Один из старейших британских композиторов, чьё творчество
снискало мировую известность. Родился в Аккрингтоне (близ Манчестера). С 1952
г. учился в Манчестерском Королевском музыкальном колледже, затем – в
Королевской академии музыки в Лондоне и в Принстонском университете (США).
Музыкальный директор Королевского национального театра в Лондоне (1975-1983),
профессор композиции в Кингс-колледже в Лондоне (1994-2001).
Кавалер Ордена Рыцарей Чести (Великобритания, 2001), Ордена
искусств и литературы (Франция, 1986), лауреат Премии Гравемайера (1987),
Эрнста фон Сименса (Германия, 1995), Айвора Новелло (2006). Возведён в
рыцарское достоинство (1988).
В Принстоне написал свою первую оперу «Панч и Джуди»,
которая прославила Бёртуисла как одного из самобытных авторов новой британской
музыки. Музыкальный театр стал одним из основных направлений его творчества – к
важнейшим сочинениям в этом жанре относятся опера «Маска Орфея» (1986), «Тайная
вечеря» (2000), «Минотавр» (2008). Симфоническое творчество Бёртуисла привлекло
к себе интерес таких дирижёров как Пьер Булез, Даниэль Баренбойм, Кристоф фон
Донаньи, Саймон Рэттл, Петер Этвёш, Оливер Нассен, Франц Вельзер-Мёст и др.
Музыку Бёртуисла трудно причислить к какому-либо конкретному
стилю или направлению. За годы своей творческой биографии он испытывал влияние
Стравинского и Мессиана, Вареза и Айвза, Шёнберга и Булеза, а также своих
соотечественников. (Наряду с современниками – композиторами Питером Максвеллом
Дейвисом и Александером Гёром – Бёртуисла часто причисляют к т.н.
«манчестерской школе».) Произведения Бёртуисла отличаются сложностью
музыкального языка и при этом ясностью почерка. Сам композитор любит сравнивать
воздействие своей музыки с прогулкой по старинному маленькому городку – которая
начинается, как правило, на центральной площади и, после осмотра основных
достопримечательностей, всё больше и больше устремляется на боковые улочки –
затем, блуждая по ним (зачастую весьма долго), мы то и дело мельком пересекаем
отправную точку – но в конце прогулки мы можем уже не вернуться к ней или
придти и вовсе в незнакомое место.