Детский хореографический ансамбль «Юный москвич» имени Веры Ингель Дома культуры имени С.Зуева

    15 мая 2011

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Адан
    Звенят Бубенчики

    12+

    Абонемент №68:

    «Хочу танцевать». (4 концерта)

    Исполнители:

    Детский хореографический ансамбль «Юный москвич» имени Веры Ингель Дома культуры имени С.Зуева
    Художественный руководитель – Александр Лопатто

    Молодежный симфонический оркестр СНГ

    Идея формирования единого культурного пространства стран СНГ не может быть реализована без участия молодежи. Именно молодым людям — открытым к общению и познанию — предстоит стереть границы, существующие на бумаге и в головах, преодолеть языковые барьеры, ощутить, что мир больше, чем кажется и почувствовать себя его органичной и неотъемлемой частью. То, каким мы увидим будущее, зависит от многих политических аспектов, но то, что культурные взаимодействия сближают людей сильнее, чем любые иные — факт неоспоримый. В этом контексте создание проекта «Молодежный симфонический оркестр СНГ» — знаковое явление. Талантливые молодые люди из разных стран, различных национальностей и культурных устоев, оказавшись вместе, создают в процессе репетиций и концертных выступлений свой мир, общаясь без переводчиков, поскольку говорят между собой на универсальном, доступном каждому из них языке — языке музыки.

    С инициативой создания Молодежного симфонического оркестра стран СНГ выступил Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, а помогает ему в организации этого проекта Московская государственная академическая филармония. Впервые оркестр собрался в ноябре 2007 года в столице Казахстана Астане для участия в концерте, посвященном Второму форуму творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ. Дирижировал концертной программой народный артист России, Казахстана и Татарстана Фуат Мансуров. Успешное выступление послужило отличным фундаментом для продолжения развития этой идеи и через год, пройдя конкурсный отбор, 98 музыкантов из 10 стран приехали в Москву, чтобы подготовиться к серии концертов под руководством народного артиста СССР, профессора Юрия Симонова — художественного руководителя и главного дирижера Академического симфонического оркестра Московской филармонии. Первый концерт состоялся 13 сентября 2008 года в Большом зале Московской консерватории (солист — артист Московской филармонии, молодой пианист Вячеслав Грязнов), а затем оркестр, Юрий Симонов и всемирно известный пианист Денис Мацуев отправились в гастрольный тур, в рамках которого побывали с концертами в Баку, Душанбе, Бишкеке и Алматы.

    В 2009 году проект проходил с 8 сентября до 11 октября. За это время 95 музыкантов из 12 стран подготовили сложную, масштабную программу и выступили в Одессе, Киеве, Минске, Москве, Ереване и Кишиневе. С интернациональной командой молодых музыкантов работали народный артист РФ Марк Горенштейн, художественный руководитель и главный дирижер Госоркестра России имени Е.Ф.Светланова, и концертмейстеры ведущих оркестров Москвы, музыканты высочайшего уровня. Солировал в концертах пианист Мирослав Култышев, обладатель Второй премии и Серебряной медали XIII Международного конкурса имени П.И.Чайковского. 9 октября в рамках программы Саммита Президентов государств-участников СНГ молодежный коллектив дал концерт в Кишиневе вместе с Денисом Мацуевым.

    С 13 по 19 сентября 2009 года артистам оркестра была предоставлена возможность принять участие в Международном фестивале мастер-классов «Слава, маэстро!», организованном Благотворительным фондом М.Ростроповича при поддержке оперного центра Г.Вишневской и Московской филармонии, и лично пообщаться с мировыми знаменитостями — Давидом Герингасом (виолончель, Германия), Юрием Башметом (альт, Россия), Вэном Клайберном (фортепиано, США), Сергеем Крыловым (скрипка, Россия), Алексеем Уткиным (гобой, Россия) и Аркадием Шилклопером (валторна, Россия-Швейцария). Для молодых людей подготовлена и разнообразная культурная программа, включающая посещение музеев, театров, концертов и выставок во всех городах — участниках проекта, знакомство с особенностями национальных культурных традиций стран СНГ, а также совместный отдых и другие мероприятия, способствующие укреплению взаимопонимания, дружбы и плодотворному общению талантливой молодежи.

    В 2010 году Молодежный симфонический оркестр СНГ проводит две сессии: весеннюю и осеннюю. Весенняя сессия пройдет с 21 апреля по 11 мая и включает репетиционный период в Москве и два концерта — 7 мая в Нью-Йорке и 10 мая в Париже. Расписание и программа осенней сессии (сентябрь-октябрь) включают концерт в Москве, в рамках филармонического абонемента «Молодежные оркестры мира» в Концертном зале им. П.И.Чайковского. Солист — китайский скрипач, лауреат многих международных конкурсов Главный дирижер оркестра в 2010 году — художественный руководитель и главный дирижер Национального филармонического оркестра России, народный артист СССР Владимир Спиваков.

    В продвижении проекта организаторам помогают министерства культуры и филармонии стран-участниц, неоценимую поддержку оказывают ректоры музыкальных вузов Армении, Белоруссии, Молдовы, России, Украины, как и все культурные и мыслящие люди, заинтересованные в решении одной из главных профессиональных музыкальных задач современности — сохранении и развитии традиций исполнения симфонической музыки.

    Валерий Полянский

    Валерий Полянский – музыкант многогранного дарования, высочайшей культуры, глубокой эрудиции. Его дирижерская харизма в равной степени проявляется как в сфере хорового искусства, так и за пультом симфонического оркестра, а творческие поиски блестяще реализуются в самых разных жанрах – будь то оперы, сочинения для хора a cappella, монументальные кантатно-ораториальные произведения, симфонии, современные сочинения.

    Валерий Полянский родился в 1949 году в Москве. Его призвание определилось очень рано: оканчивая музыкальную школу, он в 13 лет уже дирижировал хором. Затем последовали годы учебы у Е. Зверевой в училище при Московской консерватории, которое В. Полянский заканчивает за три года; в Московской государственной консерватории молодой музыкант занимался одновременно на двух факультетах: дирижерско-хоровом (класс профессора Б. Куликова) и оперно-симфонического дирижирования (класс О. Димитриади).

    В аспирантуре судьба свела В. К. Полянского с Г. Н. Рождественским, который оказал большое влияние на дальнейшую творческую деятельность молодого дирижера.

    Важнейшей вехой в жизни Валерия Полянского стал 1971 год, когда он организовал Камерный хор из студентов Московской консерватории, а также стал дирижером Московского театра оперетты.

    В 1975 году в Италии, на крупнейшем Международном конкурсе «Гвидо д’Ареццо» Валерий Полянский и его Камерный хор стали безоговорочными победителями. Впервые хор из России получил Золотую медаль в номинации «академическое пение», удостоившись также «Золотого колокола» — символа лучшего хора конкурса. Валерию Полянскому был присужден специальный приз как лучшему дирижеру конкурса. Итальянцы тогда писали о музыканте: «Это подлинный Караян хорового дирижирования, обладающий исключительно яркой и гибкой музыкальностью».

    В 1977 году В. Полянский, не оставляя хор, становится дирижером Большого театра СССР, где в том числе участвует вместе с Г. Рождественским в постановке оперы Шостаковича «Катерина Измайлова», ведет другие спектакли.

    В те же годы начинается сотрудничество с Союзом композиторов: Валерий Полянский смело берется за освоение новых партитур, становится постоянным участником фестиваля современной музыки «Московская осень». Ему посвящают свои сочинения лучшие российские композиторы – Н. Сидельников, Э. Денисов, А. Шнитке, С. Губайдулина, Д. Кривицкий, А. Виеру. «…Необходимо, чтобы звучали произведения наших дней. Мы живем в мире, который полон самых различных эмоциональных красок, душевных настроений, переживаний, противоборства страстей. Все это отражено так или иначе в богатейшей сокровищнице мировой музыки, все должно быть представлено на современной концертной сцене. Поддерживать современных композиторов – наш долг», — говорит дирижер.

    Возглавляя Государственный камерный хор, Валерий Полянский параллельно плодотворно сотрудничал с ведущими симфоническими коллективами России и зарубежных стран, неоднократно выступал с оркестрами Белоруссии, Исландии, Финляндии, Германии, Голландии, США, Тайваня, Турции. Им осуществлена постановка оперы Чайковского «Евгений Онегин» в Гетеборгском музыкальном театре (Швеция), на протяжении нескольких лет он являлся главным дирижером фестиваля «Оперные вечера» в Гетеборге.

    С 1992 года Валерий Полянский – художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической симфонической капеллы России.

    Дирижером осуществлено свыше 100 записей на ведущих звукозаписывающих фирмах, как в России, так за рубежом. Среди них – произведения Чайковского, Танеева, Глазунова, Скрябина, Брукнера, Дворжака, Регера, Шимановского, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке (Восьмая симфония Шнитке, выпущенная английской фирмой Сhandos records в 2001 году, признана лучшей записью года). Нельзя не сказать о записи всех хоровых концертов замечательного русского композитора Д. Бортнянского и о возрождении музыки А. Гречанинова, почти не исполнявшейся в России.

    Дирижер также является одним из лучших интерпретаторов наследия Рахманинова, в его дискографии – все симфонии композитора, все его оперы в концертном исполнении, все хоровые сочинения. Валерий Полянский – Президент Рахманиновского Общества, возглавляет Международный конкурс пианистов имени Рахманинова.

    В настоящее время внимание дирижера отдано Г. Малеру: силами Госкапеллы впервые в России проводится уникальный цикл «Густав Малер и его время», рассчитанный на несколько лет. В 2015 году, когда широко отмечался юбилей Чайковского, В. Полянский и Капелла провели фестиваль «Музыка на все времена», названный в СМИ «беспрецедентным».  В рамках фестиваля прозвучали все симфонии композитора, Девять духовных хоров, «Литургия св. Иоанна Златоуста» и опера «Пиковая дама» в концертном исполнении.

    С 2000 года в программах Госкапеллы отчетливо выделяется тяготение к жанру оперы в концертном исполнении. К настоящему моменту В. Полянский исполнил около 30 опер. Это – и русская классика (Чайковский, Римский-Корсаков, Гречанинов), и зарубежные авторы, в частности Верди, которому маэстро уже несколько сезонов подряд посвящает специальные абонементы. Среди представленных капеллой вердиевских шедевров — оперы «Луиза Миллер», «Трубадур», «Риголетто», «Сила судьбы», «Фальстаф», «Макбет» и другие. К 200-летию со дня рождения Верди на исторический сцене Большого театра В. Полянский с Госкапеллой провел гала-концерт “Viva, Verdi”, в который вошли  фрагменты из 13 опер и «Реквиема» композитора. Проект оказался настолько востребован, что был затем неоднократно повторен в абонементах Московской филармонии и на закрытии фестиваля «Янтарное ожерелье» (Калининград, 2015).

    Постоянно в поле зрения дирижера современные партитуры, им осуществлен ряд российских и мировых премьер, среди которых: «Джезуальдо» А. Шнитке (2000), «Последние дни Пушкина» А. Николаева (2007), «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» А. Чайковского (2011), «Альберт и Жизель» А. Журбина (2012), оратория «Государево дело» А. Чайковского (2013).

    Валерий Полянский стремится представить оперу в исторически точной интерпретации, использует оригинальные авторские редакции, привлекает к реализации опер в концертном исполнении музыкантов Госкапеллы и ведущих певцов известных российских театров. Сотрудничество с Капеллой позволило многим певцам творчески реализовать себя в операх, которых нет в афише их театров, и, таким образом, расширить и обогатить свой репертуар. Полянскому удалось собрать команду единомышленников, выработать свой оригинальный стиль в трактовке формы концертного исполнения оперы.

    Вклад дирижера в музыкальную культуру высоко отмечен государственными наградами. Валерий Полянский – народный артист России (1996), лауреат Государственных премий России (1994, 2010), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007).