Алессандро Скарлатти (2 мая 1660 — 24 октября 1725) — композитор эпохи барокко, известный своими операми и камерными кантатами. Он считается основателем Неаполитанской оперной школы. Брат композитора Франческо Скарлатти и отец Доменико Скарлатти и Пьетро Филиппо Скарлатти также были композиторами.
Алессандро Скарлатти родился на Сицилии, в Палермо. Считается, что он был учеником Джакомо Кариссими в Риме, и это является причиной предположений, что на его творчество повлияли композ...
Алессандро Скарлатти (2 мая 1660 — 24 октября 1725) — композитор эпохи барокко, известный своими операми и камерными кантатами. Он считается основателем Неаполитанской оперной школы. Брат композитора Франческо Скарлатти и отец Доменико Скарлатти и Пьетро Филиппо Скарлатти также были композиторами.
Алессандро Скарлатти родился на Сицилии, в Палермо. Считается, что он был учеником Джакомо Кариссими в Риме, и это является причиной предположений, что на его творчество повлияли композиторы северной Италии (в его ранних работах чувствуется влияние Алессандро Страделла и Джованни Легренци). Постановка в Риме его оперы Gli Equivoci nell’amore (1679) дает ему протекцию королевы Швеции, Кристины (проживающей в то время в Риме), и он становится ее капельмейстером. В феврале 1684 он становится капельмейстером вице-короля Неаполя, с помощью своей сестры, оперной певицы, любовницы влиятельного неаполитанского аристократа. В Неаполе он сочиняет большое количество опер, замечательных своей живостью и экспрессивностью, а также музыку для торжественных случаев.
В 1702 Скарлатти покидает Неаполь и не возвращается до смены испанского владычества австрийским. В промежутке он находится под патронажем Фердинандо ди Медичи(III). Для его придворного театра во Флоренции он пишет несколько опер. Так же он пишет оперы для кардинала Оттобони, который делает его своим капельмейстером, и обеспечивает ему схожую должность в церкви Санта Мария Маджоре в Риме в 1703.
После посещения Венеции и Урбино в 1707, снова принимается за работу в Неаполе в 1708, и остается там до 1717. В это время, кажется, что Неаполь немного устал от его музыки; в Риме ее принимают лучше, и именно там, в театре Капраники (Teatro Capranica), он сочиняет свои лучшие оперы (Telemaco, 1718; Marco Attilio Regolò, 1719; La Griselda, 1721), а также величественные образцы церковной музыки, включая мессы для хора с оркестром, написанные в честь святой Цецилии (Saint Cecilia) по заказу кардинала Аквавивы (Cardinal Acquaviva) в 1721. Его последняя крупная работа осталась незавершенной. Это была серенада к свадьбе принца Стиглиано в 1723. Алессандро Скарлатти умер 24 октября 1725 в Неаполе.
Музыкальные формы Скарлатти являются важным связывающим звеном между манерой пения раннего итальянского барокко XVII-го века, с центром во Флоренции, Венеции и Риме, и классической школой XVIII-го века, кульминацией которой был Моцарт. Ранние оперы Скарлатти (Gli Equivoci nel sembiante 1679; L’Honestà negli amori 1680, включающая знаменитую арию Già il sole dal Gange; Pompeo 1683, содержащая хорошо известные арии O cessate di piagarmi и Toglietemi la vita ancor и другие, написанные до 1685) содержали старые модуляции речитатива, и изрядное количество аккуратно сконструированных форм в их маленьких очаровательных ариях, тщательно проработанным аккомпанементом к которым иногда звучал струнный квартет, иногда же клавесин соло. В 1686 он окончательно утверждает форму «итальянской увертюры» (второе название Dal male il bene) и отказывается от бассо остинато и двухчастной формы в двух куплетах в пользу трехчастной формы или da capo формы построения мелодии. Его лучшие оперы этого периода: La Rosaura (1690, отпечатаны в Gesellschaft für Musikforschung), и Pirro e Demetrio (1694), в которой появляются арии Rugiadose, odorose и Ben ti sta, traditor.
Где-то с 1697 и далее (La Caduta del decemviri), испытывающие, с одной стороны, влияние стиля Джованни Бонончини (итал. Giovanni Bononcini), с другой стороны, возможно, более значительное влияние вице-королевского двора, его оперы начинают звучать более традиционно, в достаточно общепринятом ритме, одновременно оркестровка достаточно грубовата и резка, но не без изящества ('Eracles', 1700), гобои и трубы используются часто, а скрипки играют в унисон. Оперы, сочиненные для Фердинандо ди Медичи(III) утеряны; они должны были бы дать более полное представление о стиле Скарлатти. Его переписка с принцем заставляет догадываться, что эти оперы были написаны с действительно ярким вдохновением.
Опера Mitridate Eupatore, считающаяся его шедевром, написана в Венеции, в 1707. Она содержит музыку, ушедшую далеко вперед в своем развитии от того, что Скарлатти написал в Неаполе, как по технике, так и по искусству композиции. Поздние неаполитанские оперы (L’Amor volubile e tiranno 1700; La Principessa fedele 1712; Tigrane 1715) скорее яркие и эффектные, чем глубоко эмоциональные; оркестровка значительно более интересная, чем в предыдущих произведениях, так как основной аккомпанемент голоса ведется струнным квартетом, клавесин используется только для шумной инструментальной ритурнели. В опере Teodora (1697) он первый использовал оркестровую ритурнель.
Его последние оперы, сочиненные в Риме, показывают сильное поэтическое чувство, широкую и величественную мелодию, глубокое понимание драматизма, особенно в речитативах с аккомпанементом, его собственным изобретением, которое он впервые использовал в 1686 (Olimpia vendicata) и значительно более современный стиль оркестровки; впервые появившиеся горны вызвали ошеломляющий эффект.
Кроме опер, ораторий (Agar et Ismaele esiliati, 1684; Christmas Oratorio, 1705; S. Filippo Neri, 1714; и другие) и серенад, написанных в однообразном стиле, Скарлатти сочиняет более пяти сотен камерных кантат для голоса соло. Они являются наиболее интеллектуальными среди камерной музыки того периода, и вызывает большое огорчение тот факт, что они до сих пор находятся в основном в манускриптах, ведь их изучение обязательно для тех, кто хотел бы иметь адекватное представление о музыкальном прогрессе Скарлатти.
Несколько сочиненных им месс (информация о том, что он сочинил более двух сотен месс, не вызывает доверия) и произведений церковной музыки относительно несущественны, кроме St. Cecilia Mass (1721), являющейся одной из первых попыток сочинительского стиля, который достиг своих высот в великих мессах Иоганна Себастьяна Баха и у Бетховена. Его инструментальная музыка, хотя и небезынтересная, но слишком старомодная, по сравнению с его операми.
В честь Скарлатти назван кратер на Меркурии.