Александр Князев виолончель
В программе:
Иоганн Себастьян Бах
Шесть сюит для виолончели соло
Александр Князев виолончель
В программе:
Иоганн Себастьян Бах
Шесть сюит для виолончели соло
Программа, с которой Александр
Князев – корифей отечественной исполнительской школы, мастер с мировым именем –
выйдет на старейшую столичную сцену, – своего рода опус магнум в творчестве
артиста. В трех отделениях он исполнит все шесть сюит для виолончели соло
Иоганна Себастьяна Баха. Впервые Князев дерзнул выйти к публике с полным циклом
баховских сюит в 1999 году, но затем долго не решался повторить грандиозную
программу, несмотря на аншлаг и большой успех дебютного исполнения.
Однако подобно врубелевскому Демону или рафаэлевской Мадонне сюиты Баха постоянно владели думами музыканта. Он дважды их записал (и собирается перезаписать, так как взгляды на трактовку претерпели изменения), а несколько лет назад ввел в постоянную концертную практику, называя любимой программой. Для Князева музыка Баха — словно вневременной универсум или свободный дух, способный принимать разные обличия. «Баха можно играть по-разному – в разных темпах, в разных характерах, главное – чтобы это было убедительно», – говорит артист. Каждым выступлением он подтверждает свое право на оригинальную интерпретацию сюит, равноудаленную и от исторических реконструкций «аутентистов», и от канонов советских виолончелистов-колоссов.
Трактовка Александра Князева – это гармонично созданная система со своими внутренними законами, любовно выложенная в космической мозаике. Но Бах Князева – это и живой дышащий организм. Чтобы глубже погрузиться в творчество германского гения, виолончелист некогда выучился играть и на органе. И его виолончель часто передает органные звучности, столь значимые в контексте баховского творчества. Кроме того, трактовка Князева подобна хорошей литературе, где читателю любого возраста и уровня эрудиции предназначен свой смысловой слой. Начинающий слушатель насладится богатым насыщенным звучанием виолончели, возвышенной красотой баховской мелодики, а просвещенный меломан с удовольствием проследит за полифоническими хитросплетениями или за удивительной динамикой, с которой от сюиты к сюите меняются сарабанды.