Артур Лурье
1891-1966
Имя
Артура Лурье
– русского композитора и музыкального писателя – после его ухода из жизни почти забытое, на протяжении последних десятилетий привлекает к себе все больше внимания. Упоминания о Лурье встречаются в публикациях, посвященных Анне Ахматовой, Велимиру Хлебникову, Михаилу Кузмину, Александру Блоку, Владимиру Маяковскому, Бенедикту Лившицу, Игорю Стравинскому, Сергею Прокофьеву, Сергею Кусевицкому, Жаку Маритену, Эдгару Варезу. Напоминанием о Лурье служат и его многочисленные портреты, написанные Юрием Анненковым, Львом Бруни, Петром Митуричем, Савелием Сориным, Николаем Тырсой, Георгием Якуловым.
Знаковая фигура Петербурга Серебряного века, Лурье не был лишь спутником, «тенью» великих. Утонченное ощущение музыкальной материи, парадоксальность и свобода, интерес к европейской культуре нескольких тысячелетий (от Древней Греции и Рима до импрессионизма, авангарда и джаза) придают его творчеству удивительное разнообразие. Он одним из первых экспериментировал с микрохроматизмом, неоклассицизмом, атональностью, в характерных для его музыки вариантных повторах предвосхищался минимализм, и все это – в хронологической «вертикали», одновременно. То, что современникам композитора казалось дилетантизмом и эклектикой, столетие спустя вызывает особенный интерес.