Оркестр Московской филармонии, Даниэле Гатти : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Оркестр Московской филармонии,
    Даниэле Гатти

    27 сентября 2019, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Моцарт
    Симфония № 34 до мажор, К 338
    Шостакович
    Симфония № 5 ре минор, соч. 47

    12+

    Купить билеты

    Абонемент №13:

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром выступали практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Артуро Бенедетти Микеланджели, Мстислав Ростропович, Артур Рубинштейн, Маурицио Поллини, Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Маурицио Поллини, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Ирина Архипова и многие другие.

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).

    Новый этап в истории оркестра начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни: при его участии проходят выступления звезд мировой оперы, концертные исполнения популярных и малоизвестных опер, крупнейшие музыкальные форумы. Оркестр участвовал в Международном конкурсе имени Чайковского (в 2007 году аккомпанировал вокалистам, в 2015 – скрипачам), в Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». Часто выступает в городах России, успешно гастролирует в Испании, Великобритании, Японии, Гонконге, Республике Корея.

    В 2013 году Юрий Симонов и оркестр совместно с Государственным академическим русским хором имени Свешникова осуществили новую запись Гимна Российской Федерации. В 2014 году участвовали в торжественном открытии Концертного зала имени Рахманинова «Филармонии-2» и вместе с Денисом Мацуевым открыли концертом в Концертном зале имени Чайковского Всероссийский виртуальный концертный зал. Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» прославленный коллектив постоянно сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов.

    Деятельность дирижера и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр».

    Среди постоянных партнеров оркестра – выдающиеся солисты современности: Валерий Афанасьев, Борис Березовский, Николай Луганский, Алексей Любимов, Олег Майзенберг, Алексей Володин, Юйцзя Ван, Лукас Генюшас, Барри Дуглас, Джон Лилл, Марк-Андре Амлен, Александр Романовский, Виктор Третьяков, Дмитрий Ситковецкий, Максим Венгеров, Виктория Муллова, Вадим Репин, Акико Суванаи, Никита Борисоглебский, Сергей Крылов, Юлиан Рахлин, Борис Белкин, Юрий Башмет, Борис Андрианов, Давид Герингас, Сергей Ролдугин, Александр Князев, Лора Клейкомб, Анна Аглатова, Вероника Джиоева, Хибла Герзмава, Патриция Чьофи, Василий Ладюк, Суми Чо; дирижеры Марис Янсонс, Александр Лазарев, Семён Бычков, Александр Ведерников, Александр Дмитриев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Лучано Акочелла, Леонард Слаткин, Михаэль Гюттлер и другие.

    В последние годы оркестр представил ряд московских, российских и мировых премьер, среди которых «Реквием для Ларисы» Сильвестрова, «Итайпу» Гласса, Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром Пендерецкого, Симфония №27 («Лирическая») Слонимского, «Реквием Принцессы Гальяни» Тищенко, ряд сочинений Геннадия Гладкова и Софии Губайдулиной. Событием стала мировая премьера Концерта для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» – коллективного сочинения десятерых современных композиторов, посвященного газете «Музыкальное обозрение». Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.

    В сезоне 2018/19 оркестр выступает в различных залах Москвы, а также в Ярославле, Вологде, Череповце, Самаре, Саранске, Ульяновске и в городах Южной Кореи, участвует в XIX Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик», аккомпанирует выступлениям скрипачей на III туре XVI Международного конкурса имени Чайковского.

    Даниэле Гатти

    Даниэле Гатти родился в 1961 году в Милане. Окончил Миланскую консерваторию имени Джузеппе Верди по классам композиции и оперно-симфонического дирижирования. Впервые выступил за дирижерским пультом в родном городе в 1982 году (в опере «Жанна д’Арк» Верди). В последующие несколько лет выступал в различных театрах Италии, в 1988 году дебютировал в Ла Скала с одноактной оперой «Случай делает вором» Россини.

    В начале 1990-х годов последовали дебюты дирижера в Лирической опере Чикаго, лондонском Королевском театре Ковент-Гарден, Метрополитен-опере в Нью-Йорке. В 1997 году он был назначен музыкальным руководителем Театро Комунале в Болонье. В те же годы Гатти начал активную деятельность симфонического дирижера. В 1992–1997 гг. возглавлял оркестр Национальной академии Санта-Чечилия в Риме. С 1994 года –приглашенный дирижер Королевского филармонического оркестра (Лондон), в 1996–2009 гг. – главный дирижер коллектива. В 2008–2016 гг. – главный дирижер Национального оркестра Франции, в 2009–2012 гг. – Цюрихской оперы.

    В 2016–2018 гг. возглавлял Королевский оркестр Консертгебау в Амстердаме, с которым гастролировал в Южной Корее, Японии, США. В 2016 году инициировал трехгодичный цикл программ RCO Meets Europe («Оркестр Консертгебау встречается с Европой»), включавший концерты во всех 28 странах Европейского Союза. В рамках цикла был организован  проект «Рука об руку», давший возможность музыкантам из местных молодежных оркестров выступить с артистами оркестра Консертгебау под управлением Даниэле Гатти.

    Среди наиболее значительных работ дирижера в опере – «Фальстаф» Верди (Лондон, Милан и Амстердам, режиссер Роберт Карсен); «Парсифаль» Вагнера (открытие Байройтского фестиваля – 2008, режиссер Стефан Херхайм; Метрополитен-опера, режиссер Франсуа Жирар); «Травиата», «Дон Карлос» и «Фальстаф» Верди, «Лоэнгрин» и «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера, «Лулу» и «Воццек» Берга в Ла Скала; «Электра» Р. Штрауса, «Богема» Пуччини, «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера и «Трубадур» Верди на Зальцбургском фестивале. В прошлых сезонах при участии маэстро состоялись постановки «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси на фестивале «Флорентийский музыкальный май», «Саломеи» Р. Штрауса в Национальной опере в Амстердаме, «Тристана и Изольды» Вагнера в Римской опере и Театре Елисейских Полей в Париже. В Римской опере он представил также драматическую легенду «Осуждение Фауста» Берлиоза и оперу «Риголетто» Верди. 

    Как симфонический дирижер Гатти заслужил реноме авторитетного интерпретатора симфоний Малера и Чайковского, музыки начала и первой половины ХХ века (Дебюсси, Стравинского, Бартока, Респиги, Прокофьева). В 2005 году наряду с Зубином Метой и Кристианом Тилеманом Гатти он участвовал в концерте, посвященном 50-й годовщине открытия Венской государственной оперы после реконструкции. Постоянно сотрудничает с известными оркестрами Германии (коллективы Берлинской филармонии, лейпцигского Гевандхауса, Баварского радио, Дрезденская капелла), США (Чикагский, Кливлендский, Нью-Йоркский), Вены, Лондона и многими другими. С 2016 года преподает в Музыкальной академии Киджи в Сиене, является дирижером и художественным консультантом Малеровского камерного оркестра. В декабре 2018-го назначен музыкальным руководителем Римской оперы (контракт заключен на три года).

    В числе ангажементов 2019 года – концерты с оркестрами Национальной академии Санта-Чечилия, Баварского радио, Римской оперы, лейпцигского Гевандхауса, Филармоническим оркестром Ла Скала, Берлинским филармоническим оркестром, хором и оркестром фестиваля «Флорентийский музыкальный май». В планах на ближайший сезон также выступления с оркестрами RAI в Турине и театра Сан-Карло в Неаполе, оркестром Итальянской Швейцарии, «Моцарт-оркестром» в Лугано, Национальным оркестром Франции, Малеровским камерным оркестром, новая постановка оперы Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» в Ла Скала, премьеры опер «Сицилийская вечерня» Верди, «Капулети и Монтекки» Беллини и «Похождения повесы» Стравинского в Риме.

    В дискографии дирижера – более 75 записей, выпущенных под лейблами Sony Classical, Decca, Harmonia Mundi, Conifer, BMG, RCA Red Seal и др. Среди них симфонии Малера и Чайковского; оркестровые произведения Баха, Моцарта, Берлиоза, Дебюсси, Стравинского, Прокофьева, Респиги, Бартока, Берга; оперы Россини («Армида»), Р. Штрауса («Саломея», «Электра»), Вагнера («Парсифаль», «Нюрнбергские майстерзингеры»), Верди («Фальстаф», «Симон Бокканегра», «Дон Карлос», «Аида»), Пуччини («Богема»), Шёнберга («Моисей и Аарон»). 

    В 2004 и 2015 гг. Даниэле Гатти был удостоен Премии Франко Аббьяти (премия в области академической музыки, присуждаемая итальянской Национальной ассоциацией музыкальной критики), в 2016 году стал кавалером ордена Почетного легиона за заслуги на посту музыкального руководителя Национального оркестра Франции. 

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    20 декабря в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    4 марта в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    23 апреля в 19:00