Онлайн-трансляция

Камерный оркестр России. Искусство духовых

Юра Гинзбург кларнет
Константин Ефимов флейта
Мария Корякина флейта
Александра Симонова гобой
Евгений Бархатов кларнет
Анастасия Батракова фагот
Валерий Жаворонков валторна
Наталья Соколовская фортепиано

Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Александра Симонова гобой | Юра Гинзбург кларнет | Константин Ефимов флейта | Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Александра Симонова гобой | Юра Гинзбург кларнет | Константин Ефимов флейта | Камерный зал Филармонии

Диего Веласкес. Великий испанец

воскресенье, 14:00

В программе:

Римский-Корсаков
Испанское каприччио

Лало
«Испанская симфония» для скрипки с оркестром

Светланов
«Картины Испании» – рапсодия для оркестра

Абонемент продан

Диего Родрегес де Сильва-и-Веласкес – величайший представитель золотого века испанской живописи. Он был мастером портретного жанра, что проявилось уже в ранних картинах Севильского периода, воплощающих бытовые сцены или религиозные сюжеты, и обрело совершенство в Мадриде, когда он стал придворным живописцем, занимая при этом разные посты – вплоть до администратора королевского двора.

В молодости Веласекес находится под влиянием караваджизма (по имени основоположника течения – итальянского художника Караваджо) с его подчеркнутой реалистичностью фигур, усиленным освещением переднего плана и затемнением фона, плотностью письма. Но уже первое знакомство с королевской коллекцией в Мадриде (в особенности работы Тициана), меняет стиль Веласкеса, который перемещает акцент от строгого натурализма и суровых землистых спектров к яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов. В 1623 году один из его портретов (Портрет поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе) приносят королю Филиппу IV, который приходит в восторг и тут же заказывает художнику собственный портрет. Так жизнь Веласкеса навсегда входит в русло благополучия, но, одновременно, интенсивной работы. Талант позволяет ему обойти все интриги мадридского двора, и заниматься творчеством. Главными обязанностями придворных художников было создание портретов царствующей семьи и картин для украшения королевских покоев – последнее предоставляло достаточную свободу в выборе сюжетов.

Веласкес пользовался уважением при дворе не только как выдающийся художник, но и как умный администратор и дипломат (в частности, он принимал участие в устройстве брака между Людовиком ХIV и старшей дочерью Филиппа IV Марией Терезией). Дважды он совершал поездки в Италию, где не только занимался профессиональной деятельностью и изучал работы итальянских мастеров, но и выполнял другие получения короля. Во время второй поездки Веласкес написал портрет Папы Римского Иннокентия X, который увидев работу воскликнул «Слишком правдиво!» и щедро наградил художника.

Обладая незаурядным умом, Веласкес наполнял свои полотна аллегориями и смыслами (от «Водоноса из Севильи» до «Венеры перед зеркалом», «Менин» и «Прях»), оставив потомкам множество загадок и поводов для творческих споров.

К сожалению, многие полотна погибли при пожаре во дворце Эскориал 1734 года.

Творчество Веласкеса оказало значительное влияние на последующие поколения художников, в том числе на романтиков и импрессионистов.

В честь Веласкеса назван кратер на Меркурии.

Другие
концерты этого абонемента