Самарский филармонический оркестр,
    Михаил Щербаков, Александр Гиндин

    15 ноября 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Скрябин
    «Мечты» для оркестра
    Рахманинов
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Римский-Корсаков
    «Шехеразада» – симфоническая сюита

    12+

    Абонемент №22:

    Симфонические шлягеры

    Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии

    Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии – один из ведущих коллективов России. В его 75-летней истории множество значительных событий, среди которых выступления на известных фестивалях, концерты с выдающимися солистами.

    Особенно памятны премьеры симфоний Дмитрия Шостаковича в Куйбышеве: Седьмой в марте 1942 под управлением Самуила Самосуда, а позже – Двенадцатой. Многие отечественные композиторы доверяли исполнение своих сочинений самарскому оркестру. Это Дмитрий Кабалевский, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян, Тихон Хренников, а также Андрей Эшпай, Сергей Слонимский (посвятивший городу Самаре свою Пятую симфонию) и многие другие мастера. Сотрудничать с коллективом продолжают в наши дни молодые композиторы.

    Богатая исполнительская культура оркестра Самарской филармонии сформировалась, в том числе, в тесном контакте с величайшими дирижерами ХХ века. С коллективом работали Вероника Дударова, Кирилл Кондрашин, Роман Матсов, Марк Паверман, Натан Рахлин, Мстислав Ростропович, Евгений Светланов, Абрам Стасевич, Карл Элиасберг, за его пультом стояли Марк Горенштейн, Томас Зандерлинг, Михаил Плетнев, Валерий Полянский, Гинтарас Ринкявичюс, Юрий Симонов, Саулюс Сондецкис и другие прославленные музыканты.

    Неоднократно на одну сцену с оркестром выходили солисты, чье искусство составляет неотъемлемую часть отечественной и мировой музыки: Ирина Архипова, Лазарь Берман, Эмиль Гилельс, Владимир Крайнев, Леонид Коган, Давид Ойстрах, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Даниил Шафран. С коллективом выступали Дмитрий Башкиров, Юрий Башмет, Владимир Виардо, Гарри Гродберг, Гидон Кремер, Елена Образцова, Михаил Плетнев, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков.

    В разное время оркестр возглавляли Борис Берман, Юрий Олесов, Соломон Фельдман, Сергей Дудкин, Геннадий Проваторов и Валентин Нестеров. С сентября 1991 года художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра Самарской филармонии является народный артист России Михаил Щербаков. С его приходом начался новый творческий этап в биографии коллектива. «За время пребывания М. Щербакова на посту главного дирижера оркестр значительно вырос, – отмечал пианист Николай Петров. – Поскольку М. Щербаков не только профессиональный дирижер но и прекрасный профессиональный скрипач, помощь его оркестру трудно переоценить. Сегодня Самарский оркестр по праву считается одним из лучших музыкальных коллективов России. И это стало возможным благодаря умному и высокопрофессиональному руководству М. Щербакова».

    В 1993 году за творческие достижения и мастерство коллективу было присвоено почетное звание «Академического».

    Оркестр выступает на крупных музыкальных фестивалях, традиционно принимает участие в конкурсах молодых пианистов Поволжья имени Дмитрия Кабалевского.

    В 2002 году коллектив под руководством М. Щербакова победил во Всероссийском радиофестивале в номинации «За лучшее творческое прочтение сочинения», представив Вторую симфонию Сергея Рахманинова.

    По приглашению Министерства культуры России Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии во главе с Михаилом Щербаковым выезжал на зарубежные гастроли в Тунис на Международный музыкальный фестиваль в Эль-Джеме (1993) и в Китай на фестиваль, проходивший в Пекине и посвященный творчеству П. И. Чайковского (1994). Затем последовали турне по городам Испании (1996, 2007) и Германии (1997, 2005). Немецкая пресса писала: «Не на берега Волги, не в свою родную Самару – город побратим Штутгарта – перенес слушателей, собравшихся в «Густав Зигль Хаусе», русский дирижер Михаил Щербаков, а на берега прекрасного голубого Дуная в Вену. И сделал это с истинно русским темпераментом, не потеряв при этом ни с чем не сравнимый венский дух». «Русский симфонический оркестр из Самары дал большой концерт в зале католического центра, приуроченный ко Всемирному дню искусства. Его выступление стало кульминацией праздника. В блестящей интерпретации публике были представлены произведения Мусоргского, Мендельсона, и Дворжака – под управлением Михаила Щербакова», – отмечала испанская Diario de Burgos.

    Разнообразны отечественные гастрольные маршруты: коллектив выступал на многих сценах России, в том числе в Москве (1992–1996, 2001), на Кавказских Минеральных Водах (2007), участвовал в культурной программе саммита ЕС в Самарской области (2007). С сезона 2007/08 оркестр активно гастролирует по городам Самарской области.

    Сегодня в составе Академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии около ста музыкантов. Среди них и те, кто не один десяток лет бережно хранит исполнительские традиции коллектива, и молодежь, выпускники Самарской государственной академии культуры и искусств, консерваторий и других высших учебных заведений страны.

    В репертуаре коллектива – практически все крупные произведения русской и западноевропейской классической и современной музыки. В числе творческих проектов оркестра последних лет – циклы абонементов «Симфонические собрания», «Портреты современных композиторов», «На рубеже тысячелетий», «Симфонический вернисаж», «Да ведают потомки православных» (к 2000-летию Рождества Христова), «Шедевры мировой симфонической музыки», музыкальный фестиваль, посвященный 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина и Международный музыкальный фестиваль «Молодые звезды XXI века» – неизменно вызывают интерес слушателей Самарской филармонии.

    «За время пребывания в должности художественного руководителя государственного симфонического оркестра Самарской филармонии ему удалось создать слаженный коллектив, который сочетает в себе высочайший профессионализм, редкое по качеству ансамблевое звучание и обширный репертуарный диапазон. Недаром Михаил Щербаков пользуется заслуженным уважением среди коллег – музыкантов. Его трепетное отношение к детям и, в частности, опыт организации детских абонементов, заслуживают большое человеческое уважение. Благодаря кропотливой деятельности Михаила Щербакова в должности художественного руководителя и главного дирижера, симфонический оркестр Самарской филармонии сегодня по праву считается одним из лучших в России» (Владимир Крайнев).

    Симфоническим коллективом выпущены пластинка и компакт-диски с записью сочинений C. Рахманинова, А. Гильмана, Ж.Массне, Ф.Пуленка, М.Равеля.

    Концерты симфонического оркестра Самарской филармонии постоянно транслируются по телевидению и в радиоэфире.

    Михаил Щербаков

    Михаил Щербаков – народный артист Российской Федерации, художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии.

    Выпускник Средней специальной музыкальной школы при Уральской государственной консерватории (1969), Уральской консерватории имени М. П. Мусоргского (1975, класс скрипки профессора Н. А. Шварца), музыкант 10 лет был концертмейстером оркестра Свердловского академического театра оперы и балета под руководством Е. В. Колобова. Искусство маэстро значительно повлияло на выбор молодым музыкантом своей будущей профессии. В 1982 году М. Щербаков поступил в класс оперно-симфонического дирижирования Уральской консерватории к профессору, народному артисту РФ М. И. Паверману.

    С конца 80-х годов началась дирижерская карьера Михаила Щербакова. Он работал с оркестрами Ярославля, Чечено-Ингушетии, с 1988 по 1993 гг. был художественным руководителем и главным дирижером Камерного оркестра Астраханской государственной филармонии. С его приходом художественный уровень коллектива стремительно вырос: были записаны первая пластинка и компакт-диск, оркестр впервые выступил в Москве и за рубежом, а на афишах его концертов появились имена известных музыкантов – Лазаря Бермана, Михаила Воскресенского, Бориса Гарлицкого, Александра Гиндина, Алексея Наседкина, Алексея Уткина.

    В 1991 году Михаил Щербаков возглавил Симфонический оркестр Самарской государственной филармонии. С первых же дней он зарекомендовал себя высокопрофессиональным музыкантом, вдумчивым интерпретатором и, одновременно, инициатором множества смелых идей, ниспровергателем отживших традиций. «Искусство Щербакова, свободное от грубоватой нарочитости и схематизма, ставших печальными атрибутами современного стиля дирижирования, покоряет одухотворенностью и правдой чувства, позволяющих обнажить подчас скрытые грани музыки. Его самобытный артистизм в сочетании с импульсивностью эмоций вызывает у слушателя состояние, близкое к шоку», – писала о маэстро газета «Экран и сцена».

    По его инициативе в Самаре впервые прошло пять международных фестивалей с участием молодых исполнителей из России, США, Латинской Америки (1991–1994), оркестр записал пластинку с программой произведений американских композиторов (1992), а затем компакт-диск с русской и французской музыкой.

    Михаил Щербаков инициировал гастроли самарского коллектива в Москве. В 1993 году оркестр под его управлением был удостоен почетного звания «Академического».

    Снискав авторитет отличного организатора и инициатора масштабных музыкальных акций, нестандартного интерпретатора отечественной и зарубежной музыки, в 90-е годы дирижер добился организации в Самаре Благотворительного фонда «Симфонический оркестр» и Попечительского совета во главе с губернатором области К. А. Титовым, куда вошли и самарские филиалы российских коммерческих банков, крупные предприятия города.

    Михаил Щербаков постоянно исполняет с оркестром премьеры произведений самарских и современных отечественных композиторов, среди которых Александр Бердюгин, Вадим Биберган, Марк Левянт, Сергей Слонимский, Александр Чайковский и многие другие авторы, в том числе классик ХХ века Эдисон Денисов. В сезоне 1997/98 маэстро и его оркестр представили цикл концертов «Портреты современных композиторов» с участием самих авторов, которые дали высокую оценку интерпретациям своих сочинений. Прозвучали произведения Александра Бердюгина, Сергея Слонимского, Тихона Хренникова, Александра Чайковского, Родиона Щедрина. Крупнейшие российские композиторы не раз отмечали высокий исполнительский уровень самарского коллектива под управлением Михаила Щербакова:

    «Великолепно играл оркестр под руководством талантливейшего дирижера Михаила Щербакова. Моя третья симфония, фортепианный и скрипичный концерты прозвучали ярко, блестяще, что говорит о прекрасном состоянии оркестра и работе с оркестром его руководителя М. Щербакова» (Тихон Хренников).

    «Михаил Александрович Щербаков – замечательный дирижер. Музыкант, обладающий глубокой эрудицией, широким кругозором и подлинным артистизмом. Высочайший профессионализм позволяет ему решать самые смелые творческие задачи. Его репертуар огромен и разнообразен. Его выступления всегда горячо воспринимаются слушателями. Не могу не выразить восхищения его работой над моими сочинениями, в каждом из которых он нашел именно то, что задумывалось самим автором» (Андрей Эшпай).

    Дирижер сотрудничал с выдающимися мастерами исполнительского искусства – Ириной Архиповой, Владимиром Крайневым, Николаем Петровым, Мстиславом Ростроповичем, постоянно выступает с такими яркими музыкантами, как Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Николай Путилин, Виктор Третьяков.

    Вместе с тем, Михаил Щербаков стремится познакомить самарских любителей музыки с молодыми силами отечественной академической сцены, приглашая к участию в программах Самарской филармонии лауреатов международных конкурсов, в том числе Конкурса имени П. И. Чайковского. Среди них – Александр Гиндин, Хибла Герзмава, Дженнифер Ко, Елена Манистина, Денис Мацуев, Николай Саченко, Денис Шаповалов и многие другие исполнители.

    Талант Михаила Щербакова самобытен. Своим темпераментом и неудержимой творческой энергией он буквально взрывает устоявшиеся шаблоны. Его трактовки будят воображение, кардинально меняя слушательское восприятие. Обычные будни российской глубинки он намеренно превращает в бьющее через край музыкальное празднество, поскольку не географическое положение определяет музыкальный центр страны, а человек и дирижер, умело находящий путь от исполнителя к слушателям. «Их дирижер – Михаил Щербаков (высокий, элегантный, с огромными черными кудрями) проник в суть произведения. Он создавал у нас на глазах необыкновенный образ движениями рук, пальцев, всего тела. Музыканты схватывали его мысль и зажигались. Результат был феноменален. Мы слышали такого великого Чайковского, которого любят меломаны», – писала газета «Культура».

    Музыкант успешно гастролировал в Москве с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского и с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова. Его неоднократно приглашали на гастроли за рубеж: в Германию, Великобританию, Канаду, США, на Кубу.

    В 1992 году Михаил Щербаков удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации», в 2001 году – «Народный артист Российской Федерации». В 2003 году он стал лауреатом Всероссийской газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер года».

    Александр Гиндин

    Один из самых талантливых и самобытных российских пианистов, Александр Гиндин родился в 1977 году в Москве. Учился в ДМШ № 36 имени В. В. Стасова (класс К. И. Либуркиной), затем в ЦМШ при Московской консерватории. В 1994 году окончил ЦМШ, в 1999 году — Московскую консерваторию в классе профессора М. С. Воскресенского.

    В 1994 году, в возрасте 17 лет, стал лауреатом IV премии Х Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 1999 году получил II премию на Международном конкурсе пианистов имени Королевы Елизаветы в Брюсселе. В 2007 году победил на Международном конкурсе пианистов в Кливленде (США), «показав такое высочайшее мастерство, которое делает каждое его выступление особенным и незабываемым» (Art and Life), и получил ангажемент более чем на 50 концертов в США. В июле 2010 года завоевал I премию на Первом международном конкурсе пианистов Санта-Катарина (Флорианополис, Бразилия).

    С 2003 года Гиндин преподает в Московской консерватории. Проводит мастер-классы в Японии, США, Греции (в частности, в июле 2013 года на о. Родос), Латвии, России. Член жюри Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» (Москва, 2004, 2006, 2009, 2011), I Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2010), Международного конкурса пианистов в Кливленде (США, 2011), в городе Эпиналь (Франция, 2013) и других творческих смотров.

    В 2000 году был создан дуэт Николай Петров – Александр Гиндин. За 11 лет существования этим камерным ансамблем исполнены многочисленные сольные и оркестровые концертные программы, малоизвестные сочинения и мировые премьеры. Состоялось более 100 концертов в городах России, ближнего и дальнего зарубежья, записано 6 компакт-дисков. Творческая деятельность дуэта имела огромное значение для российской культуры тех лет.

    Среди партнеров Александра Гиндина по камерному музицированию — Владимир Спиваков, Александр Рудин, Борис Березовский, Кун Ву Пек, Оливье Латри, Сиприен Катсарис, Алексей Уткин, Александр Чаушян, Мария Гулегина, Хибла Герзмава, Государственный квартет имени Бородина, Квартет имени Вацлава Талиха (Чехия).

    Пианист успешно гастролирует в России и за ее пределами. Он выступал с такими оркестрами, как Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, Российский национальный оркестр, камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Оркестр Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата», Оркестр Парижа, Бельгийский национальный оркестр, Немецкий симфонический оркестр Берлина, Роттердамский филармонический оркестр, филармонические оркестры Лондона, Хельсинки, Люксембурга, Льежа, Фрайбурга, Монте-Карло, Мюнхена, Зальцбургская Камерата, ведущие симфонические оркестры Японии и многие другие коллективы.

    Среди дирижеров, с которыми сотрудничал пианист — Владимир Ашкенази, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Владимир Минин, Арнольд Кац, Юрий Симонов, Дмитрий Китаенко, Фуат Мансуров, Василий Синайский, Александр Лазарев, Саулюс Сондецкис, Алан Гилберт, Кшиштоф Пендерецкий, Пааво Ярви, Джеймс Де Прист, Леонард Слаткин, Луи Лангре, Элиаху Инбал, Артур Фаген, Давид Шаллон, Юозас Домаркас, Дмитрий Юровский и другие.

    Александр Гиндин — постоянный участник международных музыкальных фестивалей. В их числе российские фестивали «Русская зима», «Звезды в Кремле», «Новый век российского пианизма», «Владимир Спиваков приглашает», «Кремль музыкальный», Международный фестиваль искусств имени А. Д. Сахарова; Шведский Королевский фестиваль в Стокгольме, Фестиваль имени Робера Казадезюса в Лилле, Фестиваль Владимира Спивакова в Кольмаре, Фестиваль Радио Франции, «Восходящие звезды» (Польша), «Дни русской культуры в Моравии» (Чехия), Рурский фортепианный фестиваль и Bad Kissengen Sommer (Германия), Folle journee («Безумный день») в Нанте, фестивали в Охриде, Дубровнике, Шанхае, Эхтернахе, Ла Рок д'Антероне, Брюсселе, Лиможе, Кракове, Риме, на Сицилии и другие.

    Музыкант имеет записи на телевидении и радио России, Бельгии, Германии, Швеции, Франции, Люксембурга, Польши, США, Японии. Записал 24 компакт-диска в сотрудничестве с ведущими фирмами России, Франции, Великобритании, Германии, Финляндии, Японии, в числе которых Decca, Capriccio, Ondine, Tri-M Classics, «Русский сезон» (российский партнер Le Chante du Monde), DML, CD Accord, Naxos и другие.

    В 2008 году Александр Гиндин организовал уникальный проект «Квартет роялей». За пять лет существования проекта в нем участвовали Екатерина Мечетина, Сергей Кудряков, Киприан Катсарис, Дэвид Лайвли, Фазиль Сай, Алексей Володин, Константин Лившиц и другие пианисты из Франции, США, Греции, Голландии, Турции и России. Концерты прошли в Москве (в Большом зале Московской консерватории и Светлановском зале Дома музыки), Перми, Баку, Динаре (Франция), Стамбуле, Анталии и Измире (Турция).

    1 ноября 2011 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялся Благотворительный концерт-акция «Музыканты за Мир». В этом событии, проходившем при поддержке Синодального отдела Русской Православной Церкви и по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, участвовало 13 пианистов из разных стран мира, которые играли на четырех роялях.

    27 марта 2012 года в Москве, в театре имени Вахтангова прошла премьера спектакля «Бесы» Достоевского в постановке Юрия Любимова – на сцене режиссер поместил рояль, а в исполнении Александра Гиндина звучала музыка И. Стравинского и В. Мартынова.

    С августа 2012 года Александр Гиндин — художественный руководитель ансамбля солистов «Эрмитаж».

    В ноябре 2013 года в Страсбурге (Франция) пианист впервые исполнил Концертино польского композитора В. Шпильмана и Концерт № 1 для фортепиано с оркестром А. Мосолова с Филармоническим оркестром Страсбурга (проект «Сочинения композиторов — жертв политических репрессий», дирижер Марко Летонья).

    Александр Гиндин удостоен почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации».