Александр Чайковский: «НЕдетские сказки» : Московская государственная академическая филармония

    Александр Чайковский: «НЕдетские сказки»

    17 января 2010

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда

    Исполнители:

    Алексей Мочалов (бас)
    Анатолий Богомолов (тенор)

    Солисты Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П.Осипова:
    Евгений Волчков (домра)
    Юлия Неверова (домра альт)
    Данил Стаднюк (баян)
    Алексей Воробьёв (балалайка контрабас)

    Режиссёры-постановщики:
    Мария Катомина
    Радомира Ползунова

    В программе:

    Александр Чайковский
    Александр Пушкин
    «Мотя и Савелий – Моцарт и Сальери» /Московская премьера/
    «Царь Никита и сорок его дочерей»

    (Только для взрослых)

    17 января в Камерном зале Московской филармонии в концерте «НЕдетские сказки» будут представлены 2 камерные оперы Александра Чайковского на сюжеты произведений А.С.Пушкина: «Царь Никита и сорок его дочерей» и «Мотя и Савелий» (московская премьера). Это первый концерт абонемента «Камерные оперы в Камерном зале».

    Идею положить на музыку «Царя Никиту и сорок его дочерей» Александру Чайковскому подсказали музыканты «Терем-Квартета», они же и первые исполнители. О чем нескромная сказка Пушкина – знает каждый школьник. Написать оперу на этот фривольный сюжет к 200-летию символа русской словесности было чистой воды хулиганством и абсолютно в духе композитора Александра Чайковского. Хотя в этой сказке, написанной 22-летним повесой, во время первой ссылки в Одессе, нет ни одного неприличного слова, только смыслы. После премьеры в 1997 году опера «Царь Никита и сорок его дочерей» исполнялась много раз во «фрачных» и сценических версиях, был и кукольный вариант. А в 1999 году в рамках торжеств, посвященных юбилею А.С.Пушкина, опера была представлена в Сент-Джеймском дворце перед принцем Чарльзом. Для этого представления был даже сделан специальный эквиритмический перевод, чтобы для принца в поэзии Пушкина не осталось непонятных мест.

    «Мотя и Савелий», написанная тоже по подсказке «Терем-Квартета» после успеха «Царя Никиты…», по сути музыкантский капустник. По сюжету два деклассированных элемента из бывших музыкантов разговаривают друг с другом текстами пушкинского «Моцарта и Сальери», причем текст идет с конца на начало, не теряя при этом логики развития. У Пушкина Моцарт и Сальери выпивают по ходу действия, Мотя и Савелий А.Чайковского тоже не отказываются от этого драматургического приема.

    17 января в Камерном зале Московской филармонии обе оперы будут впервые исполнены не музыкантами «Терем-Квартета». А.Чайковский доверил их ансамблю солистов Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П.Осипова. Солисты – Алексей Мочалов (бас) и Алексей Богомолов (тенор). Постановка выпускницы РАТИ (ГИТИС) Радомиры Ползуновой.

    В рамках абонемента «Камерные оперы в Камерном зале» также будут представлены 17 февраля опера Игоря Егикова «Страсти по Живаго» к 120-летию со дня рождения Бориса Пастернака по мотивам романа «Доктор Живаго», московская премьера «Витамина роста» Леонида Десятникова, камерная опера для четырех солистов и фортепиано по Олегу Григорьеву, автору стихов про «маленького мальчика», и «Тщета золота» Бенджамина Бриттена.

    Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова

    Оркестр создан в 1919 году, в период растущего интереса к возрождению русского народного музыкального искусства. У истоков коллектива стояли выдающиеся музыканты, балалаечник Борис Трояновский и домрист Петр Алексеев. Они стали руководителями молодого оркестра, первый концерт которого состоялся в Москве в саду «Эрмитаж». Трояновский и Алексеев заложили основы оркестрового исполнительского мастерства, которое с годами совершенствовалось и развивалось. 

    В дальнейшем коллективом руководили известные дирижеры Николай Голованов, братья Николай и Дмитрий Осиповы, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года оркестр возглавляет народный артист России, профессор, лауреат Премии Правительства РФ Владимир Андропов. Годы сотрудничества с мастерами высочайшего уровня сформировали особый почерк оркестра, который сделал его узнаваемым и принес ему мировую известность.

    Оркестр носит имя выдающегося музыканта Николая Петровича Осипова. Его работа в оркестре (1940–1945) ознаменовала новый этап в творческой жизни коллектива. Этот период совпал с началом войны. В июне 1941-го оркестр расформировали, практически все артисты были призваны в армию и ушли на фронт. Именно Николай Осипов в те годы занимался восстановлением коллектива, разыскивая оркестрантов по фронтам Великой Отечественной войны, что позволило оркестру продолжить свое существование. Осипову удалось открыть слушателям богатство и уникальность звучания русского народного оркестра, для которого практически нет репертуарных ограничений. Своим ярким и самобытным звучанием оркестр привлек внимание ведущих советских композиторов (Николая Будашкина, Анатолия Новикова, Александра Холминова и других), обогативших репертуар коллектива новыми сочинениями. 

    В 1946 году оркестру присвоено имя Н. П. Осипова. В 1969-м коллектив получил почетное звание «академический». Оркестр постоянно сотрудничает как с ведущими музыкантами, так и с молодыми исполнителями. В разные годы с оркестром выступали дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев; певцы Ирина Архипова, Ирина Богачева, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, Лидия Русланова, Александра Стрельченко, Евгений Нестеренко, Зураб Соткилава, Борис Штоколов, Артур Эйзен, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин; исполнители на народных инструментах Вера Городовская (гусли), Александр Цыганков (домра), балалаечники Павел Нечепоренко, Михаил Рожков, Анатолий Тихонов, Андрей Горбачев и многие другие музыканты. 

    Оркестр имени Н. П. Осипова ведет активную творческую и просветительскую деятельность. Ему рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Германии, Греции, Голландии, Дании, Канаде, Корее, Мексике, Новой Зеландии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. Каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ как для взрослых, так и для самых юных зрителей. В Концертном зале имени П. И. Чайковского за последние несколько лет оркестром подготовлено более 60 новых программ, многие из которых стали крупными событиями культурной жизни России. Одна из них – абонемент для детей «Забавный профессор» – удостоена Премии правительства Российской Федерации. Уникальное звучание народных инструментов, культура звука, высочайший уровень исполнительского мастерства позволяют оркестру занимать почетное место в ряду ярчайших явлений русского искусства.