В 2004 году исполнилось 300 лет со дня смерти крупнейшего французского композитора XVII века Марка-Антуана Шарпантье (1643 - 1704).
Преданный забвению уже через несколько лет после смерти, сегодня он считается одним из величайших мастеров века Людовика XIV наряду с Рамо и Люлли.
Гениальный музыкант, Шарпантье не получил официальной должности при французском дворе, он никогда не был на придворном приеме в Версале, как, например, Люлли, Кампра или Делаланд. Господствующий тогда Жан Батист Люлли был единственным официальным придворным композитором Короля Людовика XIV и пользовался всеми полагающимися привилегиями и почестями. Никто, кроме Люлли, не имел право писать оперу и использовать большой оркестр. И все-таки Люлли не мог помешать Королю Людовику XIV слушать музыку Шарпантье, ценить ее и показывать свое восхищение композитором. Даже некоторые сочинения Шарпантье были исполнены в Версале.
То обстоятельство, что Шарпантье не был придворным композитором Короля Людовика XIV, сыграло свою положительную роль. Композитор был далек от двора и внешней суеты, моды и этикета, которые могли его очень быстро изменить. Не имея придворного титула, он имел свободу творчества и, будучи трудолюбивым человеком, следовал своим собственным идеям.
Свидетельством высокой оценки композитора стало то, что Король-солнце в 1679 году заказал Шарпантье написать музыку для Капеллы Дофина, а 10 лет спустя определил преподавать его музыку племяннику короля герцогу Шартрскому (впоследствии - Филиппу Орлеанскому).
Шарпантье был высокооплачиваемым музыкантом, в течение 20 лет он состоял на службе у Герцогини де Гиз. У него были отдельные апартаменты, свой повар и конюх. Он мог позволить себе устроить прослушивание 400 — 500 музыкантов, чтобы отобрать из них лучших для своего ансамбля.
В конце жизни он служил капельмейстером в парижской часовне Сент-Шапель – капелле Короля Франции.
Личность Шарпантье окутана тайной. До нашего времени не дошло ни одного портрета композитора, написанного маслом, как, например, Люлли или Марен Маре. Сохранилась лишь гравюра из Альманаха (Almanach Royal, 1682). Немного известно и биографических фактов из жизни Шарпантье.
Единственный источник сведений о композиторе — его рукописи, в которых виден его ежедневный труд, в которых слышна музыка так, как он ее записал. Шарпантье не отдавал свои сочинения для публикации — для этого нужны были деньги и связи. Он копировал сам свои сочинения в большую тетрадь.
После смерти Шарпантье в его библиотеке нашли около 4000 страниц рукописей. У него не оказалось достойных наследников. Племянник композитора был книготорговцем и хотел получить выгоду от рукописей, но не найдя выгодных предложений, продал их за бесценок спустя 20 лет. Чудом манускрипты оказались в Национальной библиотеке Парижа. Помимо музыки, в них есть много интересных сведений: пометки для переписчиков, ремарки композитора для самого себя (например, «я предпочитаю этот танец» или «я в пантомиме»).
Будучи молодым человеком, Шарпантье несколько лет провел в Италии, в Риме, где учился у крупнейшего композитора того времени Джакомо Кариссими. Вернувшись во Францию, он стал именно той фигурой, которая смогла объединить французскую и итальянскую композиторские школы. Если французская музыка утверждалась через танец, то Шарпантье, испытав влияние итальянской церковной и вокальной музыкой, отдавал предпочтение вокальным жанрам и внес во французскую музыку итальянские новшества. Он стал автором первых французских сонат, кантат, концертных месс. Он был единственным французским композитором своего времени, работавшим в жанре оратории.
Шарпантье был чрезвычайно продуктивен в различных жанрах: от лирических трагедий и сакральных опер, больших мотетов и дивертисментов до траурных церемоний, ораторий, Te Deum, песен Девы Марии для монастыря и многих других сочинений.
Благодаря сотрудничеству с Мольером, Пьером и Тома Корнелями, Донно де Визе и другими драматургами, композитор приобщился к музыкальному театру и не без удовольствия создавал светские вокальные и инструментальные сочинения. Помимо музыки к комедии-балету Мольера «Мнимый больной» и музыкальной трагедии «Медея», Шарпантье сочинил немало популярных для своего времени пасторалей и дивертисментов.