В продаже абонемент Musica sacra nova
Открытие сезона
Исполнители:
В программе:
В.А.Моцарт
Фантазия ре минор (KV 396)
Л.ван Бетховен
Соната № 6 фа мажор, соч.10 № 2
Ф.Шопен
Две баллады: № 2 фа мажор, соч.38; № 4 фа минор, соч.52
Р.Шуман
«Бабочки», соч.2
С.Рахманинов
Прелюдия соль-диез минор, соч.32 № 12
Этюд-картина ми-бемоль минор, соч.39 № 5
Прелюдия соль минор, соч.23 № 5
Музыкальный момент до мажор, соч.16 № 6
С.Прокофьев
Соната № 3 ля минор, соч.28 («Из старых тетрадей»)
Андрей Гаврилов признан одним из самых неординарных, экстравагантных пианистов современности, концерты которого эпатируют коллег и приводят в восторг публику. Его творчество на протяжении всей более чем 30-летней карьеры вызывало споры, порой острые дискуссии, но специалисты сходятся на том, что в фортепианном искусстве конца ХХ — начала XXI вв. это, несомненно, явление мирового масштаба.
А. Гаврилов родился в 1955 году в Москве, в артистической семье (отец — художник, мать — пианистка, ученица Г.Г. Нейгауза). С самого раннего возраста пианист отличался исключительными музыкальными способностями (в 3 года сыграл по слуху «Реквием» Моцарта, услышанный по радио). Первой учительницей Андрея была его мать, затем он поступил в ЦМШ при Московской консерватории, в класс профессора Л.Н.Наумова. У него же учился и в консерватории, которую окончил в 1979 г., и в ассистентуре-стажировке.
Стремительная международная карьера Андрея Гаврилова началась в 1974 году, когда 18-летний музыкант стал безоговорочным победителем V Международного конкурса им. П.И.Чайковского, обратив на себя внимание всего музыкального мира. Спустя 2 года молодой пианист с триумфом дебютировал за рубежом на знаменитом Зальцбургском фестивале, заменив заболевшего Святослава Рихтера. Впоследствии двух пианистов связало не только тесное творческое сотрудничество, но и настоящая дружба, а Андрея Гаврилова стали называть духовным наследником знаменитого музыканта. Рихтер в своих воспоминаниях, а также в фильме Бруно Монсенжона «Энигма» не раз говорит о Гаврилове, как о большом музыканте. Одним из высших достижений фортепианного искусства последних 10-летий по праву считается исполнение и запись С.Рихтером и А.Гавриловым 12 клавирных сюит Г.Ф.Генделя.
Конец 1970-х годов отмечен поистине блестящим взлётом молодого артиста. Будучи ещё студентом, он играл в лучших залах мира, с лучшими оркестрами под управлением выдающихся дирижёров. В 1976 он впервые выступил в Royal Festival Hall в Лондоне с Борнемутским симфоническим оркестром под управлением П. Берглунда. В 1978 совершил большое концертное турне по Европе с оркестром Берлинской Филармонии. Год спустя сыграл серию из 30 концертов в ФРГ, совершил сольный тур по Японии, выступил с гастролями в странах Восточной Европы с оркестром Ленинградской филармонии. В декабре 1979 года во время подготовки к турне с Гербертом фон Караяном музыкант был внезапно лишён возможности передвижения по инициативе КГБ. Пять лет он провёл под домашним арестом.
Лишь в 1984 году Гаврилов получил возможность возобновить заграничные поездки, триумфально выступив с сольными концертами в Queen-Elisabeth-Hall, Барбикан-центре и Royal Festival Hall в Лондоне. 21 сентября 1985 года, в день своего 30-летия, Андрей Гаврилов дебютировал в Карнеги-холле, после чего газета «Нью-Йорк таймс» назвала его «великим музыкантом».
В 1985 году А.Гаврилов решает остаться за рубежом. Его постоянным местожительством становится Лондон, затем артист переезжает в Германию. Благодаря политическим переменам в СССР он становится первым артистом, которому было разрешено остаться на Западе, сохранив российское гражданство. Во II половине 1980-х — I половине 1990-х гг. Гаврилов выступает в Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии, Лос-Анджелесе, Детройте, Кливленде, Монреале, Торонто, Лондоне, Париже, Берлине, Мюнхене, Мадриде, Милане, Амстердаме, Вене, Токио и многих других музыкальных столицах мира с сольными концертами и с крупнейшими оркестрами под управлением К.Аббадо, Л.Бернстайна, Г. фон Караяна, Р.Мути, С.Озавы, С.Рэттла, Е.Светланова, Б.Хайтинка и других великих маэстро.
Специалистов и любителей музыки и в те годы, и сегодня привлекает не только безупречное мастерство Гаврилова-виртуоза, но, прежде всего, его эмоциональность, артистизм, «сценичность», раскованность, увлечённость, а также поистине безграничный репертуар (Скарлатти, Бах, Гендель, Моцарт, Паганини-Лист, Шуман, Шопен, Григ, Балакирев, Чайковский, Рахманинов, Стравинский, Равель, Хиндемит, Прокофьев, Шнитке…). Но, что бы ни исполнял Андрей Гаврилов, главное для него — «сыграть так, чтобы музыку, которую я исполняю, полюбили другие». Именно поэтому его интерпретации всегда вызывают живой интерес и не могут оставить публику равнодушной.
С 1976 по 1990 гг. Андрей Гаврилов был обладателем эксклюзивного контракта с фирмой EMI. Его записи получили множество престижных международных наград, включая Grammophone (1979), Deutscher Schallplatten Preis (1981), Grand Prix International du Disque de L'Academie Charles Crois (1985, 1986) и International Record Critics Award (1985). В октябре 1990 г. пианист подписал эксклюзивный контракт с фирмой Deutsche Grammophon: результатом этого сотрудничества стали высоко оцененные критикой записи сочинений Шопена, Прокофьева, Шуберта, Баха и Грига. В 1998 г. Гаврилов был включен фирмой Philips в серию «Великие пианисты ХХ века». Он был также удостоен престижных наград Международной Академии музыки Чигиана (Сиена, Италия) и Американского биографического института. В 2000 г. занесён в «Золотой зал славы» университетом Кэмбриджа.
В 1994 году Андрей Гаврилов прекратил публичные выступления, а вскоре разорвал все контракты с крупными звукозаписывающими компаниями. По его признанию, ему хотелось найти какие-то новые формы творчества, двигаться вперед. Результатом этих поисков стали уникальные проекты в области видеозаписи. Так, в 2000 году пианист записал для канала BBC 12 прелюдий и фуг И.С.Баха, при этом каждая запись стала отдельным фильмом.
К концертным выступлениям музыкант вернулся в 2000 году. В течение сезона 2001-2002 гг. он дал множество концертов в городах Европы, а также в Канаде, США, Корее и Китае. В 2001 году Андрей Гаврилов впервые после большого перерыва выступил в России с сольным концертом и вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром России под управлением Василия Синайского. В последующие годы состоялись его концерты во многих городах России (Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Владимир и др.), ставшие настоящими культурными событиями для российской публики. В январе 2004 вместе с Национальным филармоническим оркестром России и Владимиром Спиваковым он дал в Московском Доме музыки благотворительный концерт в фонд Центральной музыкальной школы.
В настоящее время А.Гаврилов живёт в Швейцарии и по-прежнему постоянно выступает с концертами по всему миру, а также активно занимается дирижированием. В сезоне 2008-2009 состоялся московский дебют Гаврилова-дирижёра с Камерным оркестром Штутгарта.
Осенью и зимой 2009 года пианист совершил большое турне по городам России и Украины. В первой половине октября он дал сольные концерты в Тюмени (1 октября в рамках Всероссийского фестиваля, посвящённого 20-летию газеты «Музыкальное обозрение»), Екатеринбурге и других городах Урала, Санкт - Петербурге с программой из произведений Шопена (9 ноктюрнов) и Прокофьева (Соната №8). 11 октября в Москве, в Большом зале консерватории, сыграл Концерт №20 Моцарта с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» (дирижёр Жак Мартин Хендлер, Люксембург). В начале декабря музыкант выступил в Новосибирске, Красноярске и других городах Сибири как дирижёр и солист, в программах — концерты Баха и Моцарта. Завершился этот масштабный тур 15 декабря в Москве. В дальнейших планах артиста — концерты в Испании, Франции, Австрии, Германии, Швеции, Швейцарии, Латинской Америкe.