Карин Дейе, Доминик Планкад Квартет имени Бородина : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Карин Дейе, Доминик Планкад
    Квартет имени Бородина

    9 марта 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Карин Дейе (меццо-сопрано)
    Доминик Планкад (фортепиано)
    Государственный квартет
    имени Бородина

    Рубен Агаронян, Сергей Ломовский, Игорь Найдин, Владимир Бальшин




    В программе:
    Форе
    Три романса: «Розы Исфахана», «Роза», «Негибнущий аромат»
    Баркарола № 1 ми минор для фортепиано
    Три романса: «Лунный свет», «Мандолина», «Пробуждение»
    «Добрая песня» - три части из вокального цикла
    П. И. Чайковский
    Струнный квартет № 1 ре мажор
    Шоссон
    Chanson perpétuelle («Непрерывная песня»), соч. 37

    12+

    Абонемент №44:

    Камерные вечера. Россия – Франция

    Карин Дейе

    Карин Дейе – дважды лауреат престижной национальной премии Франции в области академической музыки Les Victoires de la musique в номинации «Лучшая оперная певица» (2011, 2016). 

    Окончила Национальную консерваторию в Париже, где занималась под руководством профессора Мирей Алькантара, а также участвовала в мастер-классах прославленной оперной певицы Режин Креспен. Сценическую карьеру начала в 1998 году в труппе Национальной оперы Лиона, где исполняла партии Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта), Стефано («Ромео и Джульетта» Гуно), Розины («Севильский цирюльник» Россини), Елены («Дева озера» Россини) и многие другие. Вскоре начала петь на крупнейших французских сценах – в Авиньоне, Лионе, Страсбурге, Марселе, Тулузе, Туре, Бордо, на оперном фестивале «Хорегии Оранжа».

    Регулярно выступает в Парижской опере, где завоевала популярность как исполнительница партий Анджелины («Золушка» Россини), Розины («Севильский цирюльник» Россини), Поппеи («Коронация Поппеи» Монтеверди), Секста («Юлий Цезарь» Генделя), Ромео («Капулети и Монтекки» Беллини), Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта), Дорабеллы («Так поступают все женщины» Моцарта), Кармен в одноименной опере Бизе и Шарлотты («Вертер» Массне). Одна из новых ролей в Парижской опере – Донна Эльвира («Дон Жуан» Моцарта). 

    Певица выступала также на Зальцбургском фестивале («Волшебная флейта» Моцарта под управлением Риккардо Мути), в Королевском театре Мадрида и театре Лисео в Барселоне (главная роль в «Золушке» Массне). По приглашению нью-йоркской Метрополитен-оперы в 2006 году дебютировала в роли Зибеля («Фауст» Гуно), в дальнейшем исполнила на этой сцене роли Изолье («Граф Ори» Россини) и Никлауса («Сказки Гофмана» Оффенбаха) под управлением Джеймса Левайна. Затем выступила в роли Анджелины («Золушка» Россини) в Опере Сан-Франциско. 

    В разнообразных концертных программах сотрудничала с известными музыкантами, коллективами и дирижерами, такими как Эмманюэль Кривин, Дэвид Стерн, Лоренцо Виотти, Даниэле Рустиони, Курт Мазур, Уильям Кристи, Бруно Кампанелла, Эмманюэль Аим, Луи Лангре, Мюнг-Вун Чунг, Филипп Кассар, Рено Капюсон, Николас Ангелич, Доминик Планкад, L’Ensemble Contraste, Quatuor Ebène, Малеровский камерный оркестр и др. 

    В числе важнейших событий последних сезонов – исполнение партий Адальжизы («Норма» Беллини) в Королевском театре в Мадриде, Шарлотты («Вертер» Массне, концертное исполнение) в Зале имени Чайковского в Москве, Консепсьон («Испанский час» Равеля, концертное исполнение) в Опере Бордо, Армиды в одноименной опере Россини в Национальной опере Монпелье, Альцесты в одноименной опере Глюка в Национальной опере Лиона, Ромео («Капулети и Монтекки» Беллини) в Опере Марселя, Эльвиры («Пуритане» Беллини) на Фестивале Радио Франс в Монпелье. 

    В сезоне 2017/18 певица дебютировала в партии Марии («Диалоги кармелиток» Пуленка) в Королевском театре де ля Монне в Брюсселе и в главной роли в опере «Семирамида» Россини в Опере Сент-Этьена, выступила в партии Стефано («Ромео и Джульетта» Гуно) в нью-йоркской Метрополитен-опере и заглавной роли в «Золушке» Россини (концертное исполнение) в Театре Елисейских полей в Париже. 

    Среди ангажементов сезона 2018/19 – исполнение партий Урбана («Гугеноты» Мейербера») в новой постановке Парижской оперы; Астазии («Тарар» Сальери) под управлением Кристофа Руссе в Париже, Вене и Кане перед записью на CD для фирмы Alpha; Маргариты («Осуждение Фауста» Берлиоза) в Опере Ниццы; Шарлотты и Адальжизы в Капитолии Тулузы; Эльвиры на оперном фестивале «Хорегии Оранжа»; Елены («Дева озера» Россини) и Балкис («Царица Савская» Гуно) в Опере Марселя; Анджелины в Королевской опере Валлонии в Льеже, а также выступления с оркестрами и сольные концерты.

    Доминик Планкад

    Французский пианист Доминик Планкад – выпускник Национальной Парижской консерватории, где занимался у Паскаля Девуайона, Кристиана Ивальди и Алена Планеса, а также брал классы аккомпанемента у Жана Кернера. В годы обучения завоевал первую премию консерватории в области фортепианной и камерной музыки. В 1992 году с пианисткой Лорой Фромантен основал фортепианный дуэт, который был вскоре отмечен и приглашён к сотрудничеству компанией EMI Classics. Первые же выступления дуэта получили положительные отзывы критиков и публики во Франции и других европейских странах, после чего началась успешная международная карьера музыкантов.

    Помимо дуэта Планкад – Фромантен, выступает в камерных ансамблях с такими музыкантами, как альтисты Табеа Циммерман, Нобуко Имаи, Жерар Коссе, скрипачи Жиль Апап, Неманья Радулович, Сергей Хачатрян, Лоран Корсиа, Изабель Фауст, виолончелисты Ролан Пиду, Жером Перно, певица Карин Дейе и многими другими. Принимает участие в крупных международных фестивалях: «Безумный день» в Нанте, фестиваль в Ла-рок-д'Антероне, «Летний фестиваль» в Тулузе, фестиваль Радио Франс в Монпелье, фортепианный фестиваль в Осере, Musicades в Лионе, фестиваль Джордже Энеску в Мангейме и других. Выступает на лучших сценах Европы и Азии – в Театре Елисейских полей и Музее Орсе в Париже, Изуми-холл в Осаке, Тонхалле в Цюрихе, зале «Мегарон» в Афинах, во Дворце изящных искусств в Брюсселе. Доминик Планкад – постоянный гость программ крупнейших радиостанций и телеканалов Франции: France Musique, France Culture, France Inter.

    Государственный квартет имени Бородина

    Рубен Агаронян (первая скрипка)
    Сергей Ломовский (вторая скрипка)
    Игорь Найдин (альт)
    Владимир Бальшин (виолончель)

    Государственный квартет имени Бородина — уникальное явление в истории музыкальной культуры не только России, но и всего мира. Этот легендарный ансамбль снискал репутацию одного из лидеров мирового квартетного музицирования, а феноменальное творческое долголетие Квартета еще в 1995 году было отмечено «Книгой рекордов Гиннесса». В прошедшем сезоне Государственному квартету имени Бородина исполнилось 70 лет.

    «Перед нами не четыре исполнителя, а один инструмент величайшей виртуозности» — эта характеристика, данная Квартету немецкой газетой Frankfurter Allgemeine, могла бы украсить рецензию на любой концерт «бородинцев», в любом составе, будь то далекое или недавнее прошлое либо сегодняшний день.

    История этого выдающегося ансамбля ведет отсчет с 1945 года, когда в стенах Московской консерватории в классе камерного ансамбля профессора Михаила Тэриана образовался струнный квартет, в состав которого вошли Ростислав Дубинский (1-я скрипка), Владимир Рабей (2-я скрипка), Юрий Николаевский (альт) и Мстислав Ростропович (виолончель), место которого вскоре занял Валентин Берлинский.

    В отличие от других студенческих ансамблей, будущие музыканты Квартета имени Бородина уже в стенах консерватории ощутили себя единым коллективом и решили посвятить себя квартетному искусству. В 1946 году Квартет, тогда еще студенческий, стал коллективом Московской филармонии (первый концерт состоялся 10 октября). Вскоре Владимира Рабея и Юрия Николаевского сменили Нина Баршай и Рудольф Баршай.

    С первых лет Квартет поражал разнообразием своего репертуара. Наряду с классическими квартетными опусами, музыканты практически сразу стали включать в свои программы произведения современных советских композиторов. Только за первые пять сезонов они исполнили около ста таких сочинений. Среди авторов, произведения которых играли музыканты Квартета, — Сергей Прокофьев, Николай Мясковский, Дмитрий Кабалевский, Моисей Вайнберг, Борис Чайковский, Герман Галынин, Юрий Левитин, Николай Пейко, Виссарион Шебалин, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке и другие. Многие сочинения впервые прозвучали именно в исполнении Квартета и были ему посвящены. В программах коллектива рождалась история советской камерной музыки.

    В 1955 году, благодаря выдающемуся исполнению сочинений А. Бородина, коллектив получает свое имя – Квартет имени Бородина, которое сегодня во всем мире звучит как синоним высочайшего исполнительского мастерства. Второе десятилетие (1955–1965) становится временем стремительного творческого восхождения коллектива. К этому времени вторым скрипачом в ансамбле стал Ярослав Александров, а альтистом Дмитрий Шебалин – сын композитора Виссариона Яковлевича Шебалина. Новый состав (Ростислав Дубинский, Ярослав Александров, Дмитрий Шебалин, Валентин Берлинский) просуществовал более 20 лет, до середины 70-х годов. Дмитрий Виссарионович Шебалин проиграл в Квартете 43 года, параллельно являясь профессором Московской консерватории и воспитав много известных исполнителей камерной музыки.

    В 1955 году Квартет имени Бородина впервые выехал за рубеж. За десять лет коллектив побывал в двадцати странах, включая  Чехословакию, Германию, Италию, Швецию, Финляндию, а также США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию. Всем концертам коллектива сопутствовал огромный успех. О «бородинцах» стали говорить как об одном из лучших квартетов мира.

    В 1950 году началось содружество Квартета со Святославом Рихтером, продлившееся более четырех десятилетий. В ансамбле с великим артистом было сыграно 83 концерта, исполнено и записано 14 сочинений, в том числе квинтеты Дворжака, Шостаковича, Франка, Шумана, Брамса, Регера, Копленда. Эти концерты и записи принадлежат к вершинам мирового исполнительства.

    В 1975 году покинул СССР Ростислав Дубинский — «первая скрипка» Квартета, который на протяжении первых 30 лет с момента основания являлся творческим вдохновителем Квартета. Именно с его именем связано зарождение собственного музыкального почерка «бородинцев». Его уход, естественно, стал ударом для коллектива. Примерно в то же время из-за болезни из Квартета был вынужден уйти и скрипач Ярослав Александров.

    Многие тогда говорили, что Квартету имени Бородина суждено прекратить свое существование. Однако коллектив выстоял. И возобновление после небольшого перерыва зарубежных гастролей ансамбля доказало, что ему удалось сохранить свои блестящие художественные достоинства. Первым скрипачом коллектива стал молодой музыкант Михаил Копельман, который уже являлся в то время концертмейстером оркестра Московской филармонии. Ярослава Александрова за вторым пультом сменил Андрей Абраменков, многие годы до этого игравший в Московском камерном оркестре под управлением Рудольфа Баршая. В новом составе «бородинцы» заново записали квартеты Бородина, и эта запись была признана в Великобритании лучшей записью года.

    Особая страница в жизни ансамбля – творческое сотрудничество с Дмитрием Шостаковичем, длившееся более 30 лет. «Бородинцы» исполняли его квартеты с самого начала своего творческого пути до последнего года жизни композитора, находясь в тесном контакте с автором. Последним публичным выступлением Шостаковича в качестве пианиста (на посвященном творчеству Шостаковича фестивале современной музыки в Горьком, 23 февраля 1964 года) было исполнение собственного Фортепианного квинтета совместно с музыкантами Квартета имени Бородина.

    «Бородинцы» поставили 15 квартетов Шостаковича вровень с такими великими образцами квартетной литературы, как цикл бетховенских квартетов. Благодаря им, квартеты Шостаковича прозвучали тысячи раз по всему земному шару.

    После смерти Шостаковича в 1975 году работа над произведениями композитора не была прекращена. «Шостакович у Квартета имени Бородина, как говорится, в крови...», — писал обозреватель кливлендской газеты Дональд Розенберг. Масштабный цикл «Все квартеты Шостаковича» был исполнен музыкантами (начиная с 1980 года) десятки раз в Москве, а также во многих городах России и мира — Лондоне, Мадриде, Венеции, Амстердаме, Сан-Франциско, Кёльне, Франкфурте-на-Майне, Вене, Лиссабоне, Цюрихе, Хельсинки, Париже, Нью-Йорке и многих других. Запись всех 15 квартетов Шостаковича, осуществленная «бородинцами» к 80-летию со дня рождения композитора (1986), также была переиздана ведущими звукозаписывающими компаниями мира — EMI и BMG. Начиная с середины 90-х годов, вновь происходит постепенное обновление и омоложение коллектива. В 1996 году «первой скрипкой» Квартета стал Рубен Агаронян, а Дмитрия Шебалина на позиции альта сменил Игорь Найдин. В 2007 году вместо Валентина Берлинского в Квартет пришел Владимир Бальшин. С 2011 года вместо Андрея Абраменкова в квартете играет Сергей Ломовский.

    В биографии Квартета — около семи тысяч концертов в СССР, России, десятках стран Европы, Азии, Америки, Австралии, которые посетили около миллиона слушателей, сотни записей, удостоенные самых престижных наград, участие в многочисленных музыкальных фестивалях в России и за рубежом («Декабрьские вечера Святослава Рихтера», фестивали в Зальцбурге, Эдинбурге, Париже, Стамбуле, Бонне, Олдборо, Лондоне, Токио и многих других городах).

    С «бородинцами» выступали выдающиеся солисты прошлого и наших дней, среди которых Константин Игумнов, Генрих Нейгауз, Александр Гольденвейзер, Мария Юдина, Лев Оборин, Яков Зак, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Святослав Кнушевицкий, Мстислав Ростропович, Белла Давидович, Элисо Вирсаладзе, Наум Штаркман, Николай Петров, Михаил Плетнёв, Владимир Крайнев, Елизавета Леонская, Людмила Берлинская, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Наталия Гутман, Кристоф Эшенбах, Андраш Шифф, Менахем Пресслер, Трульс Мерк, Майкл Коллинз, Марио Брунелло, Сабина Майер, Олег Майзенберг, Алексей Любимов, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Володин.

    Диски Квартета вышли на фирмах Великобритании, Германии, Польши, Швеции, Японии, Новой Зеландии, России и США. В сумме они включают более ста сочинений.

    Коллектив сохраняет высочайший профессиональный уровень, особый «фирменный» почерк, неповторимый звук, непревзойденное искусство ансамбля. Перемены не изменили ни интенсивности концертной жизни, ни уровня выступлений «бородинцев». Значительным достижением Квартета стала запись всех квартетов Бетховена на английской фирмe Chandos. Недавно Квартет подписал контракт на запись всех квартетов Шостаковича с фирмой Decca. Первый диск цикла вышел в марте 2015 года.

    Большая заслуга в преемственности и сохранении традиций Квартета принадлежит одному из его основателей, Валентину Александровичу Берлинскому (1925–2008). Валентин Берлинский говорил, что, когда создавался коллектив, «идея была как раз в том, что Квартет должен существовать постоянно». Сам Валентин Александрович отдал игре в Квартете имени Бородина 62 года. Много сил он отдавал преподавательской и общественно-организаторской деятельности: был профессором Российской академии музыки имени Гнесиных, организатором и председателем жюри Конкурса квартетов имени Шостаковича, художественным руководителем Международного фестиваля искусств имени академика А. Д. Сахарова в Нижнем Новгороде.

    Свое 70-летие коллектив отметил выступлениями в важнейших концертных залах мира, таких как Консертгебау в Амстердаме, Концертхаус в Берлине, Музикферайн в Вене, Сите-де-ла-музик в Париже, Кёльнская филармония, Вигмор-холл в Лондоне, Альте-опера во Франкфурте, Московская консерватория, Мариинский зал Санкт-Петербурга, Тонхалле Цюриха; а также на фестивалях Шлезвиг-Гольштейн и Рейнгау в Германии, в Стамбуле,  Бергене и многих других.

    Государственный квартет имени Бородина — лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1968), Государственной премии СССР (1986), Премии мэрии Москвы (1998), Государственной премии России (2001).

    В 2015 году Квартет был награжден премией имени Д. Шостаковича в Горише (Германия) и премией Lifetime Achievement Award на Стамбульском музыкальном фестивале.

    Рубен Агаронян (1-я скрипка) — народный артист Армении, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии Армении, Государственной премии России, кавалер Ордена Дружбы народов и Ордена Почета, профессор.

    Окончил Московскую консерваторию у Ю. Янкелевича и аспирантуру у Л. Когана. Лауреат международных конкурсов в Монреале, имени Дж. Энеску, имени П. И. Чайковского и других.

    Как солист гастролировал в городах СССР и России, странах СНГ, Европы, Азии, Америки. В его репертуаре — шедевры мировой скрипичной литературы, а также произведения современных армянских композиторов, некоторые из которых посвящены скрипачу.

    В 1982-1996 годах был художественным руководителем Государственного камерного оркестра Армении, с 1971 по 1996 — профессор Ереванской консерватории.

    Сергей Ломовский (2-я скрипка) окончил Московскую консерваторию по классу профессора Н. Бешкиной и аспирантуру по классу профессора С. Кравченко. Обладатель Гран-при Конкурса камерных ансамблей в Анконе (Италия) в составе «Московского струнного трио». Участник фестивалей камерной музыки в Европе и странах ближнего зарубежья, где выступал с В. Третьяковым, Ю. Башметом, М. Брунелло, С. Накаряковым и другими известными музыкантами. В 1992-2011 годах — концертмейстер группы вторых скрипок Камерного ансамбля «Солисты Москвы» под  управлением Ю. Башмета. Награжден Почетным знаком «За достижения в культуре» Министерства культуры РФ.

    Игорь Найдин (альт) — заслуженный артист России, лауреат Государственной премии России. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

    Учился на скрипке в ЦМШ при Московской консерватории у профессора М. Глезаровой, затем в Московской консерватории по классу скрипки и одновременно по классу альта у профессора Ю. Башмета. Играл в Квартете Russo, сформировавшемся в классе М. Копельмана (занятия с квартетом проводили также В. Берлинский и Д. Шебалин).

    Лауреат международных квартетных конкурсов: «Концертино Прага», в Италии и И. Менухина в Лондоне, победитель Международного конкурса альтистов Ю. Башмета в Москве (1995). Преподает в Московской консерватории.

    Владимир Бальшин (виолончель) — заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру (класс профессора Н. Шаховской). В составе Квартета Russo стал лауреатом международных конкурсов в Италии и конкурса И. Менухина в Лондоне. В 1994 году награжден специальным призом на Международном конкурсе виолончелистов М. Ростроповича в Париже. Дипломант XI Международного конкурса имени П. И. Чайковского, лауреат Международного конкурса виолончелистов имени А. Янигро (Загреб). В 1993-1998 годах играл в Камерном ансамбле «Солисты Москвы» под управлением Ю. Башмета. В 1998-2007 годах — солист ансамбля «Брамс-трио». Преподает в Московской консерватории.