Фуат Мансуров (1928-2010)
«Первоклассный
профессионал... яркий и тонкий музыкант... терпеливый, мудрый, но очень
строгий педагог, не прощающий даже малой фальши, ни интонационной, ни,
особенно, смысловой...», – говорил знаменитый певец об искусстве Фуата
Мансурова.
Выдающийся дирижер Ф. Мансуров впервые заявил о себе
на II Всесоюзном конкурсе дирижеров в 1966 году, где он стал обладателем
третьей премии после Юрия Темирканова и Александра Дмитриева. «Из всех
лауреатов Мансуров наиболее сложившаяся творческая личность, он
необыкновенно требователен, удивительно точен, в нем привлекает
располагающее спокойствие, что само по себе является признаком
мастерства. Поражает его широкая осведомленность и большой кругозор.
Очень острый природный слух, безупречное знание технологии оркестра (он
владеет игрой на многих инструментах), профессиональное знание вокала
делают его репетиции предельно насыщенными и продуктивными. Весь
симфонический и оперный репертуар он дирижирует наизусть. Это тем более
впечатляет, если учесть, что на репетициях он, как правило, не
пользуется партитурой. Все эти качества делают общение с таким мастером
легким, приятным и чрезвычайно поучительным», – писал тогда в газете
«Советская культура» известный дирижер Борис Хайкин.
Всю свою
жизнь Фуат Мансуров посвятил искусству, работая с крупнейшими
коллективами страны. Среди них – ведущие оркестры и театры Казахстана и
Татарии: Казахский оркестр народных инструментов, оркестр Казахского
радио и телевидения, Казахский театр оперы и балета, Государственный
симфонический оркестр Казахской ССР, Татарский театр оперы и балета,
Симфонический оркестр Республики Татарстан. Несколько десятилетий
плодотворного сотрудничества связывают маэстро с Большим театром России.
Здесь он работал с 1967 года, продирижировав более чем 40 спектаклями
классических и современных опер и балетов. Дебютировав с «Севильским
цирюльником» Дж. Россини, Фуат Мансуров осуществил постановки опер
«Семен Котко» С. Прокофьева (1970), «Риголетто» и «Трубадур» Дж. Верди
(1971, 1972), «Русалка» А. Даргомыжского (1976), «Испанский час» М.
Равеля (1978) и балетов «Русская сказка» на музыку М. Чулаки (1971),
«Посвящение» В. Овчинникова и В. Кикты (1975), «Ромео и Джульетта» С.
Прокофьева (1979), «Макбет» К. Молчанова (1980). Чутко воспринимая
стилистику эпохи, он воплощал в жизнь русские оперы П. Чайковского, Н.
Римского-Корсакова, А. Даргомыжского, А. Бородина, реформаторские оперы
К. В. Глюка, итальянскую классику Дж. Пуччини и Дж. Верди, а также
произведения ХХ века Б. Бриттена, Р. Щедрина, А. Хачатуряна, В.
Гаврилина, Б. Асафьева, К. Молчанова, В. Мурадели.
Многие записи
маэстро, такие как «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова (1974,
Большой театр) или «Винсент Ван Гог» Э. Раутаваары (1990, Финская
национальная опера), по сей день считаются эталонными.
Наряду с
дирижированием Фуат Мансуров уделял большое внимание преподаванию: был
профессором Московской консерватории (1980-1986), затем – профессором
Минской и Казанской консерваторий.
Человек чрезвычайно широкого
кругозора, Фуат Мансуров проявил себя не только в музыке. За год до
окончания Казахской консерватории, он завершил обучение на
физико-математическом факультете Казахского университета и даже
преподавал на нем. Ф. Мансуров владел шестью языками, был мастером
спорта СССР по альпинизму и конькобежному спорту, имел первый разряд по
шахматам.
Маэстро ушел из жизни 12 июня 2010 года.