Ян Питерсзон Свелинк (04.05.1562 — 16.10.1621) — нидерландский композитор, органист и педагог переходного периода в музыке от Возрождения к Барокко. Первый из крупнейших органных композиторов. Основоположник северогерманской органной традиции.
Ян Свелинк родился в Девентере, Нидерланды. Он был старшим сыном органиста Питера Свиббертсзона и Элске Свелинг, дочери хирурга. По отцовской линии дед и дядя так же были органистами. Вскоре после рождения Яна семья переезжает в Амстердам...
Ян Питерсзон Свелинк (04.05.1562 — 16.10.1621) — нидерландский композитор, органист и педагог переходного периода в музыке от Возрождения к Барокко. Первый из крупнейших органных композиторов. Основоположник северогерманской органной традиции.
Ян Свелинк родился в Девентере, Нидерланды. Он был старшим сыном органиста Питера Свиббертсзона и Элске Свелинг, дочери хирурга. По отцовской линии дед и дядя так же были органистами. Вскоре после рождения Яна семья переезжает в Амстердам, где отец в 1564 начинает работать органистом в соборе Аудекерк. Первые уроки музыки Ян получил от своего отца. К сожалению, последний умер в 1573. Общее образование Ян Свелинк получил от Якова Буика, пастора церкви, где служил его отец. О его дальнейшем музыкальном образовании, после смерти отца, известно мало, но возможно он учился в городе Харлем (столица Северной Голландии) у органистов Класса ван Вирингенна и Флориса ван Адрихема в Церкови Святого Бавона.
Свелинк начал свою 44-х летнюю карьеру органиста в Аудекерке в 1577, когда ему было только 15 лет (по информации его ученика и друга Корнелиуса Племпа), и занимал этот пост до конца жизни. Мать Яна умерла в 1585, и он взял на себя ответственность за своих младших брата и сестру. Для поддержки семьи церковь удвоила его оклад, и еще ему было предложено 100 гульденов, если он женится, что и произошло в 1590, когда он взял в жены Класген Пуинер, а город предоставил ему бесплатное жилье.
Первые публикации работ Свелинка были около 1592-1594: три тома шансон, сейчас сохранился только третий том из опубликованных в 1594. По неизвестным причинам композитор решил сменить свою фамилию по отцу на немного измененную фамилию матери, автор Свелинк впервые появляется на титульном листе в публикациях 1594. Следующие публикации были в 1604, 1613 и 1614 с музыкой для псалмов, он хотел написать музыку для всего Псалтиря. Последний том был опубликован сразу после смерти композитора в 1621, он вышел в необработанном виде. Ян Питерсзон Свелинк умер 16 октября 1621 и похоронен в Аудекерке. Его старший сын Дирк Янсзон сменил отца в качестве органиста в церкви Аудекерк.
Ян Свелинк провел всю свою жизнь в Амстердаме, изредка посещая другие города по профессиональным обязанностям, консультируя по постройке и обслуживанию органов. Самая долгая «командировка» композитора была в Антверпен в 1614, когда он по заказу городских властей купил клавесин для города. Нет никаких свидетельств, подтверждающих слухи, что он посещал Венецию и был в Англии. Популярность Свелинка как композитора, исполнителя и педагога увеличивалась постоянно на протяжении всей его жизни. Современники называли его «Амстердамский Орфей«, и многие известные люди специально приезжали из разных стран, чтобы услышать импровизации Свелинка.
Единственными обязанностями Яна Свелинка в Амстердаме были обязанности органиста. Он не играл, как это было принято, на карильоне или клавесине на официальных мероприятиях, и от него не требовалось постоянного создания произведений. Его служба оставляла ему время для преподавания, в котором он стал так же знаменит, как и в композиторском мастерстве. Ученики Свелинка составили основу северогерманской органной школы: Якоб Преториус, Генрих Шейдеман, Павел Сиеферт, Мельхиор Шилдт, Самуил Шейдт и Готфрид Шейдт. Свелинк был известен как «создатель органистов», общительный и уважаемый, он был очень востребован в качестве учителя. У него были ученики и из Голландии, но никто из них не стал известным, но его влияние на развитие голландской органной школы проявилось позднее в работе таких композиторов, как Энтони ван Нордт. Хотя Ян Свелинк был скорее всего кальвинистом, но он за свою жизнь создавал музыку для богослужений и католиков, и лютеран, и кальвинистов. Он был самым важным композитором музыкально богатой «золотой эры» Нидерландов.
Влияние Свелинка распространилось и на Швецию, через композитора Андреас Дюбен, и на Англию через Питера Филипса. Черты Свелинка и нидерландских композиторов в целом очень заметны в английской органной школе. Музыка Свелинка включена в «Верджинальную книгу Фицуильяма», которая содержит в основном только работы английских композиторов. Джон Булл, который, вероятно, был другом Свелинка, написал множество вариаций, посвященных ему, после смерти голландского композитора.
Свелинк представляет собой высшее развитие голландской органной школы, и по сути его творчество это вершина контрапунктической сложности и изысканности для клавишных инструментов до Иоганна Себастьяна Баха. Он также был искусным вокальным композитором и написал более 250 работ для голоса (шансон, мадригалы, мотеты и Псалмы). Некоторые из нововведений Свелинка имели чрезвычайную музыкальную важность, в том числе его фуги. Он был первым, кто написал органную фугу, которая начиналась просто, с одной темы, последовательно добавлял текстуру и сложность до окончательной кульминации и разрешения, идея, которая была доведена до совершенства в конце эпохи Барокко И. С. Бахом. Он первым начал использовать педаль органа как непосредственную часть фуги. Кроме того, многие его работы были специально задуманы в качестве учебных пособий. Музыка Свелинка очень разноплановая, некоторые его произведения (в основном шансон) созданы во французской традиции эпохи Возрождения, некоторые написаны в стиле раннего Барокко, некоторые используют встречные темы, стретты и органный пункт, которые присущи музыке позднего Барокко времен И. С. Баха.