Всемирно известный пианист Андраш Шифф предлагает российской публике эксперимент. Что влечет слушателя в концертный зал – программа или имя исполнителя? Может быть, сумма первого и второго? Считая, что сложить одно с другим – слишком легкая задача, маэстро Шифф заменил ее уравнением со множеством неизвестных. В своем московском сольном концерте имена композиторов и названия произведений он объявит уже со сцены – тем слушателям, кто всецело доверился вкусу артиста и пришел, не зная, что будет звучать. Более того, исполнение музыки артист, прекрасно владеющий русским языком, сопроводит оригинальным авторским комментарием.
Андраш Шифф – авторитетный респектабельный пианист из высшей лиги, завоевавший признание прежде всего интерпретациями австро-немецкого репертуара, тематическими концертными циклами и неординарными записями, удостоенными «Грэмми» и других престижных премий. «Идеальное воплощение авторского замысла, воспроизведение подлинного духа великих мастеров», – вот достоинства, которые отмечают в игре музыканта. Однако же он стремится быть не только проводником чужих идей, но и мастером, достигшим наибольшей свободы самовыражения.
Шифф – большой оригинал. Венгр, не играющий музыку Листа. Пианист, управляющий оркестром из-за клавиатуры не только в случае исполнения концертов венских классиков, но даже Брамса. Дирижер, основавший коллектив Cappella Andrea Barca и зашифровавший в нем свое имя (итал. Barca – лодка, нем. Schiff – корабль). Автор книги «Музыка приходит из тишины», призывающий коллег к открытому диалогу, к публичному выражению художественных и политических взглядов. В жизни и творчестве Шиффа слово играет весьма важную роль, и, в конце концов, оно зазвучит из уст артиста непосредственно со сцены.
«Говорить о музыке сегодня не менее важно, чем играть ее: общий культурный уровень публики, мне кажется, гораздо ниже, чем был ранее. Если рост меломанов и происходит, то он скорее количественный, чем качественный», – полагает музыкант. Но если раньше он предварял своими лекциями объявленную программу (как, к примеру, цикл бетховенских сонат в лондонском Уигмор-холле), то теперь пошел еще дальше, оставляя слушателя в неведении до самого концерта. И не случайно маэстро решился на подобный эксперимент именно в Москве, надеясь, что предвкушение сюрприза станет фактором привлечения молодой аудитории. «Европа и Америка кажутся мне чересчур прозаичными: жителей Запада, кажется, уже ничто не может захватить, они слишком… испорчены, что ли. Конечно, есть исключения, но их немного. А вот русские удивительно духовно богаты. И я счастлив, что на мои концерты в России люди часто приходят с детьми».