Красноярский фестиваль искусств «Хворостовский». В рамках марафона «Мой Рахманинов» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Красноярский фестиваль искусств «Хворостовский».
    В рамках марафона «Мой Рахманинов»

    5 ноября 2023

    Большой зал Консерватории

    Аида Гарифуллина (сопрано)
    Ирина Шишкова (меццо-сопрано)
    Сон Чи Хун (лауреат I премии XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского, тенор)
    Красноярский академический симфонический оркестр
    Клеман Нонсьё, дирижёр
    В программе:
    Россини
    Увертюра к опере «Сорока-воровка»
    Доницетти
    Ария Тонио из оперы «Дочь полка»
    Хименес
    Полонез Елены из сарсуэлы «Севильский цирюльник»
    Массне
    «Размышление» – интермеццо из оперы «Таис»
    Чилеа
    Плач Федерико из оперы «Арлезианка»
    Верди
    Дуэт Виолетты и Альфреда из III действия оперы «Травиата»
    Бизе
    Антракт к IV действию оперы «Кармен»
    Хабанера из оперы «Кармен»
    Оффенбах
    Баркарола из оперы «Сказки Гофмана»
    Пуччини
    Интермеццо из оперы «Манон Леско»
    Беллини
    Каватина Нормы из оперы «Норма»
    Пуччини
    Ария Рудольфа из оперы «Богема»
    Делиб
    Дуэт Лакме и Маллики («Цветочный дуэт») из оперы «Лакме»
    Масканьи
    Интермеццо из оперы «Сельская честь»
    Шарпантье
    Ария Луизы из оперы «Луиза»
    Гуно
    Каватина Ромео из оперы «Ромео и Джульетта»
    Рахманинов
    Пляска женщин из оперы «Алеко»
    Римский-Корсаков
    Ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок»
    Верди
    Застольная из оперы «Травиата»
    Доницетти
    Романс Неморино из оперы «Любовный напиток»
    Верди
    Болеро Елены из оперы «Сицилийская вечерня»

    В программе возможны изменения

    12+

    Аида Гарифуллина

    Аида Гарифуллина родилась в 1987 году в Казани. Начала заниматься музыкой под руководством матери. Образование получила в Нюрнбергской высшей школе музыки (класс Зигфрида Ерузалема), затем в Венском университете музыки и исполнительского искусства, где ее наставником была Клаудиа Виска.

    Международная карьера певицы началась в 2013 году, когда она завоевала I премию на Международном конкурсе оперных певцов Operalia Пласидо Доминго и дебютировала в Мариинском театре (Сюзанна в опере «Свадьба Фигаро» Моцарта). В дальнейшем она исполнила на петербургской сцене партии Джильды («Риголетто» Верди), Адины («Любовный напиток» Доницетти), Шемаханской царицы («Золотой петушок» Римского-Корсакова) и Наташи Ростовой («Война и мир» Прокофьева, постановка Грэма Вика).

    C 2014 года Аида Гарифуллина – солистка Венской государственной оперы, где в ее репертуар наряду с партиями Сюзанны, Адины и Джильды вошли роли Мюзетты («Богема» Пуччини), Эльвиры («Итальянка в Алжире» Россини), Церлины («Дон Жуан» Моцарта), Норины («Дон Паскуале» Доницетти).

    Сегодня певица регулярно выступает на сценах ведущих оперных театров и концертных залов мира, среди которых Большой театр России, Королевский оперный театр Ковент-Гарден (Лондон), Ла Скала (Милан), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Парижская национальная опера, Арена ди Верона, Театр Колон (Буэнос-Айрес), Зальцбургский фестиваль и многие другие. Сотрудничает с выдающимися дирижерами, такими как Валерий Гергиев, Зубина Мета, Кент Нагано, Пласидо Доминго, Густаво Дудамель, Антонио Паппано, Даниэль Баренбойм. Участвовала в турне по США с тенором Андреа Бочелли и в записи его альбома Si.

    Среди недавних ангажементов артистки – Carmina Burana Орфа в Шанхайском симфоническом концертном зале и Запретном городе (Пекин), «Ромео и Джульетта» Гуно в Венской государственной опере и Театре Лисеу в Барселоне, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Богема» Пуччини в Парижской национальной опере, «Три сестры» Петера Этвеша в Венской государственной опере, «Дон Жуан» в Метрополитен-опере,«Война и мир» Прокофьева и «Любовный напиток» Доницетти в Мариинском театре, «Обручение в монастыре» Прокофьева в Берлинской государственной опере, «Искатели жемчуга» на Зальцбургском фестивале, «Садко» Римского-Корсакова в Большом театре России (за партию Волховы певица номинировалась на премию «Золотая маска»).

    В 2016 году Аида Гарифуллина дебютировала в кино – в роли оперной дивы ХХ века Лили Понс в фильме английского режиссера Стивена Фрирза «Флоренс Фостер Дженкинс» (картина номинирована на «Оскар»).

    Аида Гарифуллина выступала на церемонии открытия Чемпионата мира по футболу FIFA в Москве, на фестивале BBC Proms в Гайд-парке в Лондоне, принимала участие в концерте в честь Дня взятия Бастилии на Марсовом поле в Париже, гала-концерте на Mercedes Benz Arena в Шанхае, церемонии открытия нового высотного концертного зала в Женьшене (КНР), ежегодном благотворительном концерте в Ватикане. 

    Эксклюзивная артистка Decca Classics. В феврале 2017 года вышел дебютный альбом певицы, получивший премию ECHO Klassik, в 2018 году – диск «Полночь в Москве» с песнями Александры Пахмутовой и Игоря Крутого. В 2017 году запись оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» с участием Аиды Гарифуллиной (дирижер – Валерий Гергиев) была номинирована на премию «Грэмми». 

    Артистка уделяет большое внимание благотворительной деятельности, сотрудничает с благотворительными фондами (в частности с фондом Константина Хабенского) и проектами, детским хосписом «Анжела Вавилова» в Казани, входит в попечительский совет «Фонда друзей».

    Заслуженная артистка Республики Татарстан.

    Ирина Шишкова

    Ирина Шишкова родилась в Санкт-Петербурге. Окончила Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова по специальностям «фортепиано» и «вокал», затем поступила на вокальный факультет Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Грайра Ханеданьяна).

    Лауреат Всероссийского конкурса оперных певцов имени А. С. Пирогова в Рязани (I премия, 2006), Международного конкурса оперных певцов имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (2009), дипломант Международного конкурса итальянской оперы Competizione dell’Opera в Дрездене (2010), обладатель приза «Надежда» на Международном конкурсе имени М. И. Глинки в Челябинске (2006) и премии «Лучший дебют» на Международном конкурсе оперных певцов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (2007).

    В 2008 году дебютировала на сцене Новосибирского государственного театра оперы и Балета в заглавной партии в опере «Кармен» Бизе, принимала участие в гастролях спектакля в Сеуле.

    В 2011 году состоялся дебют певицы в Мариинском театре в роли Композитора («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса), затем она выступала на этой сцене в партиях Ольги («Евгений Онегин» Чайковского), Керубино, Дорабеллы, Секста («Свадьба Фигаро», «Так поступают все женщины», «Милосердие Тита» Моцарта), Зибеля («Фауст» Гуно), Никлауса («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Весны («Снегурочка» Римского-Корсакова), Анджелины и Изабеллы («Золушка» и «Итальянка в Алжире» Россини).

    В 2011 году Ирина дебютировала также в партии Ольги на сцене Латвийской национальной оперы и выступила на фестивале Crescendo Дениса Мацуева, в декабре того же года пела на сцене Кеннеди-центра в Вашингтоне в сопровождении Уральского академического филармонического оркестра под управлением Дмитрия Лисса. 

    В 2013 году исполнила партию меццо-сопрано в кантате «Александр Невский» Прокофьева на Майорке с оркестром Балеарских островов под управлением Михаила Татарникова и принимала участие в большом европейском турне Мариинского театра. В 2014 году дебютировала на сцене Михайловского театра в партии Любаши («Царская невеста» Римского-Корсакова), на сцене Женевской оперы – в партии Ольги.

    В 2016–2019 гг. неоднократно выступала в гамбургском Ляйсхалле с Гамбургским филармоническим оркестром, в 2018–2019 гг. – в Филармонии Куала-Лумпура (Малайзия) в операх Чайковского с Малазийским филармоническим оркестром под управлением Станислава Кочановского. В мае 2022 года исполнила заглавную партию в опере Бизе «Кармен» в Большом национальном театре Лимы в Перу на фестивале GRANDA.

    Кроме вышеупомянутых, в репертуаре певицы также партии Полины и Иоанны («Пиковая дама» и «Орлеанская дева» Чайковского), Кащеевны («Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова), Клариче («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Асканио («Бенвенуто Челлини» Берлиоза), Маддалены, Амнерис и Эболи («Риголетто», «Аида» и «Дон Карлос» Верди) и многие другие.

    Сон Чи Хун

    Сон Чи Хун родился в 1990 году в Сеуле. В 2016 году окончил Корейский национальный университет искусств (Сеул; класс Саймона Яна), в 2022 году – магистратуру Высшей школы музыки и театра (класс Андреаса Шмидта) и Баварской театральной академии имени Августа Эвердинга в Мюнхене.

    Лауреат Международного конкурса вокалистов Эвы Мартон (Будапешт, 2021; III премия и специальный приз), Международного конкурса молодых теноров «Голос Камена» (Пловдив, Болгария, 2022; I премия), Международного конкурса певцов имени Монтсеррат Кабалье (Мадрид, 2022; I премия и специальный приз), Международного музыкального конкурса им. Джованни Баттисты Виотти (Верчелли, Италия, 2022; I премия и приз зрительских симпатий). На XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского (2023) был удостоен I премии и золотой медали.

    В репертуаре певца – Тамино («Волшебная флейта» Моцарта), Неморино, Беппе («Любовный напиток», «Рита» Доницетти), Лизандр («Сон в летнюю ночь» Бриттена), Рудольф («Богема» Пуччини), Арнольд, Граф Альберто, Прюнье («Вильгельм Телль», «Случай делает вором», «Ласточка» Россини), Фай Пу («Красный фонарь» Кристиана Йоста), Артуро («Пуритане» Беллини»), партия тенора в кантате Carmina Burana Орфа, вокальный цикл Шуберта «Зимний путь». 

    Выступал в Сеульском центре искусств, мюнхенском Театре принца-регента, Бранденбургском театре, Центре Золтана Кодая в Пече (Венгрия), Государственном театре Клагенфурта (Австрия), Мариинском театре в Санкт-Петербурге и на других сценах. Принимал участие в Красноярском фестивале искусств «Хворостовский» (2023).

    В числе предстоящих ангажементов певца – фестиваль в Замке Пералада в Испании и постановки в Корейской национальной опере в Сеуле – «Пуритане» Беллини (Артуро) и «Лючия ди Ламмермур» Доницетти (Эдгардо).

    Красноярский академический симфонический оркестр

    Красноярский академический симфонический оркестр создан в 1977 году. Первый концерт коллектива под управлением Владимира Свойского состоялся в Красноярском драматическом театре имени А. С. Пушкина. 

    В 1978–2003 гг. оркестр возглавлял народный артист России Иван Шпиллер. Состав коллектива в этот период пополнился молодыми музыкантами из Москвы, Ульяновска, Петрозаводска и других городов страны. Молодой коллектив освоил большой репертуар, представив на суд публики множество произведений русской и зарубежной классики. Приказом Министерства культуры России в 1993 году оркестру было присвоено почетное звание академического, в 2009 году Красноярский АСО получил статус особо ценного объекта культурного наследия Красноярского края.

    Следующий этап творческой деятельности коллектива связан с именем Марка Кадина, который возглавлял его в 2004–2014 годах. Под его руководством оркестр значительно расширил репертуар, исполняя множество раритетных произведений (многие прозвучали впервые в Красноярске), чаще работал с солистами, вел просветительскую и образовательную деятельность среди молодежи, давал благотворительные концерты. 

    С 2015 года коллективом руководит Владимир Ланде, благодаря которому красноярская публика познакомилась с такими редко звучащими произведениями, как «Рапсодия на молдавские темы» Вайнберга, услышала Девятую симфонию Шуберта, «Шехеразаду» Римского-Корсакова, «Фантастическую симфонию» Берлиоза и другие крупные симфонические полотна. Успехом пользуются экспериментальные проекты, рассчитанные на расширение аудитории: «Экстремальная классика», «Ароматы весны», «Культурные столицы мира», «Осень в Париже». По инициативе Ланде в 2016 году реализован проект «Симфония Сибири», цель которого – привлечение к сотрудничеству с коллективом современных композиторов.

    В настоящее время в составе Красноярского АСО – более ста музыкантов, среди которых заслуженные артисты России Валерий Ефремов (концертмейстер), Владимир Зейферт (скрипка), Татьяна Лисенкова (концертмейстер группы виолончелей), Татьяна Савельева (концертмейстер группы гобоев), Александр Михеев (концертмейстер группы кларнетов), Леонид Колеснев (концертмейстер группы фаготов).

    Коллектив выступал в лучших залах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, принимал участие в фестивале «Бемус» в Белграде (Belgrade Music Festival), гастролировал в Швейцарии, Нидерландах, Эстонии, Китае, Корее и странах Латинской Америки. В 2017 году оркестр отметил 40-летие со дня основания концертами в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде и Пскове. Ныне оркестр регулярно выступает в Большом и Малом залах Красноярской филармонии, лучшие программы проходят с онлайн-трансляциями. 

    Клеман Нонсьё

    Клеман Нонсьё родился в Туре (Франция). Получил образование как пианист и музыковед в Консерватории имени Франсиса Пуленка в родном городе.Занимался также в классах клавесина и ударных инструментов.

    Оркестровому дирижированию обучался в Высшей школе музыки Фрайбурга у Скотта Сандмайера и Берлинском университете искусств у Стивена Слоуна и Гарри Кёртиса. Во время учебы в Германии дирижировал оркестром берлинской Комише Опер, Берлинским симфоническим оркестром, Бохумским симфоническим оркестром, оркестром Kammerakademie Potsdam и другими коллективами. В качестве репетитора сотрудничал с оперными театрами Фрайбурга, Тура и Сантьяго (Чили). В настоящее время – ассистент дирижера Стивена Слоуна в Бранденбургском государственном оркестре Франкфурта-на-Одере.

    В 2022 году Клеман Нонсьё был удостоен II премии I Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова в Москве, после чего получил приглашение выступить с Симфоническим оркестром Мариинского театра в Санкт-Петербурге. 

    В марте 2023 года принимал участие в XVII Международном конкурсе дирижеров Донателлы Флик (среди членов жюри – дирижеры Антонио Паппано, Шан Эдвардс, Мартин Брэббинс, композитор Салли Бимиш) за пультом Лондонского симфонического оркестра. 

    Летом 2023 года под управлением Клемана Нонсьё состоялось премьерное концертное исполнение оперы «Почтальон из Лонжюмо» Адольфа Адана в Московском театре «Новая опера» имени Е. В. Колобова. Сотрудничество дирижера с этим театром продолжилось работой над сценической версией оперы Адана (режиссер – Евгений Писарев, премьера в июле 2024-го), а также над новой постановкой оперы «Кармен» Бизе. 

    Регулярно выступает на крупнейших московских сценах с Российским национальным оркестром, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Российским национальным молодежным симфоническим оркестром. Гастролировал по России с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан, выступал в Сибири с оркестром Новосибирского академического театра оперы и балета, а также с Новосибирским, Красноярским и Тюменским филармоническими оркестрами. Участвовал в концертном турне Аиды Гарифуллиной. 

    В числе ангажементов сезона 2023/24 – концерты в рамках Транссибирского Арт-Фестиваля Вадима Репина, Музыкального фестиваля Дениса Мацуева в Тюмени, фестиваля искусств «Хворостовский» в Красноярске, фестиваля имени С. В. Рахманинова «Белая сирень» в Казани, дебюты во Франции с Оркестром Центра – Долины Луары и Оркестром Пикардии.