БСО, Георгий Димитров
    и Михаил Петухов (фортепиано)

    28 мая 2013

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    И. С. Бах
    Концерт для фортепиано с оркестром ре минор
    Гендель
    Concerto grosso, соч. 6 № 5
    Шуман
    Симфония № 4

    12+

    Абонемент №62:

    Государственный акадeмический большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского п/у Владимира Федосеева

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. Он не раз доказывал своё право называться одним из лучших оркестров мира – право, завоёванное историей, тщательнейшей работой у микрофонов и интенсивной концертной деятельностью. 

    Высокая репутация оркестра в мире – результат плодотворного сотрудничества с замечательными русскими дирижёрами: А. Орловым, Н. Головановым, А. Гауком, Г. Рождественским. БСО доверяли первое исполнение своих сочинений Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Г. Свиридов, Д. Шостакович, Б. Чайковский. С 1974 года и по сей день бессменным художественным руководителем и главным дирижёром коллектива является Владимир Федосеев. 

    В летопись оркестра вписаны имена дирижёров: Л. Стоковского и Г. Абендрота, Л. Маазеля и К. Мазура, Е. Мравинского и К. Цекки, солистов прошлого: С. Рихтера, Д. Ойстраха, А. Неждановой, С. Лемешева, И. Архиповой, Л. Паваротти, Н. Гяурова, а также современных исполнителей: В. Третьякова, П. Цукермана, Ю. Башмета, О. Майзенберга, Е. Леонской, А. Князева. В своё время именно Владимир Федосеев и БСО открыли миру имена Е. Кисина, М. Венгерова, В. Репина. И сейчас оркестр продолжает сотрудничать с лучшими солистами разных стран. 

    В 1993 году оркестру было присвоено великое имя Петра Ильича Чайковского – за подлинную, глубокую интерпретацию его сочинений. 

    Записи огромнейшего репертуара оркестра от Моцарта, Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера до современной музыки выпущены фирмами Sony, Pony Сanyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия». 

    В репертуаре оркестра – монографические циклы, проекты для детей, благотворительные мероприятия, а также концерты, объединяющие музыку и слово. Наряду с выступлениями в крупнейших залах мира БСО продолжает вести активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в Третьяковской галерее и МГУ имени М. В. Ломоносова. 

    В перечне стран, в которых выступал Большой симфонический оркестр, отражена едва ли не вся карта мира. Но важнейшим направлением деятельности БСО являются концерты в городах России – Смоленске и Вологде, Череповце и Магнитогорске, Челябинске и Сарове, Перми и Великом Новгороде, Тюмени и Екатеринбурге. Только в сезоне 2017/2018 коллектив выступил в Санкт-Петербурге, Ярославле, Твери, Клину, Ташкенте, Перми, Сочи, Краснодаре, Раменском. 

    В сезоне 2015/2016 Большой симфонический оркестр отметил своё 85-летие, исполнив яркие концертные программы в Москве, городах Германии, Австрии, Голландии, Италии и Швейцарии с участием выдающихся музыкантов. С большим успехом был представлен проект «Моцарт. Письма к тебе…», в котором творчество композитора рассматривалось в тесной взаимосвязи с его личностью, окружением и событиями из жизни. Этот формат оркестр продолжил в аналогичных циклах, посвящённых Бетховену (2016/2017) и Чайковскому (2017/2018). Творчество Бетховена стало центральной темой выступлений и в сезоне 2017/2018. Композитору, ушедшему из жизни 190 лет назад, оркестр посвятил целый фестиваль. Основу этих проектов составили инструментальные концерты и крупные симфонические произведения композитора. Кроме того, оркестром были представлены программы к 145-летию со дня рождения Рахманинова, а также – новый цикл концертов «Музыка для всех: оркестр и орган», приуроченный к открытию органа Большого зала Московской консерватории после реставрации. По-прежнему насыщена и 

    гастрольная деятельность Большого симфонического оркестра и его художественного руководителя Владимира Федосеева: в сезоне 2017/18 музыканты выступили в Китае, Японии, Австрии, Германии, Чехии, Греции. 

    В концертном сезоне 2018/2019 годов Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского отправится на гастроли в Австрию, Словакию, Венгрию, Турцию, Испанию и Китай. В Москве, помимо Большого зала Консерватории, Концертного зала имени П. И. Чайковского, Большого театра, Государственного Кремлёвского дворца, даст серию концертов в новом зале «Зарядье». С БСО в новом сезоне выступят такие прославленные вокалисты, как Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Микеле Пертузи, Элина Гаранча, Венера Гимадиева, Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев, Василий Ладюк; пианисты Питер Донохоу, Барри Дуглас, Елизавета Леонская, Андрей Коробейников, Сергей Редькин; скрипачи Сара Чанг, Алена Баева, Никита Борисоглебский, Дмитрий Смирнов, Матвей Блюмин; виолончелисты Пабло Феррандес, Борис Андрианов, Александр Рамм. За дирижёрский пульт оркестра, помимо художественного руководителя Владимира Федосеева, встанут Неэме Ярви, Михаэль Зандерлинг, Даниэль Орен, Карел Марк Чичон, Микеланджело Мацца, Леош Сваровски, Винценц Праксмарер, Денис Лотоев.

    Михаил Петухов

    «Индивидуальность Михаила Петухова определяется поэтичностью и строгостью, ассимиляцией полнокровного арсенала технических средств, уверенностью и пристальным вниманием ко всему, что придает музыкальному звуку ту неуловимую особенность, которая не может оставить нас равнодушными, власти которой мы покоряемся… редкая для такого возраста зрелость», – писала бельгийская газета «Ля либр Бельжик» о молодом русском пианисте, ставшем лауреатом 7-го Международного конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе.

    Заслуженный артист России Михаил Петухов родился в Варне, в семье геологов, где благодаря высокодуховной атмосфере, рано определились музыкальные привязанности мальчика. Под руководством Валерии Вязовской он совершает свои первые шаги в освоении законов фортепианной игры и уже с 10 лет принимает участие в концертах, часто исполняя и собственные сочинения. Встреча с известным композитором Борисом Лятошинским определила профессиональное будущее мальчика и укрепила в нем уверенность в собственных творческих силах.

    Занимаясь по классу фортепиано и композиции у прекрасных педагогов Киевской специальной музыкальной школы Нины Найдич и Валентина Кучерова, Михаил сближается с представителями композиторского авангарда в лице Валентина Сильвестрова, Леонида Грабовского и Николая Сильванского, а также обретает свое первое европейское признание на 4-м Международном конкурсе пианистов имени Баха в Лейпциге, где завоевывает бронзовую награду. Дальнейшая судьба музыканта неразрывно связана с Московской консерваторией, где он учится в классе выдающейся пианистки и композитора Татьяны Николаевой. Его активная творческая жизнь в разное время обогащается контактами с такими крупнейшими музыкантами современности, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Георгий Свиридов, Карл Элиасберг, Александр Свешников, Тихон Хренников, Альберт Леман, Юрий Фортунатов и многие другие. Еще будучи студентом, Петухов создает множество сочинений самых различных жанров и в числе их оперу «Мессинская невеста» на текст Шиллера. Соната для скрипки соло, написанная в 1972 году, получает высокую оценку великого Давида Ойстраха. Крупнейшим событием творческой жизни Петухова стало общение с Дмитрием Шостаковичем, который восторженно отозвался о молодом артисте. Впоследствии известный бельгийский критик Макс Вандермасбрюгге в своем эссе «От Шостаковича к Петухову» писал: «Встречу с музыкой Шостаковича в исполнении Петухова можно рассматривать как продолжение последним творчества Шостаковича, когда старший поощряет младшего настойчивому развитию его мыслей… Сколь велика была бы радость мэтра!»

    Интенсивная концертная деятельность артиста, начавшаяся ещё на школьной скамье, была, к сожалению, в течение длительного времени неизвестна западному миру. Когда после успеха на брюссельском конкурсе последовали многочисленные приглашения из Европы, США и Японии, непреодолимая преграда всем известной политической обстановки в бывшем СССР воспрепятствовала выездам Петухова за рубеж. Международное признание возвращается к нему лишь в 1988 году, когда итальянская пресса называет его одним из наиболее талантливых концертирующих артистов современности. Этой оценке вторит высказывание известного дирижёра Саулюса Сондецкиса: «Игру Петухова отличают не только исполнительская яркость и редкое виртуозное мастерство, но и глубокое понимание музыкальной драматургии и стилистических особенностей исполняемой музыки. Петухов – исполнитель, у которого очень гармонично сочетаются порыв и темперамент виртуоза, спокойствие, мудрость знатока и эрудиция».

    Репертуар Михаила Петухова, состоящий из множества сольных программ и свыше 50 концертов для фортепиано с оркестром, простирается от музыки доклассического периода до самых новейших сочинений. При этом любой из авторов находит в интерпретации пианиста оригинальную, свежую, но всегда стилистически достоверную трактовку.

    Мировая пресса единодушна в своих высказываниях, отмечая у артиста « сочетания величия и сокровенного лиризма в Бахе, возвышенную простоту в Моцарте, сказочную технику в Прокофьеве, утонченность и волнующее исполнительское совершенство в Шопене, великолепный дар колориста в Мусоргском, широту мелодического дыхания в Рахманинове, стальной удар в Бартоке, ослепительную виртуозность в Листе».

    Концертная деятельность Петухова, продолжающаяся уже почти 40 лет, вызывает огромный интерес во всём мире. Его восторженно принимает публика Европы, Азии, США, и Латинской Америки. Трудно перечислить все крупнейшие мировые сцены, на которых пианист давал сольные концерты или выступал в качестве солиста с крупнейшими оркестрами мира под управлением многих знаменитых дирижеров. Среди них – Большой театр, Берлинская и Варшавская филармонии, Гевандхаус в Лейпциге, Миланская и Женевская консерватории, Национальная Аудитория Мадрида, Дворец Изящных Искусств в Брюсселе, Театр Эродиум в Афинах, Театр Колон в Буэнос-Айресе, Ашер-Холл в Эдинбурге, Лидер-Хале в Штутгарте, токийский Сантори-Холл, Будапештская и Филадельфийская музыкальные Академии.

    За свою творческую жизнь музыкант дал около 2000 концертов. М. Петухов имеет многочисленные записи на радио и телевидении разных стран. Он также записал 15 компакт-дисков для фирм Pavane (Бельгия), MonoPoly (Корея), Sonorа (США), Opus (Словакия), Pro Domino (Швейцария), Melopea (Аргентина), Consonance (Франция). Среди них такие весьма престижные записи, как Первый и Второй концерты Чайковского из Театра Колон и Третий концерт Рахманинова из Большого театра.

    Михаил Петухов является профессором Московской консерватории, в которой преподает более 30 лет. Он также проводит ежегодные мастер-классы во многих странах мира и участвует в работе жюри различных международных конкурсов.

    Весьма обширно также композиторское творчество Михаила Петухова, автора сочинений самых различных жанров: для оркестра – «Севастопольская сюита», симфоническая поэма «Воспоминание о Брюгге», Чакона «Монумент Шостаковичу», Ноктюрн «Грезы Белых ночей», Фортепианный и скрипичный концерты; камерно-инструментальных : «Романтическая элегия» для фортепианного трио, Соната-фантазия «Лукреция Борджиа» (по В.Гюго) для фагота и фортепиано, Струнный квартет, Фортепианная соната памяти Шостаковича, « Аллегории» для контрабаса соло, « Три полотна Леонардо» для ансамбля флейт; вокальных – романсы на стихи Гёте для сопрано и фортепиано, Триптих для баса-баритона и духовых инструментов; хоровых произведений – Два эскиза памяти Лятошинского, японские миниатюры «Исэ моногатари», Молитва, 50-й Псалом Давида, Триптих Николаю Чудотворцу, Четырех Духовных концертов, Божественной Литургии оп Иоанна Златоуста.

    Музыка Петухова неоднократно исполнялась в рамках крупных фестивалей стран СНГ, а также в Германии, Австрии, Италии, Бельгии, Франции, Испании, Португалии, Японии, Республике Корея, с участием таких знаменитых музыкантов современности, как Ю.Симонов, С.Сондецкис, М.Горенштейн, С.Гиршенко, Ю.Башмет, Дж.Бретт, А.Дмитриев, Б.Тевлин, В.Чернушенко, С.Калинин, Ж..Окторс, Э.Гантер. Бельгийская фирма Pavane выпустила диск «Петухов играет Петухова».

    Обладатель премии Napoli Cultural Classic 2009 в номинации «Лучший музыкант года».