В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
20 декабря 2022
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетДревнерусские рождественские песнопения
Шютц
«История Рождества»
В начале нынешнего года 100-летие отметил Персимфанс – Первый симфонический ансамбль без дирижера. Завершая юбилейный год, Персимфанс в содружестве с Андреем Котовым – создателем и художественным руководителем ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» – представляет новую программу. В ней сопоставляются православная и лютеранская музыкальные традиции: древнерусские рождественские песнопения – и шедевр западноевропейского барокко, «История Рождества» Генриха Шютца.
Новый проект Персимфанса рожден важной гуманистической идеей – идеей объединения людей на территории искусства вопреки границам разных конфессий, стран, эстетических ориентиров и музыкальных стилей. В преддверии Рождества артисты Персимфанса расскажут одну из самых важных для человечества историй на языке двух культур – русской православной и европейской лютеранской.
«Мы давно хотели создать “русскую мессу” – составить из ранней богослужебной музыки концертную форму, ораторию, – рассказывает контрабасист Григорий Кротенко, один из участников и идеологов Первого симфонического ансамбля. – Старинная духовная музыка русского православия ничем не уступает лютеранской и католической. Но места на современной концертной сцене, сравнимого с занимаемым ораториями Баха, Генделя, не имеет. На наш взгляд, несправедливо».
В первом отделении программы прозвучит «русская месса» – архаичная рождественская служба, составленная из высоких образцов древнерусских богослужебных песнопений. Во втором слушателей ждет «История Рождества» Генриха Шютца, одного из великих предшественников Иоганна Себастьяна Баха. Выдающийся образец музыки раннего барокко – предтеча баховских «Страстей» – будет исполнен музыкантами Персимфанса на исторических инструментах.
Андрей Котов – руководитель московского ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин», исследователь фольклора, педагог. Один из основателей современного российского фолк-движения. Родился в 1959 году в Москве. Предки музыканта – выходцы из Сибири и центральной России – привезли с собой в столицу традицию многоголосного народного пения. С детства Андрей пел в хоре и играл в оркестре народных инструментов на балалайке, домре и контрабасе.
С 1978 года обучался в Музыкальном училище имени Гнесиных как руководитель народного хора, затем дирижер академического хора; вскоре организовал свой первый фольклорный ансамбль и начал работать в Первой студии Ансамбля под руководством Дмитрия Покровского. В 1970–1980-е годы активно работал как фольклорист, регулярно ездил в экспедиции к донским казакам, мастерам народного пения юга России (Курская, Белгородская области), изучал старообрядческую культуру и традиции исполнения духовных стихов.
После окончания училища продолжил образование в Государственном музыкально-педагогическом институте (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных на дирижерско-хоровом факультете. В составе Ансамбля Дмитрия Покровского – как певец и инструменталист – дал множество концертов, снимался в кино, принимал участие в театральных постановках. В 1986–1987 гг. работал в студии Ансамбля Покровского при МГУ, где начала формироваться его собственная система работы со звуком, ритмом и движением.
В 1989 году Андрей Котов организовал ансамбль древнерусской музыки «Сирин», став его бессменным руководителем и создателем множества авторских программ. В работе с «Сирином» Андрей Котов использует опыт, накопленный в экспедиционной работе, концертной деятельности в составе Ансамбля Покровского, опыт работы с ведущими музыкантами, композиторами и режиссерами. Под руководством Андрея Котова «Сирин» много выступает, находится в постоянном поиске, возрождая древние произведения и создавая новые формы, которые вызывают живой интерес ведущих современных композиторов, среди которых Владимир Мартынов, Павел Карманов, Александр Бакши и другие.
Андрей Котов ведет также активную педагогическую деятельность, продолжает работать с фольклорными коллективами, проводит мастер-классы и тренинги для профессиональных исполнителей в России и за рубежом.
Первый симфонический ансамбль, или Персимфанс, был основан
по инициативе Льва Цейтлина в 1922 году. Ученик Леопольда Ауэра и Эжена Изаи,
Цейтлин был не только выдающимся солистом-скрипачом, но и признанным лидером
симфонических коллективов. Цейтлина называли «лучшим концертмейстером Европы»:
он играл первую скрипку в парижском оркестре Колонна, в частном оркестре Сергея
Кусевицкого и в Большом театре. Профессор Московской консерватории Цейтлин
долгие годы заведовал кафедрой скрипки.
Персимфанс, московский оркестр без дирижера, очень быстро завоевал мировую славу как один из лучших симфонических коллективов своего времени. В подражание и по образцу Персимфанса в 1920-е годы были организованы симфонические ансамбли не только в СССР, но также в Нью-Йорке (American Symphony Ensemble) и Лейпциге (оркестр Гевандхауcа несколько сезонов выступал без дирижера).
Оркестр стал главной культурной достопримечательностью столицы СССР. Отто Клемперер во время своего визита в Москву побывал на концерте Персимфанса, в котором исполнялась «Патетическая» симфония Чайковского: «Это самое совершенное исполнение, которое я только слышал. Если дело так пойдет и дальше, то вскоре мы, дирижеры, вынуждены будем искать себе другое призвание».
К своему пятилетию Персимфанс получил почетное звание «Заслуженный коллектив Республики» и Премию Правительства. Ансамбль давал свыше 70 концертов в сезон, выступал не только в Большом зале консерватории, на своей «домашней» площадке, но и в соседнем с консерваторией Театре Революции, в цехах заводов и на открытом воздухе в Сокольниках. В том же 1927 году концерты Персимфанса начали транслировать по Всесоюзному радио. Аудиозаписи Персимфанса 1920–30-х годов пока не обнаружены. Персимфанс можно увидеть на кинопленке: репетиция Третьего фортепианного концерта Прокофьева с автором за роялем. Именно по приглашению Персимфанса эмигрант Прокофьев приехал в Советский Союз в 1927 году впервые после отъезда за границу десятью годами ранее.
В 1933 году, когда идеи самоорганизации коллектива начали противоречить авторитарным доктринам тоталитаризма, деятельность ансамбля была прекращена и возобновилась лишь в 2009 году. Сегодня Персимфанс вновь состоит из музыкантов, ищущих новые подходы в исполнительском искусстве и находящих их в принципе ансамблевой игры и в коллективной интерпретации симфонических сочинений. Персимфанс выступает не только с концертными программами. Под его эгидой проводятся выставки, публичные лекции, театральные спектакли. Различные инициативы Персимфанса были отмечены Гран-при премии Курёхина в области современного искусства, национальной театральной премией «Золотая маска». Гастрольные выступления коллектива в новейшей истории проходили во Франции, Норвегии и Германии.
В Москве и Дюссельдорфе в 2017 году прошли совместные акции Персимфанса и Дюссельдорфского симфонического оркестра, приуроченные к 100-летию русской революции, – «Саунд Утопии» и «Нечеловеческая музыка». Сотрудничество двух оркестров продолжилось в 2019 году совместным исполнением «Симфонических танцев» Рахманинова в Московском концертном зале «Зарядье» в рамках Дней Дюссельдорфа в Москве.
В июне 2020 года звукозаписывающая фирма «Мелодия» выпустила совместный альбом Персимфанса и скрипачки Алёны Баевой с концертами Шумана и Мендельсона (авторская версия 1844 года). К 100-летию Российского академического молодежного театра (РАМТ) в мае 2021 года был выпущен спектакль «Петя, Волк и Володя-музыкант», жанр которого постановщики Егор Перегудов и Пётр Айду обозначили как «симфонический цирк». Музыканты Персимфанса не только играют в нем симфонические сказки Прокофьева («Петя и волк») и Леонида Половинкина («Володя-музыкант» исполняется спустя 85 лет забвения), но и выступают как драматические артисты и выполняют акробатические трюки.