Мераб
Гагнидзе — современный грузинский композитор, с 1978 года живущий в Москве. Он
окончил Тбилисскую государственную консерваторию имени В. П. Сараджишвили как
композитор и пианист в классе известного профессора Давида Александровича
Торадзе. Смолоду отличался независимым характером. Немногословный, ироничный,
погруженный в самого себя. В его музыке родовая связь с богатейшими традициями
национальной культуры преломляется сугубо индивидуально. Получивший серьезную
профессиональную подготовку, М. Гагнидзе, свободно владея и авангардной
техникой, и джазом, создает собственное звуковое пространство, которое
невозможно измерить привычными академическими мерками. Оно образовано
напряженным внутренним переживанием, глубоко передает природу чувств,
породивших то или иное музыкальное высказывание. Его музыке присущи
эмоциональность и пафос, как выразился один из критиков, «чуть ли не
ренессансного масштаба». «Я просто беру впечатления из жизни и превращаю их в
музыку» — не случайно оброненная авторская мысль. Обычное
состояние композитора и сегодня, когда он переступил порог своего 70-летия, —
творческий поиск, стремление обрести новый взгляд на вещи, желание развиваться,
трудиться...
Талант
обречен на непростое отношение с окружающей действительностью, и это неизменно
во все эпохи. Судьба М. Гагнидзе необычна и, порой, печальна. Когда в конце
1970-х годов, приехав в Москву, он показал свои сочинения коллегам по композиторскому
цеху, реакция была, мягко говоря, неоднозначной: «Это какой-то Пиросмани от
музыки». Поддержку молодой тогда автор нашел у С. Губайдулиной и А. Шнитке.
Последнему посвящена Фортепианная соната № 17. И что примечательно, музыка
грузинского композитора нашла живой отклик прежде всего у исполнителей. Его
оркестровые партитуры получили высокую оценку современных дирижеров (по мнению
И. Лапиньша, «он один из тех, кто очень хорошо знает оркестр»). Его камерные
произведения стали обязательными в программах международных конкурсов в Италии,
Франции, России. В Швейцарии состоялся его авторский вечер. Ни один
Международный фестиваль современной музыки «Московская осень» не обходится без
очередной и не одной премьеры М. Гагнидзе.
Сегодня
Мераб Гагнидзе — автор 90 симфоний, произведений на тексты четырех Евангелий
для солистов, хора и оркестра, 12 опер, 39 сонат для фортепиано, 7 струнных
квартетов, сочинений для хора и камерно-инструментальных ансамблей. А еще он
создал по-существу новые жанры — оперу без текста, выстроенную по всем законам
музыкально-сценического жанра, и «Музыку для всех» — своего рода разновидность
инструментального театра для разных составов исполнителей, где блестяще
реализовался его талант HomoLudens.
Камерная
музыка для композитора — своего рода лаборатория, некий творческий полигон, где
проигрываются идеи будущих сочинений крупной формы, оттачивается техника,
ведется поиск новых, еще не апробированных тембровых сочетаний. К примеру, в
Дуэте-диалоге для флейты и тромбона, в двух Квартетах для саксофонов, Трио для
фагота, виолончели и скрипки. Перечень можно продолжить. В сочинениях для
инструментов-соло автор, подчас, озадачивает новизной, нетривиальным подходом к
выразительным и техническим возможностям избранного инструмента, как, например,
в недавно написанном Соло для скрипки или «Посвящении Паганини» — к 150-летию
со дня смерти великого итальянского скрипача — или, наконец, в фортепианных
сонатах.