Александр Чайковский: «НЕдетские сказки»

    17 января 2010

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда

    Исполнители:

    Алексей Мочалов (бас)
    Анатолий Богомолов (тенор)

    Солисты Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П.Осипова:
    Евгений Волчков (домра)
    Юлия Неверова (домра альт)
    Данил Стаднюк (баян)
    Алексей Воробьёв (балалайка контрабас)

    Режиссёры-постановщики:
    Мария Катомина
    Радомира Ползунова

    В программе:

    Александр Чайковский
    Александр Пушкин
    «Мотя и Савелий – Моцарт и Сальери» /Московская премьера/
    «Царь Никита и сорок его дочерей»

    (Только для взрослых)

    17 января в Камерном зале Московской филармонии в концерте «НЕдетские сказки» будут представлены 2 камерные оперы Александра Чайковского на сюжеты произведений А.С.Пушкина: «Царь Никита и сорок его дочерей» и «Мотя и Савелий» (московская премьера). Это первый концерт абонемента «Камерные оперы в Камерном зале».

    Идею положить на музыку «Царя Никиту и сорок его дочерей» Александру Чайковскому подсказали музыканты «Терем-Квартета», они же и первые исполнители. О чем нескромная сказка Пушкина – знает каждый школьник. Написать оперу на этот фривольный сюжет к 200-летию символа русской словесности было чистой воды хулиганством и абсолютно в духе композитора Александра Чайковского. Хотя в этой сказке, написанной 22-летним повесой, во время первой ссылки в Одессе, нет ни одного неприличного слова, только смыслы. После премьеры в 1997 году опера «Царь Никита и сорок его дочерей» исполнялась много раз во «фрачных» и сценических версиях, был и кукольный вариант. А в 1999 году в рамках торжеств, посвященных юбилею А.С.Пушкина, опера была представлена в Сент-Джеймском дворце перед принцем Чарльзом. Для этого представления был даже сделан специальный эквиритмический перевод, чтобы для принца в поэзии Пушкина не осталось непонятных мест.

    «Мотя и Савелий», написанная тоже по подсказке «Терем-Квартета» после успеха «Царя Никиты…», по сути музыкантский капустник. По сюжету два деклассированных элемента из бывших музыкантов разговаривают друг с другом текстами пушкинского «Моцарта и Сальери», причем текст идет с конца на начало, не теряя при этом логики развития. У Пушкина Моцарт и Сальери выпивают по ходу действия, Мотя и Савелий А.Чайковского тоже не отказываются от этого драматургического приема.

    17 января в Камерном зале Московской филармонии обе оперы будут впервые исполнены не музыкантами «Терем-Квартета». А.Чайковский доверил их ансамблю солистов Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П.Осипова. Солисты – Алексей Мочалов (бас) и Алексей Богомолов (тенор). Постановка выпускницы РАТИ (ГИТИС) Радомиры Ползуновой.

    В рамках абонемента «Камерные оперы в Камерном зале» также будут представлены 17 февраля опера Игоря Егикова «Страсти по Живаго» к 120-летию со дня рождения Бориса Пастернака по мотивам романа «Доктор Живаго», московская премьера «Витамина роста» Леонида Десятникова, камерная опера для четырех солистов и фортепиано по Олегу Григорьеву, автору стихов про «маленького мальчика», и «Тщета золота» Бенджамина Бриттена.

    Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П.Осипова

    Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова является одним из самых известных и авторитетных оркестров мира. В 2014 году прославленному коллективу исполнилось 95 лет.

    Оркестр был создан в 1919 году. Этот период совпал с растущим интересом к возрождению русского народного музыкального искусства. У истоков коллектива стояли выдающиеся музыканты: балалаечник Борис Трояновский (1883-1951) и домрист Пётр Алексеев (1892-1960). Именно они стали руководителями молодого оркестра, первый концерт которого состоялся в Москве в саду «Эрмитаж». Уже очень скоро ему аплодировали на многих ведущих концертных площадках нашей страны.

    Б. Трояновский и П. Алексеев заложили основы оркестрового исполнительского мастерства, которое с годами совершенствовалось и развивалось. В дальнейшем коллективом руководили многие талантливые музыканты: Николай Голованов (1891-1953), братья Николай (1901-1945) и Дмитрий (1909-1954) Осиповы, Виктор Смирнов (1904-1995), Виталий Гнутов (1926-1976), Виктор Дубровский (1927-1994), Анатолий Полетаев (род. в 1935), Николай Калинин (1944-2004), Владимир Понькин (род. в 1951). С 2009 года оркестр возглавляет народный артист России, профессор, лауреат Премии Правительства РФ Владимир Андропов. Годы сотрудничества с мастерами высочайшего уровня сформировали особый почерк оркестра, который сделал его узнаваемым среди других и принёс ему мировую известность.

    Оркестр носит имя выдающегося советского музыканта Николая Петровича Осипова. Его работа в оркестре (1940-1945) ознаменовала совершенно новый этап в творческой жизни коллектива. Этот период совпал с началом Великой Отечественной войны. В июне 1941 года оркестр расформировали. Практически все артисты были призваны в армию и ушли на фронт. Именно Н. П. Осипов в те сложные годы занимался восстановлением коллектива, разыскивая оркестрантов по фронтам Великой Отечественной войны, что позволило оркестру продолжить своё существование. Впоследствии Н.П. Осипову удалось открыть слушателям богатство и уникальность звучания русского народного оркестра, для которого практически не существует репертуарных ограничений. Своим ярким и самобытным звучанием оркестр привлёк внимание ведущих советских композиторов (Н. Будашкина, А. Новикова, А. Холминова и др.), обогативших репертуар коллектива оригинальными сочинениями.

    В 1946 г. оркестру присвоено имя Н. П. Осипова. В 1969 г. коллектив получил почётное звание «академический».

    В результате многолетней концертной практики оркестр сформировал вокруг себя дружную и творческую атмосферу. Коллектив постоянно сотрудничает как с ведущими музыкантами — певцами, инструменталистами, композиторами и дирижёрами, так и с молодыми исполнителями. В разные годы с оркестром выступали выдающиеся мастера: дирижёры Н. Аносов, А. Гаук, В. Дударова, Г. Рождественский, В. Федосеев; певцы И. Архипова, И. Богачёва, О. Воронец, Л. Зыкина, Л. Русланова, А. Стрельченко, Е. Нестеренко, З. Соткилава, Б. Штоколов, А. Эйзен, Д. Хворостовский, В. Маторин; исполнители на народных инструментах В. Городовская (гусли), А. Цыганков (домра), балалаечники П. Нечепоренко, М. Рожков, А. Тихонов, А. Горбачёв и многие другие музыканты.

    Оркестр имени Н. П. Осипова ведёт активную творческую и просветительскую деятельность в лучших концертных залах Москвы, России и других стран. Ему рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Германии, Греции, Голландии, Дании, Канаде, Корее, Мексике, Новой Зеландии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. Каждый сезон отмечен появлением совершенно новых концертных программ, как для взрослых, так и для самых юных зрителей. Так, в Концертном зале имени П. И. Чайковского за последние несколько лет оркестром было подготовлено более 60 новых программ, многие из которых стали крупными событиями культурной жизни России. Одна из них — абонемент для детей «Забавный профессор» — была удостоена Премии правительства Российской Федерации.

    Уникальное звучание народных инструментов, культура звука, высочайший уровень профессионального исполнительского мастерства позволяют оркестру занимать почётное место в ряду ярчайших явлений русского искусства.