Дитер Долежел (1977) родился в Мюнхене. Обучался в Консерватории имени Рихарда Штрауса по классу гитары у Сузанны Шёппе и композиции у Вильфрида Хиллера, затем — у Луи Андриссена в Гаагской Королевской консерватории. Посещал мастер-классы Тристана Мюрая, Мартайна Паддинга, Ричарда Айреса и др. Сочинения Дитера Долежела исполняли такие известные коллективы и солисты, как оркестр Holland Symfonia, Ансамбль Модерн, ансамбли UnitedBerlin, de ereprijs, King's Singers, тромбонист Майк Свобода и др. Композитор получал заказы от Баварского радио, Мюнхенского Принцрегентен-Театра, Культурного центра Gasteig, November Music Festival, Международной Биеннале в Варшаве. В 2007 состоялся его авторский концерт в Риме. В своём родном городе Дитер Долежел является также одним из основателей и музыкальным консультантом Фонда doArte. Лауреат Приза зрительских симпатий Международного конкурса композиторов Gaudeamus (Амстердам) за лучшее оркестровое сочинение (2007), приза Академии Ансамбля Модерн на фестивале Klangwerktage в Гамбурге (2003), Римской премии Министерства культуры Германии (2007), стипендиат Министерства культуры Баварии в Международном доме творчества Вилла Конкордия (Бамберг, 2003).
bugs для 7 инструментов и электроники (2007-08).
Они возникают иногда, эти странные, хотя порой и удивительные явления, — там, где вещи начинают развиваться неудачно и как бы произвольно. Обратные цепные реакции, порождённые малейшими ошибками, глубоко скрытые и оттого едва заметные в системе, которая на первый взгляд кажется вполне дееспособной. И вот внезапно выходит на поверхность нечто невероятно красивое, совершенно иное, чем было задумано первоначально. Сочинение под названием bugs ставит вопрос: возможно ли создание произведения искусства безукоризненного, без каких-либо малейших упущений, без «ошибок»? И если да, то надо ли стремиться к этому вообще? В обоих случаях ответ — разумеется, «нет». В этой пьесе «ошибка» становится основным конструктивным элементом композиционного процесса. Уже сам гармонический материал, состоящий исключительно из звучностей комбинационных тонов, приправлен намеренными неточностями. И это не только очевидные ошибки общей структуры или те, что несколько более удачно запрятаны в материале пьесы, — речь идёт вообще о неких ошибках, которые глубоко человечны по самой своей природе, поскольку являются частью нашего слуха и нашего мозга. Суммация и разностные частоты здесь не существуют физически, а всего лишь представляют собой побочный продукт слухового восприятия. То же самое – и виртуальные основные тоны звукочастотного спектра: при определённых обстоятельствах они тоже могут выйти из-под контроля. (Дитер Долежел)