Франсис Пуленк — французский композитор и пианист, один из ярчайших представителей группы «Шести» — широко известен в музыкальном мире как автор опер «Человеческий голос» и «Диалоги кармелиток», балетов «Лани» и «Примерные животные» (по басням Лафонтена), кантаты «Лик человеческий» на текст П. Элюара и Stabat Mater, разнообразных сочинений для фортепиано — от небольших пьес до концертов с оркестром. А еще — множества романсов на стихи Г. Аполлинера, М. Жакоба, Л. Арагона и Гарсиа Лорки, П. Элюара, Ронсара и Р. Десноса — не случайно современники композитора нарекли его «французским Шубертом».
Сын преуспевающего промышленника, Ф. Пуленк рано обнаружил музыкальные способности. В искусстве игры на фортепиано он совершенствовался у Р. Виньеса. Уроки композиции ему преподал Ш. Кеклен — один из патриархов французской музыки, воспитавший в стенах Парижской консерватории многих талантливых композиторов.
С юности Пуленк был завсегдатаем и великосветских салонов, и шумных собраний артистической богемы. Он был вхож в изысканное общество литературной элиты, чьи вечера проходили в книжной лавке на площади у театра Одеон. Среди близких друзей Пуленка — композиторы Д. Мийо, Ж. Орик и Э. Сати, поэты Г. Аполлинер и М. Жакоб, П. Элюар, Л. Арагон и Р. Деснос, певцы Д. Дюваль, Ж. Батори и П. Бернак, знаменитая клавесинистка В. Ландовска, известная скрипачка Э. Журдан-Моранж, музыкальный критик К. Ростан, писатель и драматург П. Клодель. Его творчество было удостоено высокой похвалы М. Равеля и И. Стравинского.
В своих художественных пристрастиях Пуленк был абсолютно свободен, он не ограничивал себя каким-либо одним стилем, а увлеченно перетасовывал разные направления. В молодости был увлечен эксцентрикой, эстетикой мюзик-холла, идеями урбанизма. Он был человеком, по меткому выражению А. Онеггера, «создающим собственную музыку». В своей книге «Мои друзья музыканты» Э. Журдан-Моранж со свойственными ей изяществом и поэтичностью посвятила Пуленку следующие строки: «Нередко среди самых строгих его мелодий вдруг слышится игривая песня... В своем саду Пуленк смешивает семена...Роза, расцветающая возле незабудки, от этого не менее красива. Каждому свое время... Пуленк,также как и Моцарт в детстве, готов спросить: «Скажите, любите ли вы меня?» Его музыка — это дар. В ее легкости нет вульгарности. Он творит так, как дышит».
Вот что говорили и писали современники о Пуленке:
«Как он талантлив! Лишь бы он работал» (Морис Равель).
«Франсис Пуленк — это сама музыка; я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой безошибочностью» (Дариус Мийо).
«Я не умел прислушиваться к себе, Франсис — спасибо, Франсис, отныне я слышу свой голос...» (Поль Элюар).
«Я восхищаюсь музыкантом и человеком, создающим естественную музыку, которая отличает тебя от других. В водовороте модных систем, догм, которые пытаются навязать сильные мира сего, ты остаешься самим собой — редкое мужество, достойное уважения» (Артюр Онеггер).
«Будущие поколения откроют в его произведениях Пуленка таким, каким он был: влюбленным в жизнь, насмешливым, добрым, нежным и дерзким, меланхоличным и искренним мистиком, одновременно монахом и скверным мальчишкой» (Стефан Одель).