Домашний сезон. Трансляции из Концертного зала Чайковского Поём вместе. Песни военных лет : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Уважаемые слушатели, информацию о процедуре возврата билетов на концерты,
отмененные в связи с объявленным в г. Москве запретом на проведение массовых мероприятий,
вы можете посмотреть здесь. Берегите себя и будьте здоровы!

    Домашний сезон.
    Трансляции из Концертного зала Чайковского
    Поём вместе. Песни военных лет

    5 мая 2020

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    Дмитрий Хворостовский (баритон)
    Российский национальный оркестр
    Дирижёр – Константин Орбелян
    Александра Пахмутова (специальный гость концерта)
    Василий Ладюк (баритон)
    Академический симфонический оркестр
    Московской филармонии
    Академический Большой хор «Мастера хорового пения»
    Государственная капелла Москвы имени Вадима Судакова
    Дирижёр – Дмитрий Волосников
    Национальный академический оркестр
    народных инструментов России
    имени Н.П.Осипова
    Дирижёр – Владимир Андропов
    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр
    Молодёжный симфонический оркестр СНГ
    Государственная академическая
    хоровая капелла России
    имени А. А. Юрлова
    Дирижёр – Александр Анисимов
    Илья Кузьмин (баритон)

    Солисты Арт-проекта «ТенорА XXI века»:

    Александр Богданов, Александр Захаров, Станислав Мостовой, Максим Пастер, Дмитрий Сибирцев, Александр Скварко


    Вокальный проект Viva:

    Александр Балыков, Василий Гурылёв, Михаил Давыдов, Родион Паульс, Филипп Черкассов

    В программе:

    Богословский
    «Темная ночь» 

    Соловьёв-Седой
    «Вечер на рейде»

    Листов
    «В землянке»

    Баснер
    «На безымянной высоте» 

    Соловьёв-Седой
    «Пора в путь-дорогу»

    Новиков
    «Эх, дороги»

    Соловьёв-Седой
    «Первым делом — самолёты»

    Фрадкин
    «Случайный вальс»

    Соловьёв-Седой
    «Баллада о солдате»

    Новиков
    «Смуглянка»

    Жарковский
    «Прощайте, скалистые горы»

    Таривердиев
    «Песня о далёкой родине» 

    Мокроусов
    «Песенка фронтового шофёра»

    Френкель
    «Журавли»

    Блантер
    «Катюша»

    Пахмутова
    «Как молоды мы были» 

    Пахмутова
    «Нежность»

    Пахмутова
    «Поклонимся великим тем годам»

    Тухманов
    «День Победы»



    Фрагменты концертов разных лет

    6+

    Дмитрий Хворостовский

    «Лучший баритон мира», «один из величайших певцов современности», «обладатель самого прекрасного и изысканного голоса», «звезда первой величины…». Так пресса разных стран характеризует российского певца Дмитрия Хворостовского, за 25 лет блистательной карьеры покорившего своим искусством весь мир.

    Феноменальный успех Дмитрия Хворостовского на лучших оперных и концертных сценах мира — результат сложения многих качеств: выдающегося таланта и упорного труда, мастерства и вдохновения, исключительных внешних данных и редкого артистизма, поистине магнетического дара воздействия на аудиторию.

    Дмитрий Хворостовский родился 16 октября 1962 году в Красноярске. Его родители (отец — инженер-химик, мать — врач), большие любители вокального искусства, передали эту любовь сыну, чей певческий талант проявился весьма рано. В 20 лет Дмитрий поступил на вокальный факультет Красноярского института искусств (ныне Академия музыки и театра) в класс профессора Е. К. Иофель. В 1985–1990 годах был солистом Красноярского государственного театра оперы и балета.

    В 1987 году молодой певец стал победителем Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки. Спустя год выиграл Международный вокальный конкурс в Тулузе (Франция).

    В 1989 году Дмитрий Хворостовский одержал триумфальную победу на престижном вокальном конкурсе BBC в Кардиффе, на котором присваивается неофициальный титул «лучшего голоса мира». Именно с этого успеха началась его международная карьера. Уже в то время критики отмечали его высочайшую вокальную культуру, врожденное чувство фразировки и потрясающее легато.

    После дебюта в «Пиковой даме» Чайковского в Опере Ниццы Хворостовский получил постоянные ангажементы на самых великих оперных сценах мира — таких, как Королевская опера «Ковент Гарден», «Метрополитен-опера», Парижская опера, Баварская и Венская Государственные оперы, Ла Скала, Лирическая опера Чикаго, и на самых престижных фестивалях, включая Зальцбургский.

    В его репертуаре — центральные партии в операх «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Демон» Рубинштейна, «Травиата», «Дон Карлос», «Риголетто», «Симон Бокканегра» и «Отелло» Верди, «Фаворитка», «Любовный напиток» Доницетти, «Пуритане» Беллини, «Сельская честь» Масканьи, «Паяцы» Леонкавалло, «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, «Фауст» Гуно… В этих и многих других ролях Хворостовский раскрылся как многогранный артист с мощным драматическим потенциалом, редким для западной сцены предпочтением тонкости и психологизма внешнему вокальному эффекту.

    Дмитрий Хворостовский — непревзойденный мастер камерного и кантатно-ораториального жанров, превосходный исполнитель романсов русских и зарубежных композиторов (Глинка, Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков, Рахманинов, А. Рубинштейн, Шостакович, Свиридов, Равель, Брамс, Малер…); барочных арий западноевропейских композиторов XVI–XVII веков; русских народных песен; духовной музыки русских композиторов.

    В качестве концертирующего солиста Дмитрий Хворостовский выступает в лучших залах, в числе которых Вигмор-холл в Лондоне, Куинс-холл в Эдинбурге, Карнеги-холл в Нью-Йорке, театры Ла Скала в Милане и Лисеу в Барселоне, Концертный зал имени П. И. Чайковского и Большой зал консерватории в Москве, Сантори-холл в Токио, Музикферайн в Вене.

    Обладая широчайшим репертуаром, Дмитрий Хворостовский уделяет огромное внимание исполнению русской классической и современной музыки. Его сольные концертные программы и записи признаны в числе наивысших достижений в мировой интерпретации русской музыки.

    Особое место в репертуаре Хворостовского занимает музыка Г. В. Свиридова, Дмитрий является первым исполнителем его вокальной поэмы «Петербург» на стихи Блока, написанной в 1995 году и посвященной певцу.

    Артист сотрудничает с ведущими оркестрами мира, в том числе с Нью-Йоркским и Роттердамским филармоническими. Он выступал с выдающимися дирижерами недавнего прошлого и наших дней: Бернардом Хайтинком, Джеймсом Ливайном, Зубином Метой, Майклом Тилсоном Томасом, Сейдзи Одзава, Юрием Темиркановым, Валерием Гергиевым, Владимиром Спиваковым, Владимиром Федосеевым, Клаудио Аббадо, Лорином Маазелем, Евгением Колобовым и многими другими.

    Будучи востребованным во всем мире — от Дальнего до Ближнего и Среднего Востока, от Австралии до Южной Америки, — Дмитрий Хворостовский всегда поддерживал и продолжает поддерживать тесные личные и творческие контакты с Россией. Его гастрольные маршруты простираются по всей стране: от Санкт-Петербурга до Абакана, от Белгорода до Южно-Сахалинска. Он был первым оперным певцом, давшим сольный концерт с хором и симфоническим оркестром на Красной площади в Москве; этот концерт транслировался более чем в 25 странах мира. В Москве и Санкт-Петербурге он регулярно выступает с концертами в организованном им цикле «Дмитрий Хворостовский и друзья», в котором по приглашению выдающегося русского артиста пели звезды мировой сцены: Рене Флеминг, Барбара Фриттоли, Суми Чо, Сондра Радвановски, Екатерина Сюрина, Екатерина Губанова, Йонас Кауфман, Ильдар и Аскар Абдразаковы, Рамон Варгас, Марчелло Джордани, Чарльз Кастроново.

    В обширной дискографии Хворостовского — многочисленные сольные концерты и оперные спектакли. Большинство записей 1990-х годов сделаны на лейбле Philips («Сельская честь», «Евгений Онегин», «Дон Карлос», «Царская невеста», «Иоланта»). С 2000 певец активно сотрудничает со звукозаписывающей компанией Delos, с 2012 — с лейблом Ondine. Среди последних записей на Ondine: CD «Этой лунной ночью» (романсы Чайковского и Танеева, «Песни и пляски смерти» Мусоргского); «Романсы Рахманинова» — оба с пианистом Ивари Ильей; «Колокола рассвета» (русская духовная музыка и народные песни с хором «Мастера хорового пения»); полуторачасовой фильм-опера «Рене Флеминг и Дмитрий Хворостовский. Музыкальная одиссея в Петербурге»; запись на DVD концерта с Анной Нетребко на Красной площади; «Трубадур» из «Метрополитен-опера». Все эти записи получили восторженные отзывы музыкальных критиков.

    В ноябре 2015 года на Ondine вышел новый альбом певца в содружестве с Ивари Ильей, на котором записаны «Сюита на стихи Микельанджело» Шостаковича и Сонеты Петрарки» Листа.

    Дмитрий Хворостовский исполнил партии Дон Жуана и Лепорелло в фильме «Дон Жуан без маски» (студия Rhombus Media, 2000 год), снятом на основе оперы Моцарта и завоевавшем несколько наград.

    В последние годы певец серьезно занялся проектами в области неакадемической музыки. В 2005 году в честь 60-летия Победы певец по приглашению президента Владимира Путина совершил тур по России, выступив перед многотысячными аудиториями в память о павших солдатах Великой Отечественной войны. С тех пор артист постоянно выступает в городах России с программой песен военных лет. Дмитрий Хворостовский успешно сотрудничает с популярным композитором Игорем Крутым. Их совместные концерты прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Нью-Йорке.

    В первой половине 2015 года Дмитрий Хворостовский выходил на сцену «Ковент Гарден» («Бал-Маскарад»), Венской оперы («Травиата», «Дон Карлос»), «Метрополитен-опера» («Бал-Маскарад»). 2 и 5 февраля он исполнил заглавную партию в опере «Демон» на сценах Концертного зала им. П. И. Чайковского и Концертного зала им. С. В. Рахманинова «Филармонии-2» (режиссер Дмитрий Бертман, дирижер Михаил Татарников).

    9 мая 2015 года на ВДНХ в Москве Хворостовский дал грандиозный концерт «Песни военных лет» в честь 70-летия Великой Победы. Выступления артиста, посвященные празднику Победы, состоялись в этом году также в Тюмени, Екатеринбурге, Ереване, Санкт-Петербурге, Красноярске.

    25 сентября Дмитрий Хворостовский исполнил партию графа Ди Луна в спектакле «Трубадур» в театре «Метрополитен-опера». Каждый выход певца на сцену сопровождался нескончаемыми овациями. Его горячо приветствовали партнеры, среди которых была Анна Нетребко.

    Минувшей осенью в Государственном Кремлевском Дворце прошел концерт из цикла «Дмитрий Хворостовский и друзья», в котором вместе с прославленным российским баритоном выступила латвийская певица Элина Гаранча. 2 ноября певец принял участие в концерте-открытии реставрированной исторической сцены театра «Геликон-опера».

    18 ноября Хворостовский выступил в Уфе: в Башкирском театре оперы и балета состоялся благотворительный концерт «Дмитрий Хворостовский и друзья — детям», все средства от которого (почти 35 миллионов рублей) направлены на лечение детей, страдающих онкологическими заболеваниями.

    12 октября указом Президента Российской Федерации Владимира Путина Дмитрий Хворостовский был награжден Орденом Александра Невского.

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус.

    РНО сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижеры современности: Семён Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. 

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашенными дирижерами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    Последние сезоны в жизни оркестра отмечены серией крупных международных проектов в России и за ее пределами. В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором исполнили «Страсти по Матфею» митрополита Волоколамского Илариона в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова. 

    РНО записал более восьмидесяти альбомов, выпущенных всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon и другими звукозаписывающими компаниями. Многие записи получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым отечественным оркестром, завоевавшим премию «Грэмми». Среди записей РНО последних лет – все симфонии и фортепианные концерты Бетховена в интерпретации Михаила Плетнёва, симфонии и балеты Чайковского, избранные симфонии Шостаковича, а также сочинения Вячеслава Артёмова. Запись «Колоколов» Рахманинова названа британским изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, когда-либо представленных в записи». Запись Симфонии №7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала ежегодную премию Diapason d'Or и была номинирована на «Грэмми» в категории «Лучший альбом с объемным звучанием».

    Александра Пахмутова

    Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка под Сталинградом. В три с половиной года начала играть на фортепиано и сочинять музыку. Начавшаяся в июне 1941 года война прервала ее занятия в Сталинградской музыкальной школе. Несмотря на все трудности военного времени, в 1943 году Пахмутова поехала в Москву и была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории (тогда она называлась Школа одаренных детей), по окончании которой А. Пахмутова поступила в Московскую консерваторию, где занималась у выдающегося композитора и уникального педагога — профессора Виссариона Яковлевича Шебалина.

    Всю свою жизнь Александра Пахмутова работает в разных жанрах. Ее перу принадлежат и произведения для симфонического оркестра («Русская сюита», Концерт для трубы с оркестром, увертюра «Юность», Концерт для оркестра, «Ода на зажжение огня», Музыка для ансамбля колоколов и оркестра Ave Vita), и сочинения кантатно-ораториального жанра («Василий Тёркин», «Прекрасная, как молодость, страна», кантаты для детского хора и симфонического оркестра «Красные следопыты», «Отрядные песни»). На музыку А. Пахмутовой в Государственном академическом Большом театре России и в Одесском государственном театре оперы и балета был поставлен балет «Озарённость». Среди ее киноработ  — музыка к картинам «Девчата», «Три тополя на Плющихе», «О спорт, ты — мир!» и многим другим.

    Исключительное значение имеет творчество Александры Пахмутовой в жанре песни. У Пахмутовой своя индивидуальная интонация, обладающая большой силой воздействия на слушателей. В песнях композитора есть та мелодическая «изюминка», которая, как заметил великий дирижер Евгений Светланов, «сразу ложится на сердце, надолго остается в сознании». «Бесспорно, без мелодического таланта композитору в песне делать нечего, — говорит Александра Пахмутова. —  Это жестокий закон, но — закон. Но талант еще не гарант. Как будет воплощен замысел песни, как будет развиваться ее тематическое зерно, как будет сделана партитура, как будет осуществлена запись в студии — все это не последние вопросы и из всего этого тоже складывается образ».

    Александра Пахмутова сотрудничала с выдающимися поэтами нашего времени, среди которых Л. Ошанин, М. Матусовский, Е. Долматовский, М. Львов, Р. Рождественский, С. Гребенников, Р. Казакова, И. Гофф. Но наиболее плодотворным и постоянным является творческий союз Александры Пахмутовой с поэтом, ее мужем Николаем Добронравовым.

    А. Н. Пахмутова — народная артистка СССР (1984), лауреат премии Ленинского комсомола (1967), лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982), Герой Социалистического Труда (1990). В 1976 году ее именем названа официально зарегистрированная в Планетном центре в г. Цинциннати (США) малая планета № 1889, открытая крымскими астрономами.

    Василий Ладюк

    «Блистательный Онегин», «благородный Жермон», «искрометный и обаятельный Фигаро» – так пишут критики о ярких образах, созданных Василием Ладюком. Его голос – лирический баритон с красочной тембральной палитрой – украшает оперные постановки в России и за рубежом. Ладюк – ведущий солист Московского театра «Новая Опера» имени Колобова (с 2003 года), приглашенный солист Большого театра России (с 2007); выступает на сценах Мариинского театра, Метрополитен-оперы, Хьюстонской Большой оперы, театров Реджио и Ла Фениче, Норвежской Королевской оперы и многих других.

    Выпускник Московского хорового училища имени Свешникова и Академии хорового искусства имени Попова (вокальный и дирижерско-хоровой факультеты, 2001), Ладюк совершенствовал мастерство в аспирантуре Академии (класс профессора Дмитрия Вдовина), на мастер-классах специалистов из театров Ла Скала, Метрополитен-оперы, Хьюстонской Большой оперы (2002-2005).

    Уже в начале творческого пути музыкант стал победителем престижных международных конкурсов: имени Франсиско Виньяса в Барселоне (Гран-при и приз зрительских симпатий), «Опералии» Пласидо Доминго в Мадриде (Первая премия) и конкурса вокалистов в Сидзуоке в Японии (Гран-при). Затем последовали успешные выступления в крупнейших оперных театрах мира – Мариинском, Парижской опере, Метрополитен-опере, Ла Скала, Ковент-Гардене. В репертуаре певца свыше тридцати оперных и кантатно-ораториальных партий.

    Ладюк сотрудничал с выдающимися дирижерами и режиссерами, среди которых Валерий Гергиев, Пласидо Доминго, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Михаил Плетнев, Дмитрий Юровский, Джеймс Конлон, Джанандреа Нозеда, Андрей Кончаловский, Дмитрий Черняков, Франческа Замбелло, Каспер Холтен. Выступления артиста проходили в Брюсселе, Осло, Венеции, Турине, Токио, Хьюстоне. Ладюк – постоянный участник фестивалей «Владимир Спиваков приглашает», «Черешневый лес», «Крещендо» Дениса Мацуева, а также Международного музыкального фестиваля в Кольмаре (Франция). Ладюк – инициатор и художественный руководитель Музыкального фестиваля «ОПЕРА Live», в 2016 году состоявшегося в третий раз.

    Ладюк принимал участие в спектакле «Милый друг», посвященном Петру Ильичу Чайковскому и Надежде Филаретовне фон Мекк, который был поставлен в Букингемском дворце при содействии принца Чарльза. Участвовал в работе жюри проекта телеканала «Культура» «Большая опера». Награжден Молодежной премией «Триумф» (2009) и «Премией Олега Янковского» (номинация «Творческое открытие», 2011-2012).

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом. 

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998). 

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор. 

    Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее. 

    В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл, 

    Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие. 

    Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией. 

    Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр». 

    В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов. В сезоне 2019/20 оркестр гастролирует в Великобритании и Германии, в ноябре 2019 года сопровождает выступления конкурсантов на III Всероссийском музыкальном конкурсе по специальности «оперно-симфоническое дирижирование», жюри которого возглавляет Юрий Симонов, традиционно участвует в открытии и закрытии XX Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик».

    Академический Большой хор «Мастера хорового пения»

    Академический Большой хор (АБХ) был создан в 1928 году, его организатором и первым художественным руководителем стал выдающийся мастер хорового искусства Александр Свешников. В разное время хором руководили Николай Голованов, Иван Кувыкин, Клавдий Птица, Людмила Ермакова.

    В 2005 году в Академический Большой хор (получивший название «Мастера хорового пения») на должность художественного руководителя был приглашен народный артист России, профессор Лев Конторович. Под его руководством обновленный состав успешно продолжает традиции, заложенные предшественниками. Само название – «Мастера хорового пения» – предопределило профессионализм и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист.

    За 90 лет хор исполнил более 15000 произведений – опер, ораторий, кантат русских и зарубежных композиторов, произведений a cappella, народных песен, духовной музыки. Многие из них составили «золотой фонд» отечественной звукозаписи, получили признание за рубежом (Гран-при конкурса грамзаписей в Париже, Золотая медаль в Валенсии).

    В 2017 году вышла в свет «Антология симфоний Дмитрия Шостаковича», записанная Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан (художественный руководитель и дирижер – Александр Сладковский), в записи нескольких симфоний принял участие АБХ. В 2016–2017 гг. были осуществлены записи русской музыки (кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Весна» Рахманинова, опера «Евгений Онегин» Чайковского) в содружестве с Национальным филармоническим оркестром России (художественный руководитель и дирижер – Владимир Спиваков).

    В исполнении Большого хора впервые прозвучали многие хоровые произведения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хачатуряна, Тактакишвили, Агафонникова, Евграфова и других авторов. С коллективом работали такие выдающиеся дирижеры, как Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Дмитрий Китаенко, Владимир Федосеев, Хельмут Риллинг, Геннадий Рождественский, Альберто Дзедда, Эннио Морриконе, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Кристоф Эшенбах; певцы Елена Образцова, Ирина Архипова, Николай Гедда, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Динара Алиева, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Роберто Аланья, Анджела Георгиу и многие другие.

    В содружестве с Хельмутом Риллингом, оркестром и солистами Баховской академии были исполнены в Москве все крупнейшие сочинения И. С. Баха, а также Месса си минор в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. В рамках Музыкального фестиваля в Кольмаре (Франция) с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Мишеля Плассона была исполнена драматическая легенда «Осуждение Фауста» Берлиоза. В 2008, 2012 и 2018 годах Академический Большой хор принимал участие в церемониях инаугураций Президентов Российской Федерации Д. А. Медведева и В. В. Путина.

    Академический Большой хор участвовал в Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, Московском Рождественском фестивале (художественные руководители – Владимир Спиваков и митрополит Волоколамский Иларион), Московском Великопостном хоровом фестивале (художественные руководители – Александр Соколов и митрополит Волоколамский Иларион), фестивалях в Кольмаре (Франция), Равелло (Италия), Мстислава Ростроповича в Москве, «Опера Live» Василия Ладюка, Crescendo Дениса Мацуева и многих других.

    В 2014 году во время турне коллектива по Коста-Рике артисты были приглашены в Резиденцию Президента, где состоялась встреча с руководителем страны и концерт. Академическому Большому хору рукоплескали в крупнейших концертных залах городов России, Китая, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехии, Японии, Южной Кореи, Катара, Индонезии и др. Коллектив гастролирует в различных регионах России, в том числе в Сибири, на Урале и на Дальнем Востоке.

    Государственная капелла Москвы имени Вадима Судакова

    Государственная капелла Москвы создана в 1991 году выдающимся хоровым дирижером В. А. Судаковым — основателем нескольких крупных коллективов, в частности — Московской хоровой капеллы мальчиков (1957) и Хоровой капеллы Абхазии (1973).

    По традиции, сложившейся к XVIII веку, в Капелле объединены два равноправных ансамбля – вокальный, состоящий из высококлассных солистов, и камерно-инструментальный.

    Капелла сотрудничает с известными исполнителями и актерами, среди которых И. Кобзон, В. Лановой, В. Баринов, В. Ладюк и коллективами — Национальным филармоническим оркестром России, Академическим Большим хором «Мастера хорового пения», Камерным ансамблем «Солисты Москвы», Государственной академической хоровой капеллой России имени А. А. Юрлова, Государственным академическим русским хором имени А. В. Свешникова.

    Капелла принимает постоянное участие в постановках Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, в числе которых «Война и мир» С. Прокофьева, «Хованщина» М. Мусоргского (режиссер А. Титель), «Аида» Дж. Верди  (режиссер П. Штайн).

    Коллектив много гастролирует в России и за рубежом (Бельгия, Голландия, Испания, Китай, Катар), неизменно выступает в проектах Пасхального фестиваля и фестиваля «Московская осень».  В январе 2015 года Капелла впервые дала сольный концерт в Севастополе, который состоялся в рамках фестиваля «Рождество в Севастополе».

    С 2008 года Государственной капеллой Москвы руководит дирижер и пианист, заслуженный артист России, лауреат премии Правительства Москвы Анатолий Судаков. Многогранные исполнительские возможности руководителя позволяют ему быть задействованным в большинстве разножанровых программ коллектива и выступать в программах в самых различных ипостасях — в качестве дирижера, солирующего пианиста, аккомпаниатора и даже ансамблиста в оркестровой группе.

    Дмитрий Волосников

    После окончания Уральской государственной консерватории по специальности «хоровое дирижирование» (1993) и аспирантуры по классу симфонического дирижирования у Е. В. Колобова, Дмитрий Волосников занимал пост дирижера Екатеринбургского театра оперы и балета и  Екатеринбургского центра современной музыки и театра, где являлся музыкальным руководителем и дирижером постановок опер «Золушка» Дж. Россини и «Таис» Ж. Массне.

    В театре «Новая Опера» Дмитрий Волосников работает с 1998 года, являясь музыкальным руководителем и дирижером постановок опер «Дидона и Эней» Г. Перселла, «Гамлет» А. Тома, «Борис Годунов» и «Хованщина» (концертное исполнение)  М. Мусоргского, «Джанни Скикки» Дж. Пуччини, «Золушка» Дж. Россини, сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана», музыкального действа “Bravissimo!”, музыкального приношения «Мария Каллас», балета «Щелкунчик» П. Чайковского (совместно с Имперским Русским Балетом). В репертуаре дирижера — спектакли «Травиата» Дж. Верди, «Норма» В. Беллини, «Любовный напиток» Г. Доницетти, кантаты «Иван Грозный» и «Александр Невский» С. Прокофьева, концертная программа «Романсы П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова». Д. Волосников также участвовал в концертном исполнении оперы В. Агафонникова «Сергей Есенин».

    Дирижер являлся художественным руководителем Фестиваля хоровой и колокольной музыки «Преображение» имени Евгения Колобова (Ярославль, 1999 —2010), подготовил концерт русской хоровой музыки «Обратная перспектива» и программу «Ростовская сюита» на тексты Димитрия Ростовского.

    Д. Волосников принимал участие в записи компакт-дисков «Хор Московского театра “Новая Опера”» и «Солисты Московского театра “Новая Опера”», на DVD вышли в свет проекты с его участием — “Bravissimo!” и «Все это — Опера!».

    С 2013 года Дмитрий Волосников совмещает работу в театре «Новая Опера» и пост главного приглашенного дирижера Красноярского государственного театра оперы и балета.

    Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П.Осипова

    Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова является одним из самых известных и авторитетных оркестров мира. В 2014 году прославленному коллективу исполнилось 95 лет.

    Оркестр был создан в 1919 году. Этот период совпал с растущим интересом к возрождению русского народного музыкального искусства. У истоков коллектива стояли выдающиеся музыканты: балалаечник Борис Трояновский (1883-1951) и домрист Пётр Алексеев (1892-1960). Именно они стали руководителями молодого оркестра, первый концерт которого состоялся в Москве в саду «Эрмитаж». Уже очень скоро ему аплодировали на многих ведущих концертных площадках нашей страны.

    Б. Трояновский и П. Алексеев заложили основы оркестрового исполнительского мастерства, которое с годами совершенствовалось и развивалось. В дальнейшем коллективом руководили многие талантливые музыканты: Николай Голованов (1891-1953), братья Николай (1901-1945) и Дмитрий (1909-1954) Осиповы, Виктор Смирнов (1904-1995), Виталий Гнутов (1926-1976), Виктор Дубровский (1927-1994), Анатолий Полетаев (род. в 1935), Николай Калинин (1944-2004), Владимир Понькин (род. в 1951). С 2009 года оркестр возглавляет народный артист России, профессор, лауреат Премии Правительства РФ Владимир Андропов. Годы сотрудничества с мастерами высочайшего уровня сформировали особый почерк оркестра, который сделал его узнаваемым среди других и принёс ему мировую известность.

    Оркестр носит имя выдающегося советского музыканта Николая Петровича Осипова. Его работа в оркестре (1940-1945) ознаменовала совершенно новый этап в творческой жизни коллектива. Этот период совпал с началом Великой Отечественной войны. В июне 1941 года оркестр расформировали. Практически все артисты были призваны в армию и ушли на фронт. Именно Н. П. Осипов в те сложные годы занимался восстановлением коллектива, разыскивая оркестрантов по фронтам Великой Отечественной войны, что позволило оркестру продолжить своё существование. Впоследствии Н.П. Осипову удалось открыть слушателям богатство и уникальность звучания русского народного оркестра, для которого практически не существует репертуарных ограничений. Своим ярким и самобытным звучанием оркестр привлёк внимание ведущих советских композиторов (Н. Будашкина, А. Новикова, А. Холминова и др.), обогативших репертуар коллектива оригинальными сочинениями.

    В 1946 г. оркестру присвоено имя Н. П. Осипова. В 1969 г. коллектив получил почётное звание «академический».

    В результате многолетней концертной практики оркестр сформировал вокруг себя дружную и творческую атмосферу. Коллектив постоянно сотрудничает как с ведущими музыкантами — певцами, инструменталистами, композиторами и дирижёрами, так и с молодыми исполнителями. В разные годы с оркестром выступали выдающиеся мастера: дирижёры Н. Аносов, А. Гаук, В. Дударова, Г. Рождественский, В. Федосеев; певцы И. Архипова, И. Богачёва, О. Воронец, Л. Зыкина, Л. Русланова, А. Стрельченко, Е. Нестеренко, З. Соткилава, Б. Штоколов, А. Эйзен, Д. Хворостовский, В. Маторин; исполнители на народных инструментах В. Городовская (гусли), А. Цыганков (домра), балалаечники П. Нечепоренко, М. Рожков, А. Тихонов, А. Горбачёв и многие другие музыканты.

    Оркестр имени Н. П. Осипова ведёт активную творческую и просветительскую деятельность в лучших концертных залах Москвы, России и других стран. Ему рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Германии, Греции, Голландии, Дании, Канаде, Корее, Мексике, Новой Зеландии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. Каждый сезон отмечен появлением совершенно новых концертных программ, как для взрослых, так и для самых юных зрителей. Так, в Концертном зале имени П. И. Чайковского за последние несколько лет оркестром было подготовлено более 60 новых программ, многие из которых стали крупными событиями культурной жизни России. Одна из них — абонемент для детей «Забавный профессор» — была удостоена Премии правительства Российской Федерации.

    Уникальное звучание народных инструментов, культура звука, высочайший уровень профессионального исполнительского мастерства позволяют оркестру занимать почётное место в ряду ярчайших явлений русского искусства.

    Владимир Андропов

    Владимир Андропов — народный артист России, художественный руководитель и главный дирижёр Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова, дирижёр Государственного академического Большого театра России, профессор, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры за 2011 год.

    Выпускник Белорусской государственной консерватории, Владимир Андропов начал творческую карьеру в качестве дирижёра Белорусского симфонического оркестра. В 1978 году он дебютировал в Большом театре с оперой М. Равеля «Испанский час» и занял пост художественного руководителя и дирижёра сценического оркестра театра. Профессионализм и организаторские способности позволили ему создать первоклассный духовой оркестр и подготовить с ним обширный концертный репертуар, включающий произведения самых разных авторов, эпох и жанров.

    В 2000 - 2002 годах Владимир Андропов занимал должность художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Был дирижёром-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло и балетов «Бессонница» С. Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии П. Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку А. фон Веберна). В его обширный театральный репертуар также вошли оперы «Евгений Онегин», «Иоланта» и «Опричник» П. Чайковского, «Русалка» А. Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Дж. Верди, «Тоска» Дж. Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, балеты «Конёк-горбунок» Р. Щедрина, «Чипполино» К. Хачатуряна. В 1988 г. он осуществил единственную в мире запись оперы «Американцы» Е. Фомина (либретто И. Крылова).

    В 2001 году маэстро принимал участие в совместной постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашённого дирижёра сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и российскими коллективами.

    С 2003 по 2010 год В. Андропов являлся художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.

    Владимир Андропов обладает мастерской техникой дирижирования: для его жеста характерна точность, лёгкость и выразительность. Программы с участием маэстро отмечены глубоким пониманием музыкального материала и отражают его собственный творческий взгляд на исполняемые сочинения.

    В 2001 г. был награждён орденом Дружбы.

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    «Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия» – уникальный музыкальный коллектив и крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры. Он создан в сентябре 2018 года при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры Российской Федерации и развивается в рамках национального проекта «Культура». В роли куратора проекта выступает Московская филармония. 

    В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.

    В составе оркестра – 108 исполнителей из 42 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлеченности. Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия: прекрасная репетиционная база, насыщенная концертная жизнь, сотрудничество с лучшими дирижерами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов. 

    Важную роль в становлении участников проекта играет работа с выдающимися дирижерами, под руководством которых музыканты готовят и представляют публике концертные программы, охватывающие широкий круг эпох и стилей. Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Лазарева, Александра Сладковского и Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играют Денис Мацуев, Юлиан Рахлин, Павел Милюков, Дмитрий Маслеев и целая плеяда талантливых молодых исполнителей, в том числе лауреаты XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского – Сергей Догадин, Анастасия Кобекина, Александр Канторов, Константин Емельянов, Мао Фудзита и Кеннет Броберг. Сотрудничество с известными солистами дает молодым артистам возможность овладевать искусством интерпретации и приобщает к высоким стандартам ансамблевой игры. 

    Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны: за два сезона он провел 78 концертов, выступив в 20 российских городах – от Улан-Удэ до Пскова, от Ростова-на-Дону до Санкт-Петербурга. Выступления оркестра посетили десятки тысяч слушателей. Концерты РНМСО проходили на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv. В первый год своей творческой жизни РНМСО представил ряд крупных симфонических программ, принял участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале» Дениса Мацуева, «Рахманиновские дни», «Русская зима», а также в масштабных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия книжного фестиваля «Красная площадь», открытие XXXIX Международных Ганзейских дней Нового времени во Пскове. 

    Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; коллектив выступал в старейших университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде и Череповце). Оркестр участвует в специальных проектах Московской филармонии «Мама, я меломан» и «Язык музыки». В просветительских концертах принимают участие молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, так как сверстники часто лучше понимают друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения. 

    РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы – неотъемлемая часть жизни коллектива. С музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, Российского национального оркестра, Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, оркестров Большого, Мариинского и Михайловского театров, оркестра musicAeterna, французского ансамбля Matheus, Королевского оркестра амстердамского Консертгебау, Филармонического оркестра Цюрихской оперы, Национального оркестра Капитолия Тулузы, Бостонского симфонического оркестра, Симфонического оркестра Баварского радио, Иерусалимского квартета, Университетов Бостона, Штутгарта, Граца, Лугано и Брюсселя. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки, получают мощный творческий стимул для реализации в профессии. 

    Сезон 2019/20 был насыщен новыми программами и встречами с выдающимися музыкантами. Оркестр выступал под управлением Александра Лазарева, Владимира Федосеева, Юрия Симонова, Александра Ведерникова, Жан-Кристофа Спинози, Кристиана Ярви, Томаса Зандерлинга, Александра Сладковского, Антонелло Манакорды, Валентина Урюпина, Александра Анисимова, Максима Емельянычева и других дирижеров. В сезоне 2020/21 музыкантов ждут встречи с такими мастерами, как Шарль Дютуа, Пинхас Цукерман, Томас Цетмайр, Василий Петренко, Юлиан Рахлин, Василий Синайский. В числе солистов, выступающих с оркестром и приглашенных к участию в предстоящих программах, – Денис Мацуев, Александр Канторов, Николай Луганский, Вадим Руденко, Александр Романовский, Филипп Копачевский, Вадим Репин, Джессика Пратт, Петр Бечала и многие другие. 

    Репертуар РНМСО пополняется симфониями Бетховена, Берлиоза, Вебера, Брамса, Дворжака, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Малера, сочинениями Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, Тарнопольского, Райха, Циммермана и Адамса, крупнейших мастеров эпохи барокко. В афише сезона 2019/20 появились циклы камерных концертов солистов оркестра «Игры в “классики”» и «Вокруг света с “Молодежкой”». Оркестр начал программу по творческому обмену кадрами с филармониями Ульяновска и Ростова-на-Дону. 

    В 2020 году стартует ряд крупных европейских выступлений РНМСО. В конце ноября Молодежный оркестр участвует в мероприятиях в рамках «Русских сезонов» в Люксембурге и Франции (в Парижской филармонии), за дирижерский пульт встанет Валерий Гергиев, солисты – победители XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского Зенг Юнь (валторна, КНР), София Виланд (флейта), Александр Канторов (фортепиано, Франция) и Сергей Догадин (скрипка). В феврале 2021 года пройдут концерты оркестра под управлением Юлиана Рахлина в крупнейших залах Франкфурта (Альте Опер), Вены (Музикферайн) и Мюнхена (Геркулес-зал).


    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – всемирно известный российский хор, один из старейших художественных коллективов Москвы. 

    В сезоне 2018/19 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории. Предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щелково семейный хоровой ансамбль. На рубеже XIX–XX веков в Москве активно открывались новые творческие объединения: Московский художественный театр, Народный хор Пятницкого. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года также приобрел широкую известность, исполняя духовную музыку, народные песни, хоровые, вокально-симфонические произведения русских и западноевропейских композиторов.

    После революции хор был национализирован советской властью, а в январе 1919 года получил статус Первого государственного хора. Его популярность продолжает расти: коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга». 

    Судьбоносное событие в истории коллектива – назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося дирижера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными русскими композиторами Свиридовым и Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Рубина, Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки. Преемниками Юрлова стали талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов, Станислав Гусев, приумножившие славу хорового коллектива. 

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых программ. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. В юбилейном сезоне 2018/2019 Капелла провела музыкальный фестиваль с концертами в Москве, Севастополе, Кургане, Челябинске, Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, а также во Франции. 

    География гастрольных поездок Капеллы сегодня охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда. Огромный успех имели концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Великобритании, Республике Беларусь, Армении, Польше, Украине, Северной Корее в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей. Среди симфонических дирижеров, работающих с Капеллой – Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Павел Коган, Теодор Курентзис, Сергей Скрипка, Александр Сладковский, Юрий Симонов. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Бортнянского, Березовского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Рахманинова, Свиридова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шостаковича, Шнитке, Канчели, Тавенера. 

    Уникальным проектом Капеллы стала запись антологии хоровых сочинений Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора. В 2019 году проект стал обладателем Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук» в номинации «Хоровые произведения».

    31 мая 2019 года Капелла удостоена Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность». 

    (Пресс-служба Капеллы)

    Александр Анисимов

    Александр Анисимов родился в 1947 году в Москве. Обучался в Московском хоровом училище имени Свешникова, ленинградском Хоровом училище имени Глинки, Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова (класс хорового дирижирования Елизаветы Кудрявцевой), Московской государственной консерватории имени Чайковского (класс оперно-симфонического дирижирования Одиссея Димитриади и Лео Гинзбурга), затем в аспирантуре МГК (класс Геннадия Рождественского).

    Профессиональная карьера музыканта началась в 1975 году в Ленинградском Малом театре оперы и балета имени Мусоргского (ныне Михайловский). В 1980-е сотрудничал с ведущими музыкальными театрами СССР. С 1985 года начал сотрудничать с Ленинградским театром оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский), где дирижировал основными произведениями оперного и балетного репертуара, а также симфоническим оркестром театра. В 1993 году работал с Мстиславом Ростроповичем над «Военным реквиемом» Бриттена в Великобритании и Испании.

    В 1980–1984 и 1989–2003 гг. – главный дирижер Большого театра Беларуси. В 1985–1989 гг. – главный дирижер Пермского театра оперы и балета (осуществил первую в СССР постановку оперы «Огненный ангел» Прокофьева, 1984), в 1998–2001 гг. – Национального симфонического оркестра Ирландии (RTÉ), в 2005–2009 гг. – Филармонического оркестра Пусана (Республика Корея), в 2003–2007 гг. – Ростовского государственного музыкального театра. В 2011–2017 гг. – художественный руководитель и главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета. Самарские спектакли «Пиковая дама» и «Леди Макбет Мценского уезда» в 2016 и 2017 гг. номинировалась на российскую Национальную театральную премию «Золотая маска» и были показаны в Москве; за ростовскую постановку «Леди Макбет Мценского уезда» Анисимов награжден «Золотой маской» в номинации «Опера / работа дирижера» (2005).

    С 2002 года – художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь, с 2003 года – дирижер Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, с 2018 года – также советник генерального директора театра по вопросам перспектив музыкального развития.

    Александр Анисимов выступал в крупнейших театрах мира, среди которых Большой театр России, Театр Колон в Буэнос-Айресе, Карло Феличе в Генуе, Ла Фениче в Венеции, Опера Бастий и Опера Гарнье в Париже, Большой театр Лисео в Барселоне, Государственные оперы Ганновера и Гамбурга, Комише-Опер в Берлине, Гранд Опера в Хьюстоне, Опера Сан-Франциско, Сиднейская опера. Дирижировал многими известными оркестрами России и стран Европы, в том числе – Консертгебау, Роттердамским филармоническим, Симфоническим оркестром Бирмингема, Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, Лондонским симфоническим и др. Признанием мастерства русского дирижера стал подарок Оркестра римской Академии Санта-Чечилия – дирижерская палочка Леонарда Бернстайна.

    Много лет Александр Анисимов сотрудничает с Национальным молодежным оркестром Ирландии, с которым поставил тетралогию «Кольцо нибелунга» Вагнера. Постановка получила ирландскую премию Allianz Business to Arts (2002). Дирижер выступает в Опере Ирландии и на оперном фестивале в Уэксфорде, где дебютировал в 1993 году с оперой «Черевички» Чайковского; является Почетным президентом ирландского Вагнеровского общества. В 2001 году удостоен звания почетного доктора Ирландского национального университета.

    Среди многочисленных записей дирижера – все симфонии, балеты «Раймонда» и «Времена года» Глазунова с Московским симфоническим оркестром (Naxos); все симфонии и поэма «Колокола» Рахманинова с Национальным симфоническим оркестром Ирландии (Naxos); Десятая симфония Шостаковича с Молодежным оркестром Австралии (MELBA); опера «Демон» Рубинштейна с фестиваля в Уэксфорде (Marco Polo); DVD-запись оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в постановке Большого театра Лисео (EMI).

    Заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Беларусь, лауреат Государственной премии Беларуси, лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска», командор французского Национального ордена «За заслуги».

    Илья Кузьмин

    Илья Кузьмин родился в 1972 году. В 2000 году окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Валентины Левко) и был принят в труппу Московского театра «Новая опера» (ныне имени Евгения Колобова) солистом-стажером, затем переведен в основной состав труппы. Дебютировал в партии Гамлета в одноименной опере Тома. Лауреат Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (2003, Санкт-Петербург, III премия), победитель Международного конкурса имени Ганса Габора «Бельведер» (2004, Вена).

    В 2010 году дебютировал в Большом театре России в опере «Волшебная флейта» Моцарта, исполнив партию Папагено. Выступал также на сцене театра Ла Скала (Милан), Берлинской государственной оперы, Пермского театра оперы и балета, Татарского театра оперы и балеты (Казань). Сотрудничает с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Симфоническим оркестром радио «Орфей» и др.

    В репертуаре певца – Мизгирь («Снегурочка» Римского-Корсакова), Онегин («Евгений Онегин» Чайковского), Роберт («Иоланта» Чайковского), Белькоре («Любовный напиток» Доницетти), Дандини («Золушка» Россини), Джанни Скикки в одноименной опере Пуччини (номинация на премию «Золотая маска» в категории «лучшая мужская роль в опере», 2010), Жермон («Травиата» Верди), Оливье («Каприччио» Р. Штрауса), Сильвио («Паяцы» Леонкавалло), Граф Альмавива («Свадьба Фигаро» Моцарта), Фигаро («Севильский цирюльник» Россини), Щелкалов («Борис Годунов» Мусоргского), Елецкий («Пиковая дама» Чайковского), Граф Чепрано, Марулло («Риголетто» Верди), Меркуцио («Ромео и Джульетта» Гуно), Иоканаан («Саломея» Р. Штрауса), Утешительный («Игроки» Шостаковича), Тадеуш («Пассажирка» Вайнберга) и другие оперные партии, а также партии в произведениях кантатно-ораториального жанра, камерная вокальная лирика, различные роли в оригинальных театрализованных представлениях «Новой оперы».

    Принимал участие в записи DVD спектаклей «Новой оперы» «Риголетто», “Bravissimo!”, «Все это – Опера!».

    Рекомендуем к просмотру

    Камерный зал Филармонии

    Яна Иванилова.
    Русские песни и романсы.
    Музыкально-поэтическая панорама
    русской жизни XIX века

    05.04.2019

    В программе:
    А. Гурилев
    «Вам не понять моей печали», «Ты и вы», «Колокольчик», «Матушка-голубушка», «Домик-крошечка», «Разлука», «Песня моряка», «После битвы», «Право, маменьке скажу», «Деревенский сторож»
    Варламов
    «Горные вершины», «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди», «Глаза», «Красный сарафан»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Дню Победы посвящается.
    «Серёжка с Малой Бронной
    и Витька с Моховой...»
    Песни Андрея Эшпая –
    участника Великой Отечественной войны,
    лейтенанта взвода разведки

    08.05.2019

    В программе:
    Эшпай
    (участник Великой Отечественной войны, лейтенанта взвода разведки)

    Праздничная увертюра
    Финал фильма «Майор Вихрь»
    «Каждый день шагают ноги» («Песня о тишине)
    Песня из кинофильма «Майор Вихрь»
    «Рефрен» для большого симфонического оркестра
    Песня об иве
    «Я не знал, я сам не знал…»
    Песня Огонька из кинофильма «Ночной патруль»
    «Ты, только ты!» («Грустных песен ты не пой»)
    «Виден из окна твой дом» («Как же мне тебя понять»)
    Песня из кинофильма «Сибирячка»
    «А снег идёт»
    Песня из кинофильма «Карьера Димы Горина»
    «Спасибо»
    Колыбельная
    «Криницы» - хор a cappella из одноименного фильма
    Увертюра из музыки к фильму «Адъютант его превосходительства»
    «Я сказал тебе не те слова»
    Песня из кинофильма «Исправленному верить»
    «Почему, отчего»
    Песня из кинофильма «Повесть о первой любви»
    «Ах, Одесса моя ненаглядная»
    «Ах, какая драма, пиковая дама»
    Песня из кинофильма «Страницы былого»
    «Ребята настоящие»
    Песня из кинофильма «Исправленному верить»
    «Жила на свете стрекоза»
    Песенка Юлии-Джулии из кинофильма
    «Тень» «Что знает о любви любовь»
    Песня из кинофильма «Трактир на Пятницкой»
    «Разговор с тобой»
    Песня из кинофильма «Давай поженимся»
    «Родное сердце»
    Песня из кинофильма «Седьмое небо»
    «Два берега»
    Песня из кинофильма «Жажда»
    «Зашумит ли клеверное поле». «Москвичи» («Серёжка с Малой Бронной»)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Альба Молина
    Фламенко

    02.07.2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Международный день Музыки.
    К музыке.
    Лауреаты международных вокальных
    конкурсов Елены Образцовой

    Режиссерская версия

    01.10.2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Дню Победы посвящается.
    Андрей Эшпай. Спасибо.
    Народный артист СССР,
    композитор, участник Великой
    Отечественной войны,
    лейтенант взвода разведки

    Режиссерская версия

    09.05.2018

    В программе:
    Эшпай
    Песни «Спасибо», «Москвичи» («Серёжка с Малой Бронной»), «Зашумит ли клеверное поле», «Два берега», «Я не забуду», «Что знает о любви любовь», «Ах! Дым папирос», «Неповторимая весна», «Ты, только ты!», «Почему, отчего», «Ах, Одесса моя ненаглядная», «А снег идёт», «Жила на свете стрекоза», Песня о дружбе («Ребята настоящие»), «Ах, какая драма, пиковая дама», «Я сказал тебе не те слова», «Улицы ждут пустые, тает мгла», «Как же мне тебя понять», Песня о Родине («Я не знал, сам не знал»), «Разговор с тобой», Песня о тишине («Каждый день шагают ноги»), Колыбельная, «Твоя мелодия» - романс Вальс из кинофильма «Им покоряется небо», «Звана», «Александра» (босса-нова), «Андрей и Валентин» - две мелодии, «Эпитафия»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    X юбилейный Большой фестиваль РНО

    21.09.2018

    В программе:
    П. И. Чайковский
    Фрагменты из оперы «Черевички»
    Римский-Корсаков
    Фрагменты из оперы «Ночь перед Рождеством»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Соло со звездой

    21.02.2019

    В программе:
    Мусоргский
    «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки»
    Ария Марфы (Сцена гадания) из оперы «Хованщина»
    Песня Марфы «Исходила младёшенька» из оперы «Хованщина»
    П. И. Чайковский
    «Пляска скоморохов» из музыки к Весенней сказке А.Н.Островского «Снегурочка»
    «Экосез» из оперы «Евгений Онегин»
    Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
    Ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева»
    Римский-Корсаков
    «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
    Третья песня Леля из оперы «Снегурочка»
    Песня Левко из оперы «Майская ночь»
    Дуэт Ганны и Левко из оперы «Майская ночь»
    «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»
    Рахманинов
    «Пляска мужчин» из оперы «Алеко»
    «Не пой, красавица, при мне»
    Городовская
    «У зари-то у зореньки» из Сюиты для русского народного оркестра
    Варламов
    «Вдоль по улице метелица метёт»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    "Мне в холодной землянке тепло..."
    Песни военных лет

    22.02.2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Посвящение Рахманинову

    Режиссерская версия

    05.12.2016

    В программе:
    Рахманинов
    «Дитя! Как цветок, ты прекрасна…», соч. 8, № 2
    «Фонтан», соч.26, № 11
    «В молчаньи ночи тайной», соч. 4, № 3
    «Я опять одинок», соч. 26, № 9
    Прелюдия до-диез минор, соч. 3, № 2
    «Маргаритки» фа мажор, соч. 38, № 3
    Прелюдия ре мажор, соч. 23, № 4
    «Покинем, милая», соч. 26, № 5
    «Вчера мы встретились…», соч. 26, № 13
    «Как мне больно!..», соч. 21, № 12
    «Я был у ней…», соч. 14, № 4
    «Всё отнял у меня…», соч. 26, № 2
    «О, нет, молю, не уходи!», соч. 4, № 1
    «Ночь печальна», соч. 26, № 12
    «Уж ты, нива моя…», соч. 4, № 5
    Этюд-картина ля минор, соч. 39, № 2
    Этюд-картина ми-бемоль минор, соч. 39, № 5
    «Проходит всё…», соч. 26, № 15
    «Не верь мне, друг!», соч. 14, № 7
    «Она, как полдень, хороша», соч. 14, № 9
    «Весенние воды», соч.14, № 11

    Камерный зал Филармонии

    Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков

    13.03.2016