Чайковский. Письма к тебе.
    Большой симфонический оркестр
    имени П.И.Чайковского, Владимир Федосеев

    25 февраля 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    П. И. Чайковский
    «Буря» — симфоническая фантазия по одноименной драме Шекспира, соч. 18 (фрагмент)
    Фрагмент из музыки балета «Лебединое озеро», соч. 20
    Вальс из Серенады для струнного оркестра, соч. 48
    Бизе
    Симфонический антракт к IV действию оперы «Кармен»
    П. И. Чайковский
    «Октябрь. Осенняя песня» из фортепианного цикла «Времена года», соч. 37 bis
    «Ромео и Джульетта» — увертюра-фантазия по Шекспиру
    Симфония № 5 ми минор, соч. 64

    12+

    Абонемент №12:

    В воскресенье, после полудня...
    «Чайковский, письма к тебе…» (Третий цикл)

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. Он не раз доказывал своё право называться одним из лучших оркестров мира – право, завоёванное историей, тщательнейшей работой у микрофонов и интенсивной концертной деятельностью. 

    Высокая репутация оркестра в мире – результат плодотворного сотрудничества с замечательными русскими дирижёрами: А. Орловым, Н. Головановым, А. Гауком, Г. Рождественским. БСО доверяли первое исполнение своих сочинений Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Г. Свиридов, Д. Шостакович, Б. Чайковский. С 1974 года и по сей день бессменным художественным руководителем и главным дирижёром коллектива является Владимир Федосеев. 

    В летопись оркестра вписаны имена дирижёров: Л. Стоковского и Г. Абендрота, Л. Маазеля и К. Мазура, Е. Мравинского и К. Цекки, солистов прошлого: С. Рихтера, Д. Ойстраха, А. Неждановой, С. Лемешева, И. Архиповой, Л. Паваротти, Н. Гяурова, а также современных исполнителей: В. Третьякова, П. Цукермана, Ю. Башмета, О. Майзенберга, Е. Леонской, А. Князева. В своё время именно Владимир Федосеев и БСО открыли миру имена Е. Кисина, М. Венгерова, В. Репина. И сейчас оркестр продолжает сотрудничать с лучшими солистами разных стран. 

    В 1993 году оркестру было присвоено великое имя Петра Ильича Чайковского – за подлинную, глубокую интерпретацию его сочинений. 

    Записи огромнейшего репертуара оркестра от Моцарта, Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера до современной музыки выпущены фирмами Sony, Pony Сanyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия». 

    В репертуаре оркестра – монографические циклы, проекты для детей, благотворительные мероприятия, а также концерты, объединяющие музыку и слово. Наряду с выступлениями в крупнейших залах мира БСО продолжает вести активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в Третьяковской галерее и МГУ имени М. В. Ломоносова. 

    В перечне стран, в которых выступал Большой симфонический оркестр, отражена едва ли не вся карта мира. Но важнейшим направлением деятельности БСО являются концерты в городах России – Смоленске и Вологде, Череповце и Магнитогорске, Челябинске и Сарове, Перми и Великом Новгороде, Тюмени и Екатеринбурге. Только в сезоне 2017/2018 коллектив выступил в Санкт-Петербурге, Ярославле, Твери, Клину, Ташкенте, Перми, Сочи, Краснодаре, Раменском. 

    В сезоне 2015/2016 Большой симфонический оркестр отметил своё 85-летие, исполнив яркие концертные программы в Москве, городах Германии, Австрии, Голландии, Италии и Швейцарии с участием выдающихся музыкантов. С большим успехом был представлен проект «Моцарт. Письма к тебе…», в котором творчество композитора рассматривалось в тесной взаимосвязи с его личностью, окружением и событиями из жизни. Этот формат оркестр продолжил в аналогичных циклах, посвящённых Бетховену (2016/2017) и Чайковскому (2017/2018). Творчество Бетховена стало центральной темой выступлений и в сезоне 2017/2018. Композитору, ушедшему из жизни 190 лет назад, оркестр посвятил целый фестиваль. Основу этих проектов составили инструментальные концерты и крупные симфонические произведения композитора. Кроме того, оркестром были представлены программы к 145-летию со дня рождения Рахманинова, а также – новый цикл концертов «Музыка для всех: оркестр и орган», приуроченный к открытию органа Большого зала Московской консерватории после реставрации. По-прежнему насыщена и 

    гастрольная деятельность Большого симфонического оркестра и его художественного руководителя Владимира Федосеева: в сезоне 2017/18 музыканты выступили в Китае, Японии, Австрии, Германии, Чехии, Греции. 

    В концертном сезоне 2018/2019 годов Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского отправится на гастроли в Австрию, Словакию, Венгрию, Турцию, Испанию и Китай. В Москве, помимо Большого зала Консерватории, Концертного зала имени П. И. Чайковского, Большого театра, Государственного Кремлёвского дворца, даст серию концертов в новом зале «Зарядье». С БСО в новом сезоне выступят такие прославленные вокалисты, как Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Микеле Пертузи, Элина Гаранча, Венера Гимадиева, Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев, Василий Ладюк; пианисты Питер Донохоу, Барри Дуглас, Елизавета Леонская, Андрей Коробейников, Сергей Редькин; скрипачи Сара Чанг, Алена Баева, Никита Борисоглебский, Дмитрий Смирнов, Матвей Блюмин; виолончелисты Пабло Феррандес, Борис Андрианов, Александр Рамм. За дирижёрский пульт оркестра, помимо художественного руководителя Владимира Федосеева, встанут Неэме Ярви, Михаэль Зандерлинг, Даниэль Орен, Карел Марк Чичон, Микеланджело Мацца, Леош Сваровски, Винценц Праксмарер, Денис Лотоев.

    Владимир Федосеев

    Владимир Федосеев родился 5 августа 1932 года в Ленинграде. Музыкальное образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных) и в аспирантуре Московской консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). Карьеру симфонического дирижера начал в оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Е. А. Мравинского. В Ленинграде состоялся и дирижёрский дебют Владимира Федосеева в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском театре), где им была поставлена «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.

    В восьмидесятые и девяностые годы в парижском зале «Плейель» под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и «Алеко» С. Рахманинова. В исполнении Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти, Роберто Скандуцци в Осло, Стокгольме и Мюнхене прозвучал «Реквием» Дж. Верди. Кроме того, в это время дирижёром были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, 1988; «Пиковая дама» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, 1989), Венской опере («Кармен» Ж. Бизе, 1993; «Борис Годунов» М. Мусоргского, 1994; «Волшебный мандарин» Б. Бартока, 1995), цюрихском Opernhaus («Жизнь за царя» М. Глинки, 1996; «Демон» А. Рубинштейна, 1999; «Аттила» Дж. Верди, 1998). Сотрудничество с крупнейшими театрами продолжается и в настоящее время: в 2015–2016 годах Владимир Федосеев дирижировал в Ла Скала в новых постановках балетов «Щелкунчик» (хореограф Начо Дуато) и «Спящая красавица» П. И. Чайковского (хореограф Алексей Ратманский). А в январе 2017 года дирижировал в премьерных показах оперы «Турандот» Дж. Пуччини в «Геликон-опере», после чего был приглашён в театр на должность музыкального руководителя. 

    Имя дирижёра связано со многими оркестрами мира. Владимир Федосеев – первый приглашённый дирижёр оркестра Токийской филармонии (с 2000 г.); приглашенный дирижёр оркестра Баварского радио (Мюнхен), Национального филармонического оркестра французского радио (Париж), Симфонического оркестра финского радио, Берлинского симфонического, Дрезденского филармонического, оркестров Штутгарта и Эссена, Кливленда и Питтсбурга. С 1997 по 2005 год Владимир Федосеев являлся главным дирижёром Венского симфонического оркестра, и это десятилетие вошло в историю коллектива триумфальными гастролями по странам центральной Европы, азиатскими турне по Японии, Китаю и Филиппинам; циклом «Все симфонические произведения Бетховена», завершившимся 1 января 2000 года исполнением «Торжественной мессы» Бетховена. При всём многообразии творческой деятельности центральное место в жизни Владимира Федосеева, безусловно, занимает Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижёром которого он является уже более четырёх десятилетий. За эти годы Владимир Федосеев сформировал особенный, узнаваемый почерк, принесший БСО международную известность, организовал с оркестром множество премьер сочинений современных композиторов, постоянно развивая творческие контакты с русскими и западными авторами: в начале карьеры – с Д. Шостаковичем и Г. Свиридовым, позже – с Ф. Роузом (США), Кш. Пендерецким (Польша), Р. Сёдерлиндом (Норвегия), В. Рубиным и Р. Леденёвым (Россия). Первыми крупными работами дирижёра с БСО стали концертные постановки, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» П. Масканьи, «Черевички» П. И. Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева, в числе которых все симфонии Л. Бетховена, симфонии П. И. Чайковского, Г. Малера и С. Танеева, становились бестселлерами. Пластинка с 

    записью оперы «Майская ночь» получила приз «Золотой Орфей» французской академии грамзаписи «Шан дю Монд» и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижёра также представлены все симфонии И. Брамса, выпущенные фирмой Warner Classics & Jazz, симфонии Д. Шостаковича, изданные в Японии компанией Pony Сanyon. 

    Владимир Федосеев – обладатель множества премий и наград, среди которых Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения П. И. Чайковского и Д. Шостаковича), орден «За заслуги перед Отечеством» (IV, III, II и I степеней), орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, Серебряный крест Австрийской республики и орден Почётного Креста I степени за заслуги в культуре Австрии, золотая медаль Международного общества Густава Малера. В марте 2013 года дирижёр получил в Праге Европейскую премию «Треббия» за творческую деятельность. В октябре 2013 года в Кремле президент Российской Федерации В. В. Путин наградил В. И. Федосеева орденом Почёта. В 2016 году дирижёр стал обладателем почётного звания «Заслуженный деятель музыкальных искусств» и лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства. В 2017 году Мэр Москвы Сергей Собянин наградил маэстро Знаком отличия «За заслуги перед Москвой» за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства. А в январе 2018 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил В. И. Федосееву орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени. 

    «Успех пришел к Владимиру Федосееву естественно, как к человеку выдающегося дарования, много сделавшему для большой музыки и имеющему настоящую творческую жизнь», – писал о дирижёре композитор Борис Чайковский. А Тихон Хренников отмечал: «Дирижерское дарование – совершенно особый род музыкального таланта. Как у певца, у дирижёра должен быть свой “дирижерский голос”. Федосеев – счастливый обладатель такого голоса. Воля руководителя, темперамент артиста, пластика жестов – во всем слышится этот ясно звучащий дирижёрский голос».

    Алексей Гуськов

    Алексей Гуськов родился в польском городе Бжег в семье военного летчика. Когда Алексею было шесть лет, его семья переехала в Киев. После окончания школы он отправился в Москву, где поступил сначала в Высшее техническое училище имени Баумана, затем — на актерский факультет Школы-студии МХАТ (курс Виктора Монюкова), который окончил в 1983 году как актер драматического театра и кино. Впоследствии вернулся в родную Школу-студию МХАТ, но уже в качестве преподавателя.

    Профессиональная биография Алексея Гуськова началась в 1984 году в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Через два года молодой артист перешел в театр на Малой Бронной, затем играл на сценах театра «Детектив» и Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя. В 2011 году был приглашён в Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова — на роль лесопромышленника Антипы Зыкова в спектакле «Люди как люди» по пьесе Максима Горького «Зыковы» и Дэвида Мортимера в комедии «Обычное дело» по пьесе Рэя Куни «Чисто семейное дело» в постановке Владимира Иванова. Среди наиболее значимых ролей, которые Алексей Гуськов исполняет в этом театре в настоящее время, — Евгений Онегин в известном спектакле Римаса Туминаса «Евгений Онегин». 

    Не менее успешно сложилась судьба Гуськова в кино. В общей сложности за свою карьеру он сыграл в кино и на телевидении более шестидесяти ролей, каждая из которых по-своему примечательна и интересна. За роль офицера-контрабандиста Никиты Голощёкина в телесериале Александра Митты «Граница. Таёжный роман» (2000) актер получил Государственную премию РФ. За работу в «Мусорщике» (2001, реж. Г. Шенгелия) на Венецианском фестивале телевизионных фильмов удостоен приза «За лучшую мужскую роль». В 2012 году на ХХ фестивале русского кино в Онфлере получил награду за работу в фильме «Четыре дня в мае» (реж. А. фон Боррис). В 2013 году Алексей Гуськов снялся в роли Папы Римского Иоанна Павла II в итальянском телевизионном фильме «Святой человек» по книге «Тайная жизнь Иоанна Павла II» (реж. А. Порпорати). 

    С 2009 года — после исполнения роли дирижера Большого театра в фильме «Концерт» Раду Михайляну — актер стал ассоциироваться с миром классической музыки. «Конечно, я не смог превратиться в профессионального дирижера, но пять минут музыки Моцарта и двенадцать минут Чайковского в моем исполнении должны были быть убедительными, — рассказывает А. Гуськов. — Я не только занимался с педагогами, но и пересмотрел невероятное количество видео с великими дирижерами. После первых уроков чуть не впал в отчаяние — настолько сложной оказалась эта профессия. До тех пор я был далек от музыки и знал только то, что этот удивительный мир невербального общения между людьми складывается из семи нот. Теперь я знаю, что музыка — самый высокий жанр духовного общения». Перевоплощения в музыкантов продолжились в 2016 году, когда А. Гуськов предстал в образе Сергея Прокофьева в документальном фильме Первого канала «Прокофьев наш». 

    С 1994 года Алексей Гуськов является президентом анимационной студии «Ф. А. Ф. Интертейнмент». В 2007 году получил звание Народного артиста Российской Федерации. А в 2013 году за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства был награжден орденом Дружбы.