Николай Рославец (1881-1944) родился в Душатине Черниговской губернии, учился в Курске, а позже в Москве как скрипач у Йозефа Гржимали и как композитор и теоретик у Ипполитова-Иванова и Василенко. Окончив консерваторию (1912), Рославец активно начал поиски новых композиторских техник, отталкиваясь от открытий своих кумиров, Дебюсси и Скрябина, и пришёл к созданию техники синтетаккода, во многом напоминающую шёнберговские пред-додекафонные эксперименты. Его сочинения этого периода преимущественно камерные: трио, квартеты, сонаты для скрипки и альта с фортепиано, вокальные сочинения на тексты футуристов. В 1920-е появляются симфонические сочинения Рославца, к концу десятилетия он отходит от своей техники в пользу более свободного использования атональности и тогда же подвергается жестокой травле как один из лидеров АСМ. В 1927, опасаясь репрессий, Рославец передал чемодан с рукописями своему брату, жившему на Украине. В 1936 семья брата подверглась репрессиям; все рукописи погибли. После начала открытых политических процессов в стране Рославец был причислен к «вредителям», «троцкистам» и в 1930 обвинен в покровительстве «Ассоциации московских авторов», «разоблаченной» в «пропаганде легкой музыки» и «распространении контрреволюционной литературы». «Дело Рославца», инициаторами которого явились композиторы РАПМ, закончилось «чисткой», означавшей фактический запрет работать по профессии. В 1931-33 Рославец работал в Ташкенте, но в Москве, куда он пытался вернуться, он не мог найти почти никакой работы и едва не был арестован. Только тяжелая болезнь спасла его от заключения. Почти все его сочинения последних десяти лет — мучительное свидетельство ломки собственной индивидуальности в угоду господствующей эстетике. 23 августа 1944 года, после второго инсульта Рославец умирает на холодной, полуразрушенной даче под Москвой недалеко от места, где скончался и похоронен Казимир Малевич.