К 135-летию Игоря Стравинского. «Чёрт, Солдат и Скрипка» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонемент Musica sacra nova

    К 135-летию Игоря Стравинского.
    «Чёрт, Солдат и Скрипка»

    19 декабря 2017

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда

    Организатор концерта — Агентство «Турне»



    К 135-летию Игоря Стравинского

    «Чёрт, Солдат и Скрипка» по мотивам «Истории солдата» и других сочинений И. Стравинского 

    Идея проекта и музыкальная версия Дмитрия Ситковецкого 

    Текст Михаила Успенского

    В главных ролях: 
    Владимир Познер – Рассказчик

    Андрей Макаревич – Солдат

    Дмитрий Ситковецкий – Чёрт 

    Дмитрий Ситковецкий (скрипка)

    Полина Осетинская (фортепиано)

    Игорь Фёдоров (кларнет)

    Антон Плескач (ударные) 

    Режиссёр-постановщик и хореограф – Михаил Кисляров

    Художник – Андрей Макаревич

    12+

    Информация предоставлена организатором



    К 135-летию Игоря Стравинского
    Концертный зал имени Чайковского
    19 декабря 22:30
    "ЧЕРТ, СОЛДАТ и СКРИПКА"
    музыкальный мультимедийный спектакль
    по мотивам «Истории солдата» и других сочинений И. Стравинского



    «Черт, солдат и скрипка»новая, яркая и неожиданная интерпретация знаменитой «Истории солдата» Игоря Стравинского, приуроченная к 135-летию композитора и 100-летию самого сочинения.

      Идея нынешней постановки родилась у известного скрипача и дирижера Дмитрия Ситковецкого, который создал свою музыкальную версию спектакля, включив в нее кроме музыки из «Истории солдата» номера из других сочинений Стравинского, написанные им примерно в то же время - оперы «Мавра», балета «Поцелуй феи» и др. Музыкальная часть спектакля построена в форме танцевальной сюиты. Сколько джаза, драйва и зрелищности в этих маршах, вальсах, танго, фокстротах и рэгтайме. Стравинский, познакомившийся в это время с американским джазом, написал: «Джаз означал совершенно новое звучание моей музыки, и «История солдата» отмечает окончательный разрыв с русской оркестровой школой…».

      «Черт, солдат и скрипка» - это новый вариант вечной легенды о Фаусте, основанный на его российской версии - сказке о "Беглом солдате и черте" из сборника Афанасьева. Текст спектакля – талантливый, современный, остроумный. Написан он поэтом Михаилом Успенским в стиле «раешного стиха», который широко использовали русские скоморохи, и который очень похож на современный рэп: «…Мимо речки, мимо луга, по шоссе «Дербент – Калуга» шёл солдат своей страны с необъявленной войны». Черт за столетия изменился: теперь у него есть биржи, банки, оффшоры, интернет. Да и в жизни Солдата появляются новые повороты: он становится «нефтяным олигархом», а его невеста бежит с «Абдуллой» в Эмираты. Но финал сказки-притчи – прежний: «не верьте сказкам и бредням - черт всегда смеется последним. Это у Бога законов много, а дьявол – он играет без правил…» и «… победителем лишь тот оказывается, кто с чертом вообще никогда не связывается…».

      Режиссер Михаил Кисляров превратил «читаемую, играемую, и танцуемую притчу» в яркий «мультимедийный спектакль», где нашлось место и музыке, и театральной игре, и чтецкой традиции, и пантомиме, и даже хип-хопу: «Главной интригой спектакля, конечно, стало участие в нём трёх "неактёров": Владимира Познера, Андрея Макаревича и Дмитрия Ситковецкого, совмещающего исполнение роли Черта с игрой на скрипке». Действо, в которое вовлечены и пианистка Полина Осетинская, и кларнетист Игорь Федоров, и перкуссионист Антон Плескач, разворачивается не только на сцене, но и в зрительном зале, на портиках, на больших экранах, где оживают рисунки Макаревича.

      За раскрытие сюжета в пластике и пантомиме в спектакле ответственны Александр Тронов и Анна Дельцова – Солдат и Принцесса. Мастера хип-хопа и лидеры экспериментального уличного танца, звезды телешоу «Танцы», они стали украшением и открытием спектакля.

    У «Истории солдата» - богатая история. В разные годы в представлении этой «читаемой, играемой и танцуемой» притчи принимали участие Жан Кокто, Жан Маре, Ванесса Редгрейв, Иэн Маккеллен, Питер Устинов и даже Стинг. Приглашаем Вас посмотреть и послушать нашу версию, первое и единственное представление которой состоялось в рамках фестиваля «Черешневый лес» 19 мая 2017 года. «Успех у исполнения был сумасшедший, зал абсолютно переполнен, явилась и музыкальная элита, и телевизионная… Иными словами, продюсерски затея оправдалась на сто процентов», - написал С. Бирюков в своей рецензии «Не меняйте скрипку на «планшету».

    Слово главным действующим лицам спектакля:

    Дмитрий Ситковецкий: «СегодняСтравинский занимает солидное место в моем репертуаре. Впервые же серьезно я «встретился» с его музыкой в студенческие годы, учась в Джульярдской школе. Мы с ребятами играли сюиту из «Истории солдата» и активно гастролировали с ней. Так что это произведение стало моим первым знакомством, а точнее - полным погружением в Стравинского. Но мне уже тогда показалось, что и в оригинальном тексте, и в музыкальном материале есть структурные проблемы. Поэтому в нашем спектакле «Черт, солдат и скрипка» я использовал пьесы не только из «Истории солдата».

    Андрей Макаревич о работе над спектаклем: «Мне страшно интересно было работать над этим спектаклем. Бешеный коктейль: музыка Стравинского (ведь не было бы современного джаза и рок-н-ролла без Стравинского!), сказка Афанасьева в блестящем стихотворном переложении Михаила Успенского, отчего она вдруг оказалась написанной сегодня и про сегодня! Да, и компания «действующих лиц» …»

    Владимир Познер: «Это мой первый опыт в музыкальной постановке. После первой репетиции, которая, на мой взгляд, была крайне неудачной, я сказал, что давайте я не буду этим заниматься, это все-таки не мое дело. Ну, вторая репетиция прошла хорошо, и потом я, в общем-то, увлекся. Участвовать в спектакле, где есть режиссер, очень профессиональный, талантливый, где есть другие действующие лица, и где самое главное, конечно, это музыка и нужно как-то в эту музыку вписаться, все это вместе взятое оказалось для меня невероятно увлекательным делом. На мой взгляд это очень любопытно даже для тех, кто может не очень увлекается Стравинским».

    Игорь Федоров: «…это один из самых сказочных и чертовски головокружительных проектов, в которых я принимал участие!»

    Полина Осетинская: «Эксперименты - вещь опасная, но почётная. Когда классическому музыканту надоедают рамки узкого академизма, он рискует и раздвигает пространство. То действо, а вернее синтез многих видов искусств, что у нас получается - меня очень увлекает. Надеюсь, это увлечёт и вас, дорогие зрители!»

    Идея проекта и музыкальная версия - Дмитрия Ситковецкого

    Текст - Михаила Успенского

    В спектакле принимают участие:
    Владимир Познер - в роли Чтеца
    Андрей Макаревич – в роли Солдата
    Дмитрий Ситковецкий, скрипка  - в роли Черта
    Полина Осетинская, фортепиано
    Игорь Федоров, кларнет
    Антон Плескач, ударные
    Александр Тронов, Анна Дельцова, экспериментальный танец – Солдат и Принцесса
    Режиссер-постановщик– Михаил Кисляров
    Хореография – Михаил Кисляров, Анна Дельцова, Александр Тронов
    Рисунки – Андрей Макаревич
    Художник по свету – Геннадий Алексеев
    Видеорежиссер – Алексей Шемятовский
    Оператор – постановщик – Иван-Пономарев
    Компьютерная анимация - Ян Калнберзин
    Помощник режиссера – Юна Голубова