Российский национальный оркестр, Кирилл Карабиц, Дмитрий Маслеев : Московская государственная академическая филармония

    Российский национальный оркестр,
    Кирилл Карабиц, Дмитрий Маслеев

    24 октября 2021

    Большой зал Консерватории

    В программе:
    Бетховен
    Симфония № 3 ми-бемоль мажор, соч. 55 («Героическая»)
    Концерт № 5 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, op. 73

    12+

    Абонемент №82:

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус.

    РНО сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижеры современности: Семён Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. 

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашенными дирижерами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    Последние сезоны в жизни оркестра отмечены серией крупных международных проектов в России и за ее пределами. В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором исполнили «Страсти по Матфею» митрополита Волоколамского Илариона в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова. 

    РНО записал более восьмидесяти альбомов, выпущенных всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon и другими звукозаписывающими компаниями. Многие записи получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым отечественным оркестром, завоевавшим премию «Грэмми». Среди записей РНО последних лет – все симфонии и фортепианные концерты Бетховена в интерпретации Михаила Плетнёва, симфонии и балеты Чайковского, избранные симфонии Шостаковича, а также сочинения Вячеслава Артёмова. Запись «Колоколов» Рахманинова названа британским изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, когда-либо представленных в записи». Запись Симфонии №7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала ежегодную премию Diapason d'Or и была номинирована на «Грэмми» в категории «Лучший альбом с объемным звучанием».

    Кирилл Карабиц

    Кирилл Карабиц родился в 1976 году в Киеве. Окончил Национальную музыкальную академию Украины имени П. И. Чайковского в Киеве (класс Романа Кофмана) и Венский университет музыки и исполнительского искусства (класс Уроша Лайовича). Работал дирижером-ассистентом Будапештского фестивального оркестра и Филармонического оркестра Радио Франс. Занимал пост главного приглашенного дирижера Страсбургского филармонического оркестра.

    С 2009 года Карабиц – главный дирижер Борнмутского симфонического оркестра, одного из старейших оркестров Великобритании. Под его управлением коллектив неоднократно выступал на фестивале BBC Proms в Ройял Альберт-холле в Лондоне, а также на фестивалях в Брайтоне, Личфилде и Челтнеме. Среди достижений дирижера и оркестра – исполнение всех симфоний Бетховена и Прокофьева, запись многочисленных альбомов. 

    Кирилл Карабиц сотрудничает с ведущими коллективами Европы, Азии и Северной Америки, среди которых симфонические оркестры Кливленда, Филадельфии, Сан-Франциско и Чикаго, Мюнхенский, Дрезденский и Роттердамский филармонические, Национальный оркестр Франции, лондонский оркестр «Филармония», Симфонический оркестр Би-би-си, Симфонический оркестр Йомиури, оркестр театра Ла Фениче. Регулярно выступает с Российским национальным оркестром, с которым дебютировал в 2014 году на Большом фестивале РНО. Среди их совместных проектов 2019 года – зимний тур по Северной Америке, в рамках которого состоялся дебют дирижера в нью-йоркском Линкольн-центре (солист – Михаил Плетнёв), и осенние гастроли по городам Италии и Германии. В июне 2020 года РНО под управлением Карабица выступит в Бразилии и Чили. 

    Кирилл Карабиц сотрудничал со многими известными солистами, среди которых Николай Луганский, Аркадий Володось, Алексей Володин, Жан-Ив Тибоде, Элен Гримо, Пол Льюис, Симон Трпчески, Иво Погорелич, Рено и Готье Капюсоны, Юлиан Рахлин, Сергей Хачатрян, Юрий Башмет. 

    В сезоне 2018/19 выступал с симфоническими оркестрами Торонто, Цинциннати, Сиэтла и Мельбурна, а также с Венским симфоническим оркестром в зале Музикферайн. Среди ангажементов сезона 2019/20 – дебют с Далласским симфоническим оркестром, концерты с оркестрами Чикаго, Миннесоты, Бамберга, Сиднея, Сеула. В феврале Карабиц и Борнмутский оркестр участвуют в серии концертов, посвященных 250-летию со дня рождения Бетховена, в лондонском Барбикан-центре (симфонии №№ 1 и 3). 

    Успешно развивается оперная карьера дирижера. Кирилл Карабиц сотрудничал с берлинской Дойче Опер («Борис Годунов» Мусоргского), Штутгартской оперой («Смерть в Венеции» Бриттена), Государственной оперой Гамбурга («Мадам Баттерфляй» Пуччини), Английской национальной оперой («Дон Жуан» Моцарта), Большим театром России («Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского, «Мавра» Стравинского, «Богема» Пуччини), Большим театром Женевы («Путешествия пана Броучека» Яначека), Национальной Рейнской оперой в Страсбурге («Бал-маскарад» Верди), Национальной оперой Лотарингии в Нанси («Идоменей» Моцарта и «Флорентийская трагедия» Цемлинского), Норвежской национальной оперой («Богема»). 

    На Глайндборнском фестивале провел спектакли «Богема» и «Евгений Онегин», руководил исполнением «Летучего голландца» Вагнера на приуроченном к юбилею композитора фестивале в Женеве. С Симфоническим оркестром Би-би-си представил концертную версию оперы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» в Барбикан-центре, с Борнмутским симфоническим участвовал в концертном исполнении «Саломеи» Р. Штрауса. В сезоне 2016/17 занял пост генерального музыкального руководителя и главного дирижера Немецкого национального театра и Государственной капеллы в Веймаре, где представил оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Тангейзер» Вагнера, «Свадьба Фигаро», «Дон 

    Жуан» и «Так поступают все женщины» Моцарта. В сезоне 2019/20 выступит в качестве музыкального руководителя новой постановки оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси в Национальной опере Монпелье и представит в концертном исполнении «Электру» Р. Штрауса с Борнмутским оркестром в Симфоническом зале Бирмингема. 

    Кирилл Карабиц активно работает с молодыми музыкантами. Художественный руководитель польского молодежного оркестра I, CULTURE. Среди их совместных выступлений – гастроли по Европе со скрипачкой Лизой Батиашвили (2015), концерты в амстердамском зале Консертгебау и на фестивале в Монпелье (2018). В 2012 и 2014 годах Карабиц дирижировал оркестром «Северная симфония» и Шотландским симфоническим оркестром Би-би-си во время финальных прослушиваний телевизионного конкурса BBC Young Musician of the Year («Молодой музыкант года Би-би-си»). Недавно состоялись концерты дирижера с Национальным молодежным оркестром Великобритании, в том числе прошедший с аншлагом концерт в Барбикан-центре. 

    В обширной дискографии дирижера – записи всех симфоний Прокофьева, Уолтона, Симфонии № 2 Чайковского, Симфонии № 3 Лятошинского, симфоний №№ 3 и 4 Тертеряна, концертов для оркестра №№ 4 и 5 Щедрина, скрипичных концертов Глазунова, Бриттена, Шостаковича (солисты – Джеймс Энес и Никола Бенедетти), оркестровых сочинений Мусоргского, Хачатуряна, Сильвестрова, Кара Караева, Ивана Карабица (с Борнмутским симфоническим оркестром), симфонических поэм Листа, Р. Штрауса и кантаты «К ХХ-летию Октября» Прокофьева (с Веймарской государственной капеллой). 

    Карабиц удостоен премии «Дирижер года» (2013) британского Королевского филармонического общества.

    Дмитрий Маслеев

    Дмитрий Маслеев родился в 1988 году в Улан-Удэ. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Михаила Петухова), затем стажировался в Международной фортепианной академии на озере Комо (Италия). 

    Лауреат VII Международного конкурса пианистов Адилии Алиевой в Гайяре (Франция, 2010, I премия), XXI Международного конкурса пианистов «Рим» (Италия, 2011, премия «Шопен») и Международного конкурса имени Антонио Наполитано в Салерно (Италия, 2013, I премия). В 2015 году завоевал I премию и Золотую медаль XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве, где был удостоен также специального приза за исполнение концерта Моцарта во II туре. В том же году стал солистом Московской филармонии.

    С этого времени начинается международная карьера музыканта. Его сольные концерты и выступления с ведущими оркестрами проходили в известнейших залах мира, таких как Карнеги-холл в Нью-Йорке, Гастайг в Мюнхене, Филармония на Эльбе в Гамбурге, Кёрнер-холл в Торонто, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Концертхаусы в Берлине и Вене, Парижская филармония, Консертгебау в Амстердаме, Кадоган-холл в Лондоне, театр Карло Феличе в Генуе, Национальный центр исполнительских искусств в Пекине, Сеульский центр искусств и др. Регулярно выступает в городах России. 

    Дмитрий Маслеев участвовал в фестивалях в Вербье, Рейнгау, Бад-Киссингене, Мекленбурге – Передней Померании, Замке Эльмау (совместно с фестивалем Вербье), Бове (Pianoscope), Бейруте, Кейптауне (Летний музыкальный фестиваль), Казани («Белая сирень» имени С. В. Рахманинова), Санкт-Петербурге («Звезды белых ночей», «Лики современного пианизма»), Дамфрисе, на озере Комо и Боденском озере, в Люцерне, Монтрё, Ла-Рок-д’Антероне, Руре, Мехико и др. 

    Среди ангажементов сезона 2021/22 – гастроли в Нидерландах и Финляндии, а также во многих городах России (Новосибирск, Псков, Ижевск, Самара, Екатеринбург и др.), сольные концерты в крупнейших московских залах и выступления с Российским национальным оркестром, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, ГСО «Новая Россия», Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Государственным академическим камерным оркестром России. 

    Многие выступления пианиста транслировались каналом Medici. Роландо Вильясон пригласил его принять участие в телешоу «Звезды завтрашнего дня» на телеканале ARTE. Дебютный сольный альбом Маслеева с произведениями Скарлатти, Прокофьева и Шостаковича (2017, «Мелодия») был удостоен Премии немецких критиков звукозаписи (Preis der Deutschen Schallplattenkritik). В декабре 2019 года фирма «Мелодия» выпустила второй альбом пианиста «Вечное движение», в который вошли Первый концерт Шостаковича, Джазовая сюита Александра Цфасмана и Второй концерт Николая Капустина.

    Другие концерты этого абонемента
    Большой зал Консерватории
    19 января в 19:00
    Большой зал Консерватории
    18 мая в 19:00