Christmas in blue : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонемент Musica sacra nova

    Christmas in blue

    6 января 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Национальный академический оркестр
    народных инструментов России
    имени Н. П. Осипова
    Владимир Андропов, дирижёр
    Чак Уонсли (вокал)
    Михаил Иванов (фортепиано)
    Полина Орбах (джазовый вокал)
    Никита Шишков (труба)
    Игорь Иванушкин (контрабас)
    Екатерина Мочалова (домра)
    Даниил Стаднюк (баян)

    Трио балалаек: Алексей Вродливец, Константин Захарато, Александр Николайчук

    Победительница Всероссийского
    открытого конкурса юных талантов
    «Синяя птица–2016»
    Софья Тюрина (саксофон) 

    В программе:
    Миллер
    «Серенада лунного света» из музыки к кинофильму «Серенада солнечной долины» (аранжировка В.Кузовлева)
    Цыганков
    «Частушки»
    Андерсон
    «Вальсирующий кот»
    «Пустячок» (аранжировка В.Зиновьева)
    Римский-Корсаков
    «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

    Стайн
    Let it snow!

    Беше
    «Маленький цветок»

    Зубицкий
    «Посвящение Пьяццолле»

    Фина
    «Шмелиное буги»

     М. Иванов – Микита
    «Половецкая рапсодия» на темы А.Бородина, Д.Брубека, П.Дезмонда 

    Спиричуэл O, Holy Night

    Уэллс – Торме
    The Christmas song (аранжировка А.Белова)

    Фостер
    My grown-up Christmas list 

    Берлин
    White Christmas (аранжировка А.Белова)

    М. Иванов
    Прогулка с дочкой «Дразнилка» (оркестровка В.Кузовлева)
    Bells Blues (оркестровка О.Тарасова)

    А. Иванов
    «Фиеста» (оркестровка О.Тарасова)

    12+

    Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова

    Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.

    В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.

    Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.

    Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.

    После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.

    С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.

    Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.

    В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.

    Владимир Андропов

    Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.

    Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.

    Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского. 

    В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна. 

    В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами. 

    В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова. 

    Чак Уонсли

    Уроженец Нью-Йорка Чак Уонсли начал профессиональную карьеру в 18 лет, гастролируя с интернациональной молодежной группой Up With People. Спустя несколько лет он поступил в бостонский музыкальный колледж Беркли и присоединился к популярной группе Match. Вернувшись в Нью-Йорк, начал сольную карьеру. Он добился успеха как певец, барабанщик и танцор, выступая с Томеком Лампрехтом и его секстетом Model Citizens, участвовал в бродвейских шоу, записывался в студиях, работал бэк-вокалистом у знаменитых нью-йоркских солистов Марты Ривз, Мэри Уэллс, Уилла Даунинга и Филлис Хаймен, в группах The Bitter End, CBGB и Danceteria.

    В 1983 году Чак стал одним из основателей Warp-9 – одной из первых электро-хип-хоп-групп 1980-х, выступавшей в нью-йоркских клубах Bond International и Palladium. Перебравшись в конце 1980-х в Лос-Анджелес, Чак заявил о себе как блестящий вокалист и барабанщик на R&B-сэшнах и клубных вечеринках и вошел наряду с мэтрами джаза в число артистов одного из ведущих концертных агентств. 

    В настоящее время Чак Уонсли и его «Нео-биг-бэнд» обращаются к американским джазовым стандартам, переосмысливая традиции великих мастеров эпохи свинга. На музыканта оказали влияние Нэт Кинг Коул, Фрэнк Синатра, Джо Уильямс, Тони Беннетт, Гарри Конник-младший и Грегори Портер. 

    Чак Уонсли выступает с ведущими биг-бэндами Нью-Йорка, Тампы, Берлина, Киото, Парижа. С 2015 года он часто появляется на европейских джазовых фестивалях и активно участвует в музыкальной жизни Праги: регулярно выступает в составе джаз-квартета и биг-бэнда, сотрудничает с Original Vintage Orchestra под руководством Петра Кроутила, преподает джазовый вокал.

    Михаил Иванов

    Пианист и музыкальный продюсер Михаил Иванов родился в 1962 году в Курске. Получил высшее музыкальное образование как пианист и композитор. Участник джазового проекта «Братья Ивановы». 

    Творческий альянс Михаила и Андрея Ивановых сложился в 1988 году: музыканты начали выступать в составе джазового «Ростов-трио» в Ростовской филармонии и вскоре завоевали I премию Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей в Ростове-на-Дону, а год спустя – Гран-при Европейского джазового конкурса в Брюсселе.

    Музыканты гастролировали в странах Европы и Северной Америки, участвовали в крупнейших джазовых фестивалях: в Нидерландах (North Sea Jazz), Канаде (Монреаль), Швейцарии (Монтрё), Бельгии. Сотрудничали с именитыми солистами и коллективами, среди которых Георгий Гаранян, Сергей Мазаев, Аркадий Шилклопер, Денис Мацуев, Игорь и Олег Бутманы, Валерий Пономарев, Давид Голощекин, Франк Ваганэ, Шенда Рул, Арли Леонард, Алексей Уткин, ансамбль солистов «Эрмитаж», «Виртуозы Москвы», ГСО «Новая Россия», оркестр Московской филармонии и Юрий Симонов.

    В 2003 году совместно с Московской филармонией был создан персональный абонемент «Симфоджаз братьев Ивановых» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Задачей и творческим содержанием абонемента стало создание оригинальных концертных программ на стыке современных и традиционных жанров в исполнении лучших симфонических, хоровых и народных коллективов и солистов. В рамках абонемента братья Ивановы представили около 40 эксклюзивных концертных программ. Здесь же была исполнена симфоническая поэма «Мое русское сердце» Михаила Иванова, за которую братья в 2010 году были удостоены Премии Москвы в области литературы и искусства. В 2013 году они получили Премию Правительства Российской Федерации в области культуры за создание концертной программы «Симфоджаз братьев Ивановых».

    В 2014 году братья Ивановы организовали и возглавили Центр развития этнической музыки Московской областной филармонии. Авторы идеи и руководители международного фестиваля «Пересекая время», а также фестиваля мировой музыки «Крещенские вечера». Участники фестиваля «Российская культурная миссия в Венеции» (Италия, 2019) и международного фестиваля «Очи черные» (Италия, 2019), на которых состоялись премьерные исполнения «Венецианской сюиты в блюзовых тонах» Михаила Иванова.

    Михаил Иванов – член Союза композиторов РФ, автор композиций и аранжировок, в том числе симфонической поэмы «Мое русское сердце». Создатель нового перкуссионного музыкального инструмента «Русская звонница "София"». На музыку его пьесы «На семи ветрах» хореограф Николай Андросов поставил балет для Московского государственного ансамбля танца «Русские сезоны».

    Автор идеи Международного фестиваля мировой музыки «Крещенские вечера». Лауреат Премии Правительства Москвы в области культуры. Заслуженный артист России. 

    Полина Орбах

    Певица, поэт и композитор Полина Орбах родилась в Чайковском (Пермский край). Обучалась в Чайковском музыкальном училище, затем продолжила образование в Государственной классической академии имени Маймонида в Москве (класс доцента Елены Крашевской), которую окончила с отличием. 

    Принимала участие в фестивалях Crescendo Дениса Мацуева, «Опера Live» Василия Ладюка, Vivarte и «Музыкальная экспедиция» Бориса Андрианова, «Джазовые сезоны» Игоря Бутмана, «Джазовая провинция» Леонида Винцкевича, «Усадьба Jazz» и других. Выступала в рамках абонементных циклов Московской филармонии («Симфоджаз братьев Ивановых») и Московского международного Дома музыки («И классика, и джаз»). Участница телепроектов «Главная сцена» на канале «Россия-1» и «Романтика романса» на канале «Россия-Культура».

    С 2017 года – солистка Московской областной филармонии. Солистка Центрального концертного оркестра полиции России под управлением Феликса Арановского. Выступала с такими звездами российского и мирового джаза, как Братья Ивановы, Яков Окунь, Вадим Эйленкриг, Игорь Бутман, Сергей Мазаев, Алексей Кузнецов, Даниил Крамер, Петр Востоков, Джил Вэдди, Паулин Джин, Айдар Гайнуллин, Шенда Рул и др., с оркестрами Musica Viva, «Новая Россия», «Виртуозы Москвы», известными музыкантами-представителями академического исполнительского искусства.

    Певица успешно исполняет разные стили джазовой музыки и эстрадный репертуар, собственные песни. Полина Орбах выпустила два альбома: в первом (Jazz Flavour, 2012) представлены джазовые стандарты и мировые хиты в стиле лаунж, второй составлен из авторских песен Полины, записанных с группой La.Band (2014).

    Игорь Иванушкин

    Игорь Иванушкин родился в 1964 году в Челябинске. Окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (1994, класс Анатолия Соболева). Дебютировал в ансамбле Александра Сухих. Известность к музыканту пришла, когда он стал выступать в составе квинтета «Игорь Бриль и новое поколение» (1993–1998). С 1997 года играл в дуэте с пианистом и композитором Андреем Разиным, с 1998-го – в его трио современной джазовой музыки «Второе приближение».

    Лауреат XIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Пхеньян, 1989), I Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей (Ростов-на-Дону, 1991), международного конкурса «Молодые джазовые музыканты мира» (Бухарест, 1997, Гран-при), джазового конкурса в Брюсселе (1998). Участник престижных джазовых фестивалей.

    В числе его коллег по джазовой сцене – Владимир Чекасин, Алексей Козлов, Владимир Тарасов, Игорь Широков, Олег Киреев, Алексей Кузнецов, Алексей Круглов, Клаус Кугель, Майк Эллис, Розуэлл Радд, Бирели Лагрен, Стохело Розенберг, Андреас Оберг, Дидье Локвуд, Шерон Кларк.

    В настоящее время Игорь Иванушкин – постоянный участник трио Фредерика Белинского, группы Аркадия Шилклопера, трио Олега Бутмана, а также ансамбля, сопровождающего авторские концерты Сергея Никитина. Выступает в ансамблях Анны Королёвой, Алины Ростоцкой, Антона Котикова, в трио «Столичное» и во многих других проектах.

    Екатерина Мочалова

    Родилась в 1988 году в Барановичах (Беларусь). В 2012 году окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Вячеслава Круглова), в 2016 – ассистентуру-стажировку РАМ. В 2018 году защитила кандидатскую диссертацию по истории мандолинного искусства. 

    Лауреат первых премий I Всероссийского музыкального конкурса, II Международного конкурса имени П. И. Нечепоренко, международных конкурсов исполнителей на мандолине в Токио и Осаке. Обладатель Гран-при II Международного конкурса-фестиваля «Искусство объединяет мир» (Сочи).

    С 2012 года – солистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова, с 2019 года – концертмейстер. 

    Первая исполнительница ряда сочинений для домры и мандолины Кузьмы Бодрова, Михаила Броннера, Кирилла Волкова, Ефрема Подгайца, Александра Цыганкова, Александра Чайковского, Натальи Хондо. 

    Выступала с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, камерным ансамблем «Солисты Москвы», Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Государственным камерным оркестром Гонконга, Madeira Classical Orchestra (Португалия), ансамблем старинной музыки «Телеман-консорт» и другими коллективами. Сотрудничала с известными музыкантами, в числе которых Юрий Башмет, Денис Мацуев, Александр Сладковский, Екатерина Мечетина, Дмитрий Юровский. 

    Принимала участие в фестивалях «Московская осень», «Созвездие мастеров», «Струны молодой России», «Музыка России», «Окно в Швейцарию» (Москва), Гаврилинском музыкальном фестивале (Вологда), «Северное сияние» (Якутск), Зимнем фестивале искусств в Сочи и Международном фестивале Юрия Башмета в Хабаровске, «Звезды на Байкале», «Денис Мацуев и друзья», Crescendo, международном фестивале мандолинистов в Осаке (Япония), Tamburica-Fest (Нови-Сад, Сербия), «Дорогами Просекко» (Италия) и других. 

    Преподает на кафедре струнных народных инструментов РАМ имени Гнесиных и в Тамбовском государственном музыкально-педагогическом институте имени С. В. Рахманинова. Проводит мастер-классы, принимает участие в жюри исполнительских конкурсов. Руководитель проекта «Антология домры» в РАМ имени Гнесиных.

    Даниил Стаднюк

    Даниил Стаднюк родился в 1984 году. Обучался в Ростовском училище искусств по специальности «баян» (класс Сергея Галкина) и «дирижирование» (класс Ольги Машиной). В 2008 году окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных как баянист (класс профессора Вячеслава Семёнова) и дирижер (класс профессора Вячеслава Чистякова). В 2012 окончил дирижерский факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (кафедра оперно-симфонического дирижирования, класс профессора Владимира Понькина).

    Лауреат всероссийских и международных конкурсов исполнителей на баяне и аккордеоне, среди которых «Фогтландские дни музыки» в Клингентале (Германия, 2002), World Accordion Championship в Каштелу-Бранку (Португалия, 2005), «Весна в Шанхае» (Китай, 2006), а также Конкурса дирижеров оркестров народных инструментов Юга России (Ростов-на-Дону, 2002) и II Всероссийского музыкального конкурса в номинации «Дирижирование оркестром русских народных инструментов» (2017).

    С 2008 года – солист Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова, с 2012 года выступает за дирижерским пультом. В качестве дирижера сотрудничал с Рязанским музыкальным театром и Оперным театром Московской консерватории.