Владимир Тарнопольский – одна из знаковых фигур современного музыкального мира, мэтр современной отечественной композиторской школы, неутомимый просветитель. Его сочинения представлены в афишах крупнейших концертных залов России и зарубежья, привлекая слушателей утонченной театральностью и особой философской глубиной. На сцене Камерного зала Филармонии Владимир Тарнопольский расскажет публике о своём творчестве и о произведениях, которые вошли в программу концерта. «Я остановился на аскетичной программе, состоящей из сольных и камерных сочинений, написанных в самое последнее время, тем более что некоторые из них в России еще не исполнялись, – объясняет композитор. – Естественно, умонастроения сегодняшнего дня, веяния времени не могли не отразиться в этой музыке».
Программу представит ансамбль «Студия новой музыки», основанный по инициативе Тарнопольского в 1993 году. Состав исполнителей – всего шесть музыкантов – отвечает замыслу концерта и его символическому названию. «Я предложил название Sotto voce (с итальянского – «вполголоса»), потому что пространство искусства, на мой взгляд, – это именно личностный, внутренний мир человека, полностью противоположный миру крика, деклараций и громких слов, окружающего нас сегодня», – отметил Владимир Тарнопольский.
В большинстве сочинений, выбранных для концерта, отразились размышления композитора об актуальных реалиях, в том числе о пандемии и ее последствиях для человечества. Это касается и обработки знаменитого лютеранского хорала Es ist genug («Довольно») для фагота соло, и сольной пьесы «Сто лет одиночества» для альта. А сочинение Study of Breath для виолончели соло, которое прозвучит в России впервые, посвящено памяти друзей композитора, погибших от коронавируса. При этом мотив дыхания, помимо буквального толкования, обретет в его звуковой ткани и более глобальный смысл. «Образ дыхания, как и другая важная для меня идея – спиралеобразного времени, присутствуют во многих моих работах, в том числе в опере "Когда время выходит из берегов", видеофрагменты которой будут показаны на концерте», – рассказал композитор.
Также в программе вечера – первое российское исполнение Judea et Jerusalem, оригинальной обработки средневекового хорала для саксофона соло, написанной в технике мелизматического органума эпохи Ars antiqua. А завершит концерт трио «Отзвуки ушедшего дня» для кларнета, виолончели и фортепиано, вдохновленное мотивами романа Джеймса Джойса «Улисс»: его сюрреалистически-карнавальный звуковой мир объединит солистов концерта в театрализованный ансамбль.