АСО Московской филармонии, Семён Бычков (США), Йоханнес Мозер (виолончель, Германия)

    16 февраля 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Шостакович
    Концерт № 1 для виолончели с оркестром
    Брамс
    Симфония № 2

    Гланерт
    Theatrum Bestiarum (первое исполнение в России)

    12+

    Абонемент №5:

    Академический симфонический оркестр московской филармонии п/у Юрия Симонова

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижёрский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Маурицио Поллини, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Ирина Архипова, Даниил Шафран, Яков Флиер, Владимир Крайнев, Наталия Гутман и многие другие.

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошёл в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижёров. Первым художественным руководителем и главным дирижёром коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вана Клиберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).

    Новый этап в истории оркестра начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни: при его участии проходят выступления звезд мировой оперы, концертные исполнения популярных и малоизвестных опер, крупнейшие музыкальные форумы. Оркестр участвовал в Международном конкурсе имени Чайковского (в 2007 году аккомпанировал вокалистам, в 2015 – скрипачам), в Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». Часто выступает в городах России, успешно гастролирует в Испании, Великобритании, Японии, Гонконге, Республике Корея.

    В 2013 году Юрий Симонов и оркестр совместно с Государственным академическим русским хором имени Свешникова осуществили новую запись Гимна Российской Федерации. В 2014 году участвовали в торжественном открытии Концертного зала имени Рахманинова «Филармония-2» и вместе с Денисом Мацуевым открыли концертом в Зале имени Чайковского Всероссийский виртуальный концертный зал. Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» прославленный коллектив постоянно сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов.

    Деятельность дирижёра и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звёзд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижёр и оркестр».

    Среди постоянных партнеров оркестра – выдающиеся солисты современности: Валерий Афанасьев, Борис Березовский, Николай Луганский, Алексей Любимов, Олег Майзенберг, Алексей Володин, Юйцзя Ван, Лукас Генюшас, Виктор Третьяков, Дмитрий Ситковецкий, Максим Венгеров, Виктория Муллова, Вадим Репин, Акико Суванаи, Никита Борисоглебский, Юрий Башмет, Борис Андрианов, Давид Герингас, Сергей Ролдугин, Александр Князев, Лора Клейкомб, Анна Аглатова, Вероника Джиоева, Хибла Герзмава, Патриция Чьофи, Василий Ладюк; дирижёры Александр Ведерников, Александр Дмитриев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Марис Янсонс, Александр Лазарев, Владимир Юровский и другие.

    В последние годы оркестр представил ряд московских, российских и мировых премьер, среди которых «Реквием для Ларисы» Сильвестрова, «Итайпу» Гласса, Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром Пендерецкого, Симфония №27 «Лирическая» Слонимского, «Реквием Принцессы Гальяни» Тищенко, ряд сочинений Геннадия Гладкова и Софии Губайдулиной. Событием стала мировая премьера Концерта для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» – коллективного сочинения десятерых современных композиторов, посвященного газете «Музыкальное обозрение». Оркестр записал более 350 пластинок и компакт-дисков, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.

    Семён Бычков

    Один из самых талантливых и востребованных дирижеров своего поколения, Семен Бычков в 1970 году окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки в Ленинграде. Учился в Ленинградской консерватории у легендарного педагога маэстро Ильи Мусина. Эмигрировав из СССР в 1974 году, Бычков почти сразу стал выступать на лучших сценах мира.

    В конце 1970-х – начале 1980-х годов Семен Бычков — музыкальный директор симфонического оркестра г. Гранд-Рапидс (штат Мичиган) и филармонического оркестра г. Буффало в США. Затем последовали приглашения дирижировать Нью-Йоркским и Берлинским филармоническими оркестрами, а также Королевским оркестром Консертгебау. Переехав в Париж, он был назначен музыкальным директором Оркестра де Пари (1989), затем стал главным приглашенным дирижером оркестра Санкт-Петербургской филармонии (1990) и фестиваля Maggio Musicale во Флоренции (1992), главным дирижером симфонического оркестра Кельнского радио (1997) и Дрезденской Земперопер (1998). Гармонично распределяя свою деятельность между оперным и симфоническим репертуаром, он давно и плодотворно сотрудничает с ведущими оркестрами и лучшими оперными труппами Лондона, Парижа, Вены, Милана, Берлина, Чикаго, Нью-Йорка... Также он преподает дирижирование в Королевской академии музыки в Лондоне.

    Завершив в 2010 году 13-летнее пребывание в должности руководителя оркестра Кельнского радио, Бычков сконцентрировался на выступлениях в качестве приглашенного маэстро, наслаждаясь сотрудничеством с самыми престижными оркестрами мира. За последние годы он выступал в Европе с оркестром Консертгебау, лейпцигского Гевандхауза, Камерным оркестром Европы, Венским, Берлинским и Мюнхенским филармоническими оркестрами, Лондонским симфоническим оркестром и симфоническим оркестром BBC, с которым ежегодно появляется на BBC Proms. В США Семен Бычков — частый и желанный гость за пультом Филадельфийского и Кливлендского оркестров, симфонических оркестров Чикаго и Сан-Франциско, Лос-Анджелесского и Нью-Йоркского филармонических.

    В ближайшие сезоны ожидаются новые ангажементы со всеми названными оркестрами, а также с Национальным оркестром Франции, симфоническим оркестром Северогерманского радио (Гамбург), Израильским филармоническим, симфоническим оркестром RAI (Турин, Италия), оркестром Национальной академии Санта Чечилия в Риме, оркестром Романдской Швейцарии и симфоническим оркестром NHK (Токио).

    В оперном репертуаре Бычкова — постановки «Электры», «Бориса Годунова», «Пиковой дамы», «Лоэнгрина», «Дон Карлоса», «Тангейзера», «Богемы» в Королевской опере Ковент Гарден; «Бориса Годунова» и «Отелло» в Метрополитен Опера (постановка «Отелло» 2012 года транслировалась в HD на 54 страны); «Электры», «Тристана и Изольды», «Дафны», «Лоэнгрина» в Венской государственной опере; «Бал-маскарада» и «Тристана и Изольды» в Парижской опере; «Тоски» и «Электры» в миланской Ла Скала. Он дирижировал оперой «Кавалер розы» на Зальцбургском фестивале (2005), «Электрой» в мадридском Teatro Real (2011), многими постановками в Италии («Дон Карлос», концертные исполнения «Золота Рейна» и «Тангейзера»), в т.ч. на фестивале Maggio Musicale во Флоренции («Енуфа» Яначека, «Фьеррабрас» Шуберта, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича).

    Дирижерскому искусству Семена Бычкова присуща широта взгляда на музыку, ясность интерпретации, богатство и красота звуковой палитры. Все это проявилось и в сериях CD и DVD, записанных с оркестром Кельнского радио и отмеченных многими призами. Запись «Лоэнгрина» Вагнера (которой предшествовали постановка Венской

    Государственной оперы и концертные исполнения в Кельне) была признана «Записью года» в 2010 по версии BBC Music Magazine. Запись «Альпийской симфонии» и «Тиля Уленшпигеля» Р. Штрауса (Profil) положила начало серии записей сочинений этого композитора, включая «Жизнь героя» и «Метаморфозы» (Avie), опер «Дафна» с Рене Флеминг (Decca) и «Электра» с Деборой Поласки (Profil).

    Также с оркестром Кельнского радио Бычков осуществил записи сочинений Малера, Шостаковича, Рахманинова, всех симфоний Брамса, «Реквиема» Верди. Два диска симфоний Брамса и альбом с симфоническими произведениями Рахманинова вышли на DVD (Arthaus). Всего же в дискографии Семена Бычкова — более 40 CD и DVD.

    В сезоне 2013/14 Семен Бычков выступит с оркестрами Берлинской и Венской филармонии, Симфоническим оркестром ВВС, Королевским оркестром Консертгебау, Оркестром Века Просвещения, Национальным оркестром Испании, Оркестром Северо-Немецкого радио (Кельн), Оркестром Национальной академии Санта-Чечилия, Симфоническим оркестром Кастилии и Леона, Камерным оркестром Европы, Национальным оркестром Франции, Шанхайским симфоническим оркестром, Китайским симфоническим оркестром. На март – апрель намечена серия представлений оперы Р. Штрауса «Женщина без тени» в лондонском театре «Ковент Гарден» под руководством маэстро.

    Семен Бычков женат на известной французской пианистке Мариэль Лабек.

    Йоханнес Мозер

    Обладатель великолепного, роскошного звука, музыкант, покоряющий публику эффектной манерой игры, которая может варьироваться от мягкой и элегантной до яростной и энергичной в духе рок-звезды, Йоханнес Мозер был назван журналом Gramophone одним из лучших в превосходной галерее виолончелистов-виртуозов молодого поколения.

    Йоханнес Мозер родился в 1979 году в семье музыкантов. В возрасте 8 лет начал учиться игре на виолончели, с 1997 года обучался у профессора Д. Герингаса. В 2002 году стал победителем XII международного конкурса имени П.И. Чайковского (II премия, I не присуждена) и получил специальный приз за исполнение «Вариаций на тему рококо» П.И. Чайковского.

    Он выступал с ведущими оркестрами мира, такими как Берлинский филармонический, Нью-Йоркский филармонический, Чикагский симфонический, Лондонский симфонический, Кливлендский, Питтсбургский, Филадельфийский, Консертгебау, Лос-Анджелесский филармонический, оркестр Баварского радио, Гонконгский филармонический, Мюнхенский филармонический, Токийский симфонический, Израильский филармонический. Он регулярно играет с дирижерами высочайшего уровня, включая Риккардо Мути, Лорина Маазеля, Мариса Янсонса, Валерия Гергиева, Зубина Мету, Владимира Юровского, Франца Вельзера-Мёста, Манфреда Хонека, Кристиана Тилемана, Пьера Булеза и Пааво Ярви.

    В репертуаре Й. Мозера — практически все сочинения, написанные для виолончели в XVIII – XX вв. — от Гайдна и Боккерини до Прокофьева и Шостаковича: как признанные шедевры, так и малоизвестные произведения. Многие из них входят в его обширную и удостоенную многочисленных призов дискографию, записанную на Hänssler Classics. Музыкант — обладатель двух наград ECHO Klassik и приза немецких критиков (Preis der Deutschen Schallplattenkritik). Его дебютный диск, на котором записаны все произведения К. Сен-Санса для виолончели с оркестром (с симфоническим оркестром Штутгартского радио), в 2008 году вошел в Top-10 по рейтингу журнала Classics Today. Затем последовали альбом с записями сочинений Б. Бриттена, Ф. Бриджа и А. Бакса и CD с концертами Б. Мартину, П. Хиндемита и А. Онеггера, который был номинирован на премию немецких критиков в области звукозаписи. Последний по времени альбом, с Концертной симфонией Б. Бриттена и Концертом № 1 Д. Шостаковича (с оркестром Кельнского радио под управлением П. Инкинена) датирован январем 2012 года. Интерес артиста к новой музыке привлек к нему внимание ведущих дирижеров, в частности, Пьера Булеза, который предложил Мозеру на его дебютном выступлении в США с Чикагским симфоническим оркестром исполнить Концерт английского композитора Бернарда Рэндса.

    Йоханнес Мозер — активный пропагандист игры на электровиолончели, которую он использует с целью исследования и расширения звуковых возможностей инструмента, а также для импровизации. В октябре 2011 года он впервые исполнил концерт Magnetar для электровиолончели итальянского композитора Энрико Чапела, с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром под управлением Густаво Дудамеля. Летом 2012 года Йоханнес предпринял большой тур по Южной Америке, включавший второе исполнение Magnetar с симфоническим оркестром Сан-Пауло под управлением Марин Олсоп. Кроме этого Концерта, Мозер в 2011 году исполнил мировую премьеру Концерта для электровиолончели французского композитора Фабриса Боллона. Он постоянно вдохновляет современных композиторов на создание произведений как для акустической, так и для электровиолончели.

    Йоханнес Мозер известен своей просветительской деятельностью среди молодежной аудитории — от детских садов до колледжей и высших учебных заведений. В 2010 году он совершил тур по США под названием «Свежий взгляд на классическую музыку» вместе с исполнительницей на игрушечном фортепиано Филлис Чен. Затем последовали выступления в студенческих городках и на альтернативных площадках, с тем, чтобы представить классическую музыку так, чтобы она стала доступна для восприятия молодых людей. В мае 2012 года Й. Мозер был принят на должность профессора Высшей школы музыки и танца в Кельне.

    Виолончелист страстно увлечен исполнением камерной музыки. Среди его партнеров — Джошуа Белл, Эммануэль Акс, Леонидас Кавакос, Менахем Пресслер, Джеймс Энес, Мидори, Джонатан Бисс. Он также выступал на многих фестивалях, включая Вербье и Гштаад в Швейцарии, Шлезвиг-Гольштейн и Киссингер в Германии, Сиэтл и Бревард в США, Фестиваль камерной музыки Зубина Меты в Колорадо.

    Ангажементы артиста на сезон 2012/2013 включают, в частности, туры по Японии и Австралии, концерты в городах Великобритании, Германии, Австрии, Нидерландов, Испании, Италии, США, Канады, выступления с оркестрами лейпцигского Гевандхауза под управлением Тугана Сохиева и Московской филармонии под управлением Семена Бычкова, который также пригласил Й. Мозера совершить турне с Камерным оркестром Европы. В честь 100-летия со дня рождения В. Лютославского Мозер неоднократно исполнит его виолончельный Концерт: с Борнмутским симфоническим оркестром, оркестром Штутгартского радио, Шотландским симфоническим оркестром BBC, симфоническими оркестрами Бильбао и Галисии, Лондонским филармоническим оркестром.

    Музыкант играет на виолончели А. Гварнери (1694) из частной коллекции.