Московская филармония

Сезар Франк

1822-1890

Сезар Франк (10 декабря 1822, Льеж — 8 ноября 1890, Париж) — французский композитор и органист бельгийского происхождения.

Франк родился в немецко-бельгийской семье — его мать была родом из Ахена, отец — из бельгийской деревни Геммених. В 1830 году Франк поступил в Льежскую консерваторию, которую спустя четыре года окончил с отличием по классам сольфеджио и фортепиано. С 1833 по 1835 год он брал частные уроки гармонии у профессора Дассуаня, племянника Этьена Мегюля, который преподавал в Парижской консерватории. Вдохновленный музыкальными успехами сына, отец Франка смог организовать весной 1835 года серию концертов в Ахене, Льеже и Брюсселе.

В том же году семья перебралась в Париж, где Франк поступил в консерваторию в класс профессора Антонина Рейхи. В 1838, 1839 и 1841 году Франк получил первые премии на выпускных экзаменах по классам фортепиано, контрапункта и органа соответственно. У Франка была возможность участвовать в конкурсе на получение Римской премии, однако по настоянию отца он вернулся в Бельгию, где успешно выступал как пианист и органист-виртуоз.

В Бельгии Франк создает первые сочинения: Фортепианное трио (1843) и наброски к оратории «Руфь».

Два года спустя Франк против воли отца вновь уезжает в Париж, где пишет симфоническую поэму «Что слышно на горе» и начинает работу над оперой «Слуга напрокат». В 1853 году он получает место органиста в церкви Сен-Жан-Сен-Франсуа дю Маре. Вдохновленный искусством известного органиста Жака Лемменса, Франк начинает работать над совершенствованием своего исполнительского мастерства, в частности, техники педалей и импровизации. 1 декабря 1859 года Франку было доверено первое исполнение на только что построенном органе работы знаменитого мастера Аристида Кавайе-Колля в церкви Святой Клотильды. На должности органиста в этой церкви Франк работал до конца жизни.

В 1871 году Парижскую консерваторию покинул руководитель класса органа Франсуа Бенуа, освободившееся место было предложено Франку. Для этого требовалось наличие французского гражданства, и композитор согласился его принять. Официально Франк возглавил класс в феврале 1872 года. Среди его учеников — ряд известных органистов и композиторов, в том числе Венсан д’Энди, Эрнест Шоссон и Ги Ропарц.

С 1874 года Франк создавал многочисленные произведения в различных жанрах — оратории, камерные ансамбли, фортепианные и органные сочинения и др. В 1885 году композитор был награжден Орденом Почетного легиона, а год спустя стал президентом Национального музыкального общества.

Франк умер в 1890 году от плеврита, возникшего после гриппа, похоронен на кладбище Монпарнас.

Франк — один из крупнейших композиторов XIX века. Его творчество оказало влияние на последующее поколение французских композиторов, в том числе на Эрнеста Шоссона, Клода Дебюсси, Мориса Равеля. Франк применял в своих сочинениях принцип так называемого «сквозного развития», основанный на использовании нескольких тем, развивающихся из одной и проводимых во всех частях, и их объединении в финале, что придавало структуре произведения большу́ю устойчивость и законченность. Неотъемлемую часть наследия Франка составляют сочинения для органа — инструмента, которым композитор прекрасно владел. Многие называют его величайшим из композиторов для этого инструмента после Баха. Органные композиции Франка, написанные в типичном позднеромантическом стиле, с многочисленными модуляциями и элементами импровизации, послужили предшественниками масштабных сочинений Шарля Видора, Луи Вьерна, Марселя Дюпре.

Концерты
с музыкой композитора


среда
Даниэль Сальвадор,
Вокальный ансамбль Intrada

Ф2. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Даниэль Сальвадор орган
Вокальный ансамбль Intrada
Екатерина Антоненко дирижер

В программе:
Бёрд «Колокола» (The Bells) для клавесина, BK 38
Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор, BWV 565
Хоральная прелюдия Vom Himmel hoch, da komm’ ich her («С высот небесных я схожу»), BWV 700
Хоральная прелюдия Nun komm der Heiden Heiland («Приди, Спаситель язычников»), BWV 659
Три фрагмента из «Магнификата» ми-бемоль мажор, BWV 243а / A, B и C
Хорал Vom Himmel hoch, da komm’ ich her («С высот небесных я схожу»)
Хор Freut euch und jubiliert («Возвеселитесь все и возликуйте»)
Хор Gloria in excelsis Deo («Слава в вышних Богу»)
Три хорала из «Рождественской оратории», BWV 248: № 5 Wie soll ich Dich empfangen («Как я должна принять тебя»); № 59 Ich steh an deiner Krippen hier («Я стою у Твоих яслей»); № 12 Brich an, o schönes Morgenlicht («Взойди, о, прекрасная утренняя заря»)
Преториус Рождественский гимн Es ist ein’ Ros‘ entsprungen («Выросла роза»)
Брамс Хоральная прелюдия Es ist ein’ Ros‘ entsprungen («Выросла роза»), соч. 122 № 8
Палестрина Мотет Alma redemptoris mater («Благая Мать Искупителя»)
Магнификат первого тона
Де Виктория Ave Maria для восьми голосов
Гендель Хор Tochter Zion, freue dich («Дочь Сиона, радуйся) из оратории «Иуда Маккавей», NWV 63
Франк Большой хор (финал из Рождественской мессы) из посмертного сборника пьес для фисгармонии или педального органа для ординария, FWV 24/38