Джон Булл (1562 или 1563 — 15.03.1628) — английский композитор, музыкант и строитель органов. Один из крупнейших английских композиторов Елизаветинской эпохи. Виртуоз верджинела, большинство его произведений созданы для этого инструмента.
Джон Булл (1562 или 1563 — 15.03.1628) — английский композитор, музыкант и строитель органов. Один из крупнейших английских композиторов Елизаветинской эпохи. Виртуоз верджинела, большинство его произведений созданы для этого инструмента.
Джон Булл Место и день рождения Джона Булла точно не известны, как варианты предлагались города Сомерсет и Лондон, но скорее всего он родился в Херефорде, так как в 1582 он стал органистом местного кафедрального собора, а по традиции после учебы в Лондоне юноши в то время возвращались домой.
В 1573 он выступал в церковном хоре в Херефорде, а в 1574 поступил учиться в детскую королевскую певческую капеллу в Лондоне, кроме пения он выучился игре на органе. Первое своё назначение органистом Булл получил в 1582 в собор Херефорда, а затем стал там детским учителем.
В 1586 он получил ученую степень в Оксфордском университете и стал служителем в Королевской часовне в Лондоне, а в 1591 занял в ней должность органиста. В 1592 он получил докторскую степень Оксфордского университета, а в 1596 он стал первым профессором музыки в Грешемском колледже по рекомендации королевы Елизаветы, которая восхищалась им и доверяла ему. Существует ряд доказательств, что она посылала Булла на шпионские задания на континент в 1601-1602, якобы по состоянию здоровья, и никто не знает, где он был всё это время, кроме остановки в Брюсселе. После смерти Елизаветы, он поступил на службу короля Якова I.
Булл заработал себе славу как опытный композитор и виртуозный исполнитель. Десять лет спустя, в 1607 он был вынужден оставить свой пост в Грешемском колледже из-за того, что у него родилась дочь от Элизабет Уолтер до брака. И хотя он женился на ней в тот же год, он никогда не вернулся в колледж. Потеряв должность в колледже, он потерял основной источник дохода и место жительства. В октябре 1613 Булл в большой спешке, тайно и навсегда покинул Англию, спасаясь от гнева архиепископа Кентерберийского и самого короля Якова I, обвинивших его в «распущенности, блуде, измене и других тяжких грехах». Архиепископ Кентерберийский говорил о Джоне Булле, что в нём больше музыки, чем целомудрия, и его слава охотника за девственницами не уступает его таланту музыканта.
Булл остановился во Фландрии, где в 1615 был назначен помощником органиста в кафедральный собор Антверпена, а в 1617 занял в нём должность главного органиста. Во Фландрии Булл утверждал, что причиной его бегства из Англии было религиозное преследование, хотя нет никаких доказательств того, что он был католиком. Ему поверили, и несмотря на запросы об экстрадиции, он не был выдан английским властям. Булл оставался в Антверпене всю жизнь, работая органистом, композитором, строителем органов и консультантом.
Джон Булл умер 15 марта 1628 и похоронен в Антверпене.
Булл был одним из самых знаменитых композиторов органной музыки первой половины 17-го века, уступая только голландцу Яну Питерсзону Свелинку из Нидердандов, итальянцу Джироламо Фрескобальди и, возможно, своему земляку Уильяму Бёрду. Он оставил много сочинений для органа и вёрджинела, некоторые из них включены в «Вёрджинальную книгу Фицуильяма»
Его первая (и единственная) печатная публикация была в 1612 (или 1613), когда было издано семь его произведений для вёрджинела в сборнике «Parthenia, or the Maydenhead», посвященных принцессе Елизавете, которая была его ученицей. В этот сборник ещё вошли произведения Уильяма Бёрда и Орландо Гиббонса. Кроме работ для клавишных инструментов, он писал стихи, антемы(гимны), каноны и другие работы. Его «Звездный гимн» был самым популярным гимном времен короля Якоба I а Англии.
Очень необычная коллекция музыки того периода представлена в его книге со 120 канонами, в которой он показал удивительное мастерство в использовании контрапункта, достойное Йоханнеса де Окегема и Иоганна Себастьяна Баха.
Большая часть его музыки была утеряна, когда он бежал из Англии, что-то было намеренно уничтожено, что-то было присвоено другими композиторами, но сегодня на основе стилистических признаков возвращается его авторство. А некоторые приписывают ему и создание «Боже, храни Короля (Королеву)» Британский национальный гимн.