиторов, занимаясь с Филиппом Гершковичем (учеником Альбана Берга) и Николаем Каретниковым. Именно они настояли на дальнейшем профессиональном музыкальном образовании начинающего композитора. В 1960–1964 годах В. Дашкевич учился в институте имени Гнесиных, закончив его с отличием по классу композиции у Арама Хачатуряна.
Владимир Дашкевич с успехом работает практически во всех музыкальных жанрах. Широко известна его музыка к таким фильмам, как «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Бумбараш», «Собачье сердце», «Зимняя вишня», «Вор», «Ворошиловский стрелок» и другие киноленты – в общей сложности Владимиром Дашкевичем создана музыка к более чем ста фильмам. При этом композитор активно работает в академических жанрах: им написано девять симфоний, фортепианный, скрипичный и альтовый концерты, ряд кантат – «Реквием» на слова Анны Ахматовой, «Сохрани мою речь» на слова Осипа Мандельштама, «Послушайте» на слова Владимира Маяковского, Александра Блока, Юлия Кима, оратория «Фауст», а также множество камерно-инструментальных произведений, вокальных сочинений на стихи великих русских поэтов Пушкина, Тютчева, Блока, Гумилева, Мандельштама, Цветаевой и других. Опера Владимира Дашкевича «Клоп» с огромным успехом шла в Париже, Риме, Афинах, Мадриде, Нюрнберге, Цюрихе. В разных странах исполняется его «Иерусалимский квартет». Многие считают его песни «Ходят кони», «Журавль по небу летит» русскими народными. В течение 30 лет с театральных подмостков не сходит мюзикл Владимира Дашкевича «Бумбараш» по сценарию Юлия Кима. В 2006 году В. Дашкевич завершил «Солдатский реквием» для солиста, хора и симфонического оркестра, который был с успехом был исполнен в Минске, Харькове, Санкт-Петербурге.
В 2005 году выдающийся реформатор оперного театра Борис Покровский заказал Владимиру Дашкевичу оперу «Ревизор» по пьесе Николая Гоголя с либретто Юлия Кима, которая была поставлена в 2007 году режиссером Михаилом Левитиным в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета, а позже прочно вошла в репертуар Московского государственного академического Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского, пользуясь большим успехом у зрителей.
В 2012–2013 гг. Владимир Дашкевич написал 12 маленьких симфоний, а также «Моцарт-симфонию». В 2013 году им создана опера «Царь Давид» и балет «Пляшущие человечки», а также хоровая симфония на слова Тютчева «Последняя любовь».
В начале XXI века В. Дашкевич разрабатывает новые подходы к музыке как к искусству передачи информации. В 2012 году он выпустил книгу «Теория интонации», а в 2013 году – книгу «Великое культурное одичание».
«Владимир Дашкевич
принадлежит к редкой категории композиторов, способных поверить алгеброй
гармонию, не причинив ущерба ни той, ни другой. Придавая большое значение
дифференцированию ответственности правого и левого полушарий головного мозга,
Дашкевич, очевидно, обладает способностью полноценно включать в работу своего
сознания, а также подсознания оба полушария, причем как последовательно так и
параллельно. […] Композитору удается показать взаимозависимость и даже взаимную
детерминированность таких пластов, как психология (психофизиология), культура,
цивилизация, политическая система, история, культурология и искусствознание.
Причем все эти пласты можно и нужно осмыслить через музыку, которая, согласно
идее Дашкевича, является не видом искусства, а универсальным средством
космогонической коммуникации и содержит все необходимые коды для выживания
человечества». (Екатерина Кретова, рецензия на книгу «Великое культурное
одичание» в «Московском комсомольце» 24.10.2013.)
Владимир Дашкевич – известный общественный деятель. С 1993 года он – участник Конституционного совещания РФ, с 1994 года – член президиума Общественной палаты РФ, с 1996 года – член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, член комиссии при Президенте РФ по государственным премиям РФ. В 1991 году являлся председателем Союза композиторов Москвы. С 1993 года Владимир Дашкевич – председатель исполкома Международной ассоциации композиторских организаций (правопреемницы Союза композиторов СССР).