Выдающийся музыкант современности, давно уже ставший классиком — композитор, дирижер, педагог, общественный деятель — Кшиштоф Пендерецкий родился 23 ноября 1933 года в г. Дембице, недалеко от Кракова. К занятиям музыкой его привлек отец — юрист и скрипач-любитель, страстный меломан. В 18 лет будущий композитор поступил в Ягеллонский университет, где изучал философию, историю искусств и историю литературы. Одновременно занимался по классам скрипки и теории музыки в Государственной высшей...
Выдающийся музыкант современности, давно уже ставший классиком — композитор, дирижер, педагог, общественный деятель — Кшиштоф Пендерецкий родился 23 ноября 1933 года в г. Дембице, недалеко от Кракова. К занятиям музыкой его привлек отец — юрист и скрипач-любитель, страстный меломан. В 18 лет будущий композитор поступил в Ягеллонский университет, где изучал философию, историю искусств и историю литературы. Одновременно занимался по классам скрипки и теории музыки в Государственной высшей школе музыки (консерватории) в Кракове. С 1954 года обучался там же композиции. В 1958 году, окончив курс, был приглашен в консерваторию на должность профессора.
В 1959 году 25-летний Пендерецкий получил главный приз на Втором конкурсе молодых польских композиторов в Варшаве, проводимом Союзом композиторов Польши. Годом позже пресса приветствовала и высоко оценила его пьесу Anaklasis для 42 струнных инструментов и ударных. Вслед за этим последовал ряд сочинений, получивших признание и удостоенных таких престижных наград, как Приз ЮНЕСКО, Гран-при земли Северный Рейн-Вестфалия (ФРГ) и Приз Италии за «Страсти по Луке».
С 1966 по 1968 год Пендерецкий преподавал в Фольквангской высшей школе искусств в Эссене (Германия), где начал работать над своей первой оперой «Дьяволы из Лудена» по мотивам одноименного романа Олдоса Хаксли. Премьера оперы состоялась в Гамбурге в 1969 году, после чего ее с успехом ставили в оперных театрах всего мира. В последующие годы Пендерецкий создал еще три оперы: «Потерянный рай» по мотивам поэмы Джона Милтона (1978), «Черная маска» по мотивам драмы Герхарда Гауптмана (1986) и «Король Убю» по мотивам драмы Альфреда Жарри (1991).
С 1972 по 1987 год композитор был ректором Краковской государственной высшей школы музыки. В 1973-1978 годах — профессор Йельского университета в Нью-Хэйвене.
Начиная с 1970-х годов, К. Пендерецкий много гастролирует как дирижер и завоевал репутацию одного из выдающихся маэстро современности.
В 1968 году Кшиштоф Пендерецкий получил стипендию DAAD (Германская служба академических обменов), в 1970-м был награжден премией Союза композиторов Польши. В последующие десятилетия композитор был удостоен бессчетного числа премий, званий и наград. Среди них: Национальная премия Польши, премия Артюра Онеггера, премия Сибелиуса от Фонда Вихури, премия Вольфа (Израиль), приз Гравемайера (от Университета Луисвилла) в области музыкальной композиции, музыкальная премия г. Дуйсбурга, премия Cannes Classical Award «Композитору года» (2000), приз Принца Астурийского в области искусств (2001), приз Романо Гуардини от Католической академии Баварии (2002), Императорская премия от Японской художественной ассоциации (2004), приз Международного музыкального совета ЮНЕСКО.
Кшиштоф Пендерецкий — командор Большого креста Ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия», офицер ордена «За заслуги перед Итальянской республикой», кавалер почетного знака «За науку и искусство» (Австрия), «Ордена культурных заслуг» Княжества Монако, Большого креста Мальтийского ордена, государственных наград Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, Армении.
В 1995 и 1996 годах он был удостоен премии Primetime Emmy Лос-Анджелесской академии телевизионных искусств и наук.
Пендерецкий занимает почетные должности во многих научных и учебных заведениях США, Испании, Италии, Швеции, Швейцарии, Великобритании, Германии, Австрии, Литвы, Латвии, Армении, Кореи, Китая, Гонконга, Аргентины и многих других стран.
В 2003 году Кшиштоф Пендерецкий был избран почетным профессором Санкт-Петербургского университета. Он является почетным профессором Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
С годами творческая активность композитора ничуть не ослабевает. В числе сочинений, написанных уже в новом веке — Кончерто гроссо для трех виолончелей и оркестра (2001), Фортепианный концерт (2002), 8-я симфония «Песни мимолетности» (2007), Концерт для валторны и оркестра «Зимний путь», Струнный квартет № 3 и «Три китайские песни» для баритона и оркестра (2008), «Кадиш» для солистов, смешанного хора и оркестра (2009), вокальный цикл «Повеяло на меня море снов» для сопрано, меццо-сопрано, баритона, смешанного хора и оркестра (2010).
Недавние премьеры сочинений Пендерецкого: Двойной концерт для скрипки и альта с оркестром (22 октября 2012 года, Музикферайн, Вена, солисты Жанин Янсен и Юлиан Рахлин), Missa Brevis (написана по заказу Баховского Архива в Лейпциге и впервые исполнена 6 января 2013 года хором церкви Св. Фомы), опера «Дьяволы из Лудена» в новой редакции (12 февраля 2013 года в Копенгагене), La Follia для скрипки соло, написанная специально для Анне-Софи Муттер (премьера в нью-йоркском Карнеги-холле 13 декабря 2013 года).
Кшиштоф Пендерецкий по-прежнему активно выступает как дирижер. Он часто гастролирует в России (декабрь 2006 — Ростов-на-Дону; октябрь 2010 — Ярославль, Новосибирск, Екатеринбург; июнь 2011 — выступление с оркестром Sinfonia Varsovia на VI Фестивале симфонических оркестров мира и концерт с оркестром «Концерто Будапешт» в Государственном Кремлевском дворце; февраль 2013 — концерт в Санкт-Петербурге с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии; январь 2014 — Москва, с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского).
В 2011 году композитор был членом жюри XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского (по специальности «виолончель») и написал для конкурса обязательное произведение Violoncello totale для виолончели соло.
В декабре 2012 года в усадьбе Люславице, знаменитой еще со времен Ренессанса, которую композитор купил в 1970-х годах и отреставрировал за свой счет, был открыт Европейский центр музыки Кшиштофа Пендерецкого. Цель Центра — помочь наиболее талантливым молодым музыкантам всего мира достичь артистических высот. «Это мой памятник для будущего», — говорит Пендерецкий.
В 2013 году Кшиштоф Пендерецкий отметил 80-летие. С юбилеем его поздравили королева Великобритании, король Испании, король Бельгии, король Нидерландов, принц Монако, канцлер Германии, президенты Польши, Финляндии, Франции, Бразилии, Хорватии, Армении, лидеры многих других стран.
По случаю юбилея в течение всего 2013 года проходили концерты из произведений композитора: в Санкт-Петербурге, Вроцлаве, Вильнюсе, Львове, Кракове, Кошице, Берлине, Бонне, Ганновере, Будапеште, Минске, Праге, Нью-Йорке, Бостоне, Сеуле, Каракасе, Ереване; на фестивалях в Кухмо (Финляндия), Пабло Казальса в Прадесе (Испания), Шлезвиг-Гольштейне (Германия), Охриде (Македония), Мальборо (США), Эмилия-Романье (Италия), Пекине, Йельском университете…
С 17 по 23 ноября 2013 года в Варшаве прошел юбилейный фестиваль музыки Пендерецкого. В нем приняли участие дирижеры В. Гергиев, Л. Маазель, Ш. Дютуа, Л. Фостер, Р. Пайяре, Х. Лопес-Кобос, М. Яновский, Лонг Ю, Л. Слаткин, А. Либрих, Е. Максимюк, Я. Каспшик, К. Урбанский, Г. Хмура; солисты — пианист Б. Дуглас, скрипачи А.-С. Муттер, Ю. Рахлин, Ф. Миюра, альтист Ю. Башмет, виолончелисты Д. Ишизака, К. Бохоркез-Вальдес, А. Норас, И. Монигетти, Д. Мюллер-Шотт, Шанхайский струнный квартет и многие другие выдающиеся исполнители современности.
На фестивале был представлен широчайший спектр творчества Пендерецкого. В 10 концертах фестиваля было исполнено 37 сочинений композитора: от самых ранних (начала 1950-х годов) до созданных в юбилейном 2013 году. Завершился фестиваль исполнением кантаты Credo для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра (дирижер В. Гергиев).
В феврале 2014 года Пендерецкий дирижировал серией исполнений «Польского реквиема» с Израильским филармоническим оркестром. В марте того же года он был композитором-резидентом Кёртис-института в Филадельфии.
9 ноября 2014 года в Брюсселе, в рамках концерта «Тысяча голосов за мир», впервые прозвучало новое сочинение Пендерецкого Dies Illa для сопрано, меццо-сопрано, баса, смешанного хора и оркестра, написанное к 100-летию начала Первой мировой войны. 3 и 4 мая 2015 года в Саарбрюккене состоялась премьера Концерта для трубы с оркестром, посвященного венгерскому виртуозу Габору Больдоцки.