Народный артист России Александр Чайковский – композитор, пианист, педагог, общественный деятель, художественный руководитель Московской филармонии, профессор Московской консерватории – отмечает 75-летие. На протяжении многих лет его фигура неотделима от музыкального ландшафта страны: его оперы ставятся в ведущих российских театрах, сочинения звучат на крупнейших сценах в исполнении лучших солистов и оркестров. В юбилейном концерте будут представлены разные грани творчества Александра Чайковского – камерная и симфоническая, вокальная и инструментальная музыка, а завершит вечер московская премьера Седьмой («Карантинной») симфонии, созданной в 2020 году в период самоизоляции.
На сцену выйдут музыканты и коллективы, с которыми Чайковского связывают долгая дружба и многолетнее сотрудничество – Юрий Башмет и камерный ансамбль «Солисты Москвы», Борис Березовский, Екатерина Мечетина, Алексей Гориболь и Олеся Петрова, а также молодое поколение музыкантов – Артём Дервоед (гитара), Екатерина Мочалова (домра) и Российский национальный молодежный симфонический оркестр под управлением Валентина Урюпина. Впервые в России прозвучит сюита для солирующего альта и камерного оркестра «3, 7, 12», публику ждут также две московские премьеры.
Московскую премьеру Концерта № 3 для фортепиано с оркестром представят Екатерина Мечетина и Российский национальный молодежный симфонический оркестр. Этот опус посвящен Борису Березовскому, пианисту-виртуозу, другу и соратнику Чайковского – именно он исполнил мировую премьеру в 2016 году на закрытии своего фестиваля «Музыка Земли» в Санкт-Петербурге. Чайковский положил в основу концерта темы народных песен – русских, мордовских и татарских, а в оркестр ввел баяны, солирующие балалайку и домру. В юбилейный вечер Борис Березовский также выйдет на сцену КЗЧ, чтобы исполнить фортепианную Сонату № 2.
В программе – еще две премьеры. Юрий Башмет и «Солисты Москвы» исполнят сюиту «3, 7, 12» для солирующего альта и камерного оркестра. Она создана по заказу Стамбульского музыкального фестиваля, где впервые прозвучала в 2019 году с тем же составом исполнителей. Оригинальный замысел сочинения зашифрован в его названии: первая часть сюиты построена на трех нотах, во второй звучат семь, а в третьей – все двенадцать нот хроматической гаммы. Сольная партия написана специально для Юрия Башмета – давнего друга и творческого партнера Чайковского.
Седьмая симфония завершена в мае 2020 года, композитор дал ей название «Карантинная»: «Симфония двухчастная, и содержание ее имеет отношение к нашему времени, к пандемии, потому что игнорировать это невозможно. Первая часть – бурная, динамичная, а вторая часть – большое Адажио, мольбы о спасении и надежда на него». Премьеру в сентябре исполнил Омский симфонический оркестр под управлением Дмитрия Васильева.
«Московская филармония давно стала моим домом... Я надеюсь сделать ей приятное, в очередной раз подарив свою музыку, – отмечает композитор. – С Залом Чайковского у меня связано множество прекрасных воспоминаний: здесь прошло много замечательных концертов, здесь неоднократно звучала моя музыка. В программу предстоящего вечера вошли мои последние сочинения, три из которых никогда не игрались в Москве. Мне хотелось, чтобы их исполнили как молодые солисты, так и музыканты старшего поколения».