В продаже абонемент Musica sacra nova
Абонемент №137:
Диалоги композиторов. Ведущий цикла — композитор Александр Чайковский
Народный артист РФ. Композитор, пианист, педагог.
Профессор, заведующий кафедрой сочинения Московской консерватории.
Художественный руководитель Московской филармонии.
Родился 1946 в творческой семье. Его отец — Владимир Чайковский — пианист по образованию, много лет был директором Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, дядя — выдающийся композитор Борис Чайковский.
А. Чайковский окончил ЦМШ по классу фортепиано у профессора Г. Г. Нейгауза, а потом Московскую консерваторию по двум специальностям: как пианист (класс Л. Н. Наумова) и композитор (класс Т. Н. Хренникова, у которого продолжил занятия в аспирантуре).
В 1985–1990 был секретарем Союза композиторов СССР по работе с творческой молодежью. С 1977 преподает в Московской консерватории, с 1994 — профессор.
В 1993–2002 — советник Мариинского театра.
В 2005–2008 — ректор Санкт-Петербургской консерватории.
А. Чайковский — обладатель I премии на Международном конкурсе композиторов «Hollybush Festival» (США). Принимал участие в международных музыкальных фестивалях в Шлезвиг-Гольштейне (Германия), «Пражская весна», в фестивале Юрия Башмета в Лондоне, в Международном фестивале искусств «Звезды белых ночей» (Санкт-Петербург), в фестивале им. А. Д. Сахарова в Нижнем Новгороде, в Международном фестивале «Киев-Фест». В 1988 был главным композитором фестиваля в Бад-Киссингене (Германия), в 1995 — фестиваля «Nova Scotia» (Канада). Произведения А. Чайковского звучат в крупнейших концертных залах России, Европы, Америки, Японии. Лауреат газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Композитор года».
Список сочинений А. Чайковского многообразен. Композитор в своем творчестве охватывает практически все основные жанры академической музыки: девять опер, среди которых - опера «Один день Ивана Денисовича», представленная в 2009 году в рамках фестиваля Национальной театральной премии «Золотая маска»; 3 балета, 2 оратории («К солнцу», «От имени земного шара»), 4 симфонии, симфоническая поэма «Ноктюрны Северной Пальмиры», Концерт для оркестра «ЦСКА – Спартак», 12 инструментальных концертов (для фортепиано, альта, виолончели, фагота и симфонического оркестра и других инструментов), хоровые и вокальные произведения и камерно-инструментальные сочинения. А. Чайковский активно работает в жанрах «легкой музыки». Им создан мюзикл «Греховодникъ», оперетта «Провинциалка», музыка к кинофильмам, телефильмам, документальным фильмам и мультфильму.
Музыку А. Чайковского исполняют такие выдающиеся музыканты, как М. Плетнев, В. Федосеев, В. Гергиев, М. Янсонс, Х. Вульф, С. Сондецкис, А. Дмитриев, Ю. Башмет, В. Третьяков, Д. Герингас, Б. Пергаменщиков, М. Гантварг, Е. Бронфман, А. Слободяник, «Вермеер-квартет», «Терем-квартет», «Фонтене-трио». С композитором сотрудничали: Мариинский театр, Московский Камерный музыкальный театр п/у Б. Покровского, Московский театр оперетты, Детский музыкальный театр им. Н.И. Сац, Пермский театр оперы и балета, Театр оперы и балета в Братиславе, Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии.
Почти 30 лет посвятил А. Чайковский педагогической деятельности. Выпускники композитора работают во многих городах России, в Италии, Австрии, Англии, США, среди них — лауреаты конкурса «Международная трибуна композитора ЮНЕСКО», Международного конкурса им. П. Юргенсона, международных композиторских конкурсов в Голландии и Германии.
А. Чайковский ведет активную общественную деятельность. В 2002 стал инициатором и художественным руководителем музыкального фестиваля «Молодежные Академии России». Основная цель фестиваля — продвижение молодых композиторов и исполнителей, акция получила поддержку Президента РФ. Композитор является членом и председателем жюри многочисленных российских и международных конкурсов, членом Совета культурного форума «Россия — Япония», членом общественного Совета директоров I канала (ОРТ).
Трижды газетой «Музыкальное обозрение» назывался «Персоной года». В 2009 газета назвала «Событием года» постановку оперы А. Чайковского «Один день Ивана Денисовича» в Пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского.
Мария Власова родилась во Владимире. Окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных и ассистентуру-стажировку по специальности баян (класс профессора Фридриха Липса). В 2013 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Творчество Михаила Броннера для баяна». Доцент кафедры баяна и аккордеона РАМ имени Гнесиных.
Лауреат международных конкурсов в России, Германии, Италии, Испании и Китае. Участница фестивалей «Московская осень», «Баян и баянисты», «Возвращение», «Мост Александра III» (Москва), «Преображение» (Ярославль), «Дни аккордеона» (Сербия), «Фогтландские дни музыки» (Германия), Les Heures Concertantes de Touraine и Rencontres Musicales Internationales de Graves (Франция), Canterbury International Music Festival (Англия) и других.
Мария Власова выступала с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Государственной академической симфонической капеллой России, Национальным филармоническим оркестром России, Камерным оркестром «Времена года», Камерным оркестром Kremlin, Государственным ансамблем солистов «Орфарион», Камерным оркестром Тверской филармонии «Российская камерата», Вологодским губернаторским оркестром русских народных инструментов, Нижегородским русским народным оркестром, Орловским Губернаторским симфоническим оркестром и другими коллективами под управлением таких дирижеров, как Владимир Юровский, Тимур Мынбаев, Валерий Полянский, Александр Ведерников, Павел Коган, Владислав Булахов, Миша Рахлевский, Олег Худяков, Галина Перевозникова. Ее сольные концерты проходили в Австрии, Англии, Германии, Дании, Польше, США, Украине, Франции, Швейцарии, а также во многих городах России. Выступает также в дуэтах с кларнетистом Евгением Варавко, органистом Константином Волостновым, исполнителем на ударных инструментах Виктором Сычом.
Мария Власова – первый исполнитель ряда сочинений Ефрема Подгайца, Михаила Броннера, Татьяны Сергеевой, Марины Шмотовой, Николая Попова, Татьяны Шатковской, Никиты Мндоянца и других современных композиторов. В ее репертуаре, наряду с оригинальными сочинениями для баяна, такие крупные циклы, как «Хорошо темперированный клавир», Французские сюиты и «Гольдберг -вариации» Баха, Ludus tonalis Хиндемита, «Рождество Господне» Мессиана, «Времена года» Чайковского, «Картинки с выставки» Мусоргского.
С 2007 года Мария Власова участвует в концертах Московской филармонии. В 2008–2015 гг. совместно со Святославом Липсом возглавляла Международный фестиваль классической и современной музыки «Рандеву» (Москва). Записала ряд сольных CD, в том числе «Рождество Господне», «Силуэт», «Времена года – Картинки с выставки», «Ожидание нежности», «Сад снов», «Серьезные вариации».
Катерина Анохина – исполнительница на цимбалах, аранжировщик. Окончила Белорусскую государственную академию музыки. Победительница международных конкурсов IBLA Grand Prize в Рагузе, исполнителей современной музыки в Риме (Италия), имени Кшиштофа Пендерецкого в Кракове (Гран-при) и исполнителей на народных инструментах «Кубок Севера».
Гастролировала во многих странах, в том числе в Германии, Швейцарии, Италии, Испании, Японии, США, Сингапуре и Иране. Принимала участие в фестивалях в Эдинбурге, Бате (Великобритания), Шательро, Экс-ан-Провансе (Франция), «Безумные дни» в Екатеринбурге, «Летние вечера в Елабуге» Бориса Березовского, выступала на открытии EXPO-2000 в Ганновере (Германия). Ее концерты проходили в Карнеги-холле в Нью-Йорке, Галерее современного искусства в Милане, Большом и Рахманиновском залах Московской консерватории, Московском международном Доме музыки, Центральном доме художника в Москве и на других известных сценах.
В качестве солистки выступала с ведущими симфоническими и камерными оркестрами Беларуси, Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова, Тувинским национальным оркестром, Китайским оркестром Сингапура. Сотрудничала с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Персимфансом, Камерным оркестром Игоря Лермана, с известными музыкантами и актерами, а также с композиторами Михаилом Броннером, Александром Чайковским и Денисом Хоровым. Автор литературно-музыкальных проектов.
Выступает в абонементных концертах в Камерном зале Московской филармонии. С 2014 года – солистка ансамбля «Мадригал».
Записала два сольных диска («Артсервис»). Принимает участие в теле- и радиопередачах.
В 1989 окончил специальную музыкальную школу им. Н. Лысенко при Киевской консерватории и Российскую Академию музыки им. Гнесиных. Лауреат Всероссийского конкурса исполнителей на медных духовых и ударных (1994, г. Нижний Новгород). С 1992 года солист-литаврист Московского театра Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Преподаёт в Музыкальном колледже им. Гнесиных.Организовал, и принимал участие в цикле концертов » Музыкальные вечера в фойе» в театре Новая Опера. В качестве солиста-исполнителя на ударных инструментах маримба и
вибрафон выступал в Украине, Грузии, Германии, Франции, Англии, США, различных городах России. Автор многочисленных переложений и аранжировок для ударных инструментов.
Святослав Липс родился в 1974 году в семье баяниста Фридриха Липса. Учился в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс Анны Артоболевской), затем окончил консерваторию (1997) и ассистентуру-стажировку МГК (2000, класс профессора Льва Наумова). Победитель международных конкурсов в Стрезе (Италия, 1991) и имени Марии Канальс в Барселоне (Испания, 1994).
Выступал в городах России, Австрии, Германии, Италии, Швейцарии, Испании, Швеции, Латвии, Эстонии, Японии. Сотрудничал с оркестрами под управлением Андрея Борейко, Евгения Бушкова, Сергея Кондрашева, Дмитрия Лисса, Валерия Полянского, Владимира Понькина, Михаила Щербакова, Урса Шнайдера, Франца-Пауля Деккера и др. Среди партнеров пианиста по камерному ансамблю – Гидон Кремер, Владислав Иголинский, Аркадий Гутников, Елена Ревич, Фридрих Липс, Матти Рантанен, Кирилл Родин, Владимир Тонха, Александр Бузлов, Михаил Березницкий, Валерий Попов, Марк Пекарский, Татьяна Куинджи и другие.
Значительная часть репертуара пианиста – произведения современных композиторов. Святославу Липсу посвящали сочинения Сергей Беринский, Ефрем Подгайц, Михаил Броннер, Александр Розенблат, Татьяна Сергеева, Елена Анисимова. Записи музыканта выходили под лейблами Nonesuch Records (США), Triton (Япония), «Грамзапись» (Россия) и другими.
В 2008–2015 гг. совместно с Марией Власовой возглавлял Международный фестиваль классической и современной музыки «Рандеву» (Москва). Участник фестивалей камерной музыки в Локенхаусе и Костомукше, «Камчатская музыкальная весна» в Петропавловске-Камчатском, «А. Н. Черепнин» в Японии, III Международного фестиваля современной музыки, ArsLonga, «Дворянские сезоны», «Софии – с любовью», «Московская осень» в Москве.
С 2019 года преподает в Российской академии музыки имени Гнесиных. Проводит мастер-классы в России и за рубежом. Приглашенный педагог летней творческой школы фонда «Новые имена» в Суздале.