Композитор, дирижер и пианист Томас Адес родился в Лондоне в 1971
году. Окончил Высшую школу музыки и театра Гилдхолл (1988), затем Королевский
колледж в Кембридже (1992), где обучался композиции у Александра Гёра и Робина
Холлоуэя. Среди его наставников также композитор Дьёрдь Куртаг. В числе первых
зрелых сочинений Адеса – Камерная симфония (1990), «Живые игрушки» (1993) и
«Происхождение арфы» (1994) для камерного ансамбля, Arcadiana(1994)
для струнного квартета, ...but all shall
be well (1993) для оркестра. В 1995 году на фестивале в Челтнеме состоялась
премьера первой оперы Адеса «Припудри ей лицо».
В 1997 году по
заказу Саймона Рэттла и Симфонического оркестра Бирмингема Томас Адес создал
одно из своих самых известных оркестровых произведений – Asyla, в 2000 году удостоенное Премии Гравемайера; Адес стал самым
молодым лауреатом премии за всю ее историю. В 2004 году состоялась премьера его
второй оперы «Буря» в Лондоне, Страсбурге и Копенгагене. Также в числе ключевых
сочинений Адеса – опера «Ангел-истребитель», оркестровые произведения «Америка:
пророчество», Tevot, Polaris, концерт для скрипки и камерного
оркестра «Концентрические пути», «За семь дней» для фортепиано с оркестром и
видеопроекцией, «Пляска смерти» для меццо-сопрано, баритона и оркестра,
балетная трилогия «Данте», Концерт для фортепиано с оркестром (российскую
премьеру в 2021 году в Новосибирске представили пианист Станислав Христенко и
дирижер Валентин Урюпин).
В 2020 году Томас Адес стал участником проекта «Восемь песен из изоляции»,
в рамках которого дирижер Оливер Зеффман заказал песни на тему локдауна
восьмерым композиторам (в их числе также Джулиан Андерсон, Нико Мьюли, Илья
Демуцкий). В записи песен принял участие оркестр «Академия Святого Мартина в
полях», игравший в студии, и певцы, записавшие свои партии дома на смартфоны.
В 1998–2000 гг. Адес
был музыкальным руководителем ансамбля «Бирмингемская группа современной музыки»,
в 1999–2008 гг. – художественным руководителем фестиваля в Олдборо. Музыке
Адеса посвящались фестивали в лондонском Барбикан-центре, Présences в Париже, Musica
Nova в Хельсинки (2007), «Композитор» в Стокгольме (2009). Он был
композитором-резидентом Оркестра Халле (1993–1995), Охайского фестиваля в
Калифорнии (2000), Филармонического оркестра Лос-Анджелеса (2005–2007),
Королевского оркестра Консертгебау (сезон 2019/20), Филармонии на Эльбе в
Гамбурге (сезон 2020/21).
С 2016 года Томас
Адес занимает позицию «артистического партнера» Бостонского симфонического
оркестра, созданную специально для него. Выступает с коллективом как дирижер,
исполняет камерную музыку с солистами оркестра и руководит летним Фестивалем
современной музыки в Тэнглвуде. Регулярно дирижирует Лондонским и Бирмингемским симфоническими
оркестрами, филармоническими оркестрами Лондона, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско,
Берлина, симфоническими оркестрами Би-би-си, Финского радио, Баварского радио,
Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), оркестрами лейпцигского
Гевандхауса и римской Академии Санта-Чечилия. В 2007 году
дебютировал в России за пультом Симфонического оркестра Мариинского театра. С
оркестром Britten Sinfonia исполнил и
записал все симфонии Бетховена к 250-летию со дня рождения композитора.
Томас Адес выступает также на театральной сцене. Под управлением
Адеса шли его оперы «Буря» в нью-йоркской Метрополитен-опере и Венской
государственной опере, «Ангел-истребитель» на Зальцбургском фестивале и в
Метрополитен-опере, «Похождения повесы» Стравинского в лондонском Королевском театре
Ковент-Гарден и Цюрихской опере, а также оперы «Как важно быть серьезным»,
«Триумф красоты и обмана» и «Приключения Алисы под землей» Джеральда Барри.
С сольными
фортепианными программами Адес выступал в Карнеги-холле в Нью-Йорке,
Уигмор-холле в Лондоне и других крупных залах. В дискографии Адеса-пианиста –
циклы «Зимний путь» Шуберта и «Дневник исчезнувшего» Яначека, записанные в
дуэте с Иэном Бостриджем, фортепианные произведения Яначека. Регулярно дает
мастер-классы по фортепианной и камерной музыке в рамках цикла «Международные
семинары для музыкантов» в поместье Праша-Коув в Великобритании.
Среди
многочисленных наград Адеса – премии Леони Соннинг и Тору Такемицу, Премия
Королевского филармонического общества за произведения Asyla, Tevot и оперу «Буря», Композиторская премия
Эрнста фон Сименса за квартет«Аркадиана»
и Британская композиторская премия за цикл «Четыре квартета». Аудиозапись «Бури»
отмечена премией журнала Gramophone в
категории «Современная музыка», а DVD с той же оперой – премией Diapason
d'Or в номинации «Лучшая запись года» (2013), премией «Грэмми» в номинации
«Лучшая оперная запись» (2014) и премией ECHO Klassik в номинации «DVD года»
(2014). Опера «Ангел-истребитель» завоевала Международную оперную премию как
«Мировая премьера года» (2017). Запись Фортепианного концерта также удостоена премии
Gramophone в категории «Современная
музыка» (2020).
В числе
исполнителей сочинений Адеса – дирижеры Франц Вельзер-Мёст, Алан Гилберт,
Саймон Рэттл, Густаво Дудамель, Маркус Штенц, пианисты Кирилл Герштейн, Николас
Ходжес, скрипачи Энтони Марвуд, Августин Хаделих, Лейла Юзефович, Пекка
Куусисто, певцы Томас Аллен, Иэн Бостридж, Йестин Дэвис, Кристофер Мальтман,
Салли Мэтьюз, Анне-Софи фон Оттер, Кейт Ройял, Тоби Спенс, Джон Томлинсон,
Чарлз Уоркман.
Командор ордена
Британской империи. Профессор композиции в Королевской Академии музыки
(Лондон). Член совета директоров Европейской академии музыкального театра.